Видеокамеры защитят учителей и школьников друг от друга

Почему имеет смысл оснащать казахстанские школы системой видеонаблюдения

В школьных и дошкольных учебных заведениях нередко возникают конфликтные моменты, некоторые из которых доходят до рукоприкладства. Под горячую руку попадают как ученики, доведшие педагога до отчаяния, так и учителя, которым достается от разъяренных родителей.

Почему имеет смысл оснащать казахстанские школы системой видеонаблюдения

Как правило, такие конфликты разрешить очень сложно, в первую очередь потому, что без свидетелей трудно докопаться до истины. И все же есть простое решение, которое позволило бы не только расставить все точки над «i», но и предупредить возникновение эксцессов.

Лучше один раз увидеть

В начале текущего учебного года в одной из лучших алматинских школ произошел инцидент, из-за которого чуть не уволили авторитетного учителя. Причиной этому послужил скандал, который подняла одна из родительниц, обвинив классного руководителя в халатности и безответственности.

Мол, ее ребенка бросили на улице под проливным дождем. Однако на деле все было не так. В тот осенний день действительно шел сильный дождь, только девочку (назовем ее Алла) никто не выгонял. После уроков всех одноклассников забрали родители, а она осталась ждать своих опаздывающих родственников в холле школы.

Спустя некоторое время школьница увидела свою маму и выбежала на улицу к ней навстречу. Однако эту ситуацию родители попытались представить общественности совершенно иначе — так, как будто бы их ребенок долгое время стоял на улице, на школьной площадке, и устроили скандал не только в школе, но и написали ряд ироничных постов в различных социальных сетях.

Понятно, что реакция не заставила себя ждать, и в адрес школы и самого педагога посыпались многочисленные посты, суть которых сводилась к одному: учителя наказать, школу — на контроль. Нетрудно предположить, каким бы был исход этих событий, если бы не записи с камер видеонаблюдения, установленных в холле школы, по которым видно, что девочка находилась на улице не более минуты, что она вышла из школы и практически сразу зашла обратно уже с разъяренной матерью.

Что любопытно, когда все выяснилось, родители Аллы тут же забрали документы ребенка из школы, а все свои посты в социальных сетях удалили.

Какую цель они преследовали? Чего хотели добиться увольнением авторитетного педагога? Ведь все могло быть иначе, если бы не запись с камер видеонаблюдения.

Есть вопросы, но есть и ответы

Мы уже писали о другом громком инциденте, когда в одном из частных садиков удалось выявить воспитателя, избивавшего детей. Опять же, помогли камеры видеонаблюдения. В открытых источниках множество видеозаписей о том, что творится в школах и детских садах. А там не только насилие над детьми, но и издевательства над учителями. Эдакая мода — довести учителя до отчаяния и слить в Сеть отрывок записи с подписью «такие у нас педагоги-тираны».

Понятно, что все родители любят детей и не допускают мысли о том, что он — ребенок — может проказничать на уроке и тем более довести учителя до нервного срыва. Это вполне нормальное поведение родителя, обоснованное даже не столько любовью к своему чаду, сколько доверием тому, что он говорит. Но все ли дети честны?

Ведь все знают, что при родителях, дома, ребенок ведет себя совсем не так, как на улице или в школе. И как раз именно об этом временном пространстве — когда ребенок вне семьи — родители, как правило, ничего не знают. И верят на слово своему ребенку. Кому верить — учителю или ребенку? В такой ситуации видеозапись помогает понять, кто же оказался на самом деле зачинщиком скандала.

Во время пленарного заседания в мажилисе депутат Шакир Хахазов обратился с запросом к премьер-министру Бакытжану Сагинтаеву с предложением внедрения масштабного видеоконтроля во всех школах.

— Любой учащийся может оклеветать учителя, обвинив его в унижении, избиении и даже в сексуальных домогательствах. Каждый ученик может снять на видеокамеру своего смартфона доведенного до отчаяния и психологического срыва учителя. Однако, как правило, на камеру не записываются те моменты, когда сами ученики довели педагога до такого состояния. Может, уже настала пора оснастить школьные коридоры и классы видеокамерами, чтобы учитель мог защитить себя в подобных ситуациях? — вопрошает депутат.

Тема внедрения тотального контроля не нова и уже не первый год муссируется как на разных уровнях Минобразования, так и среди родителей учеников. Причем вызывая жаркие споры. Понятно, что тут есть как сторонники новшества, так и его противники.

Многие педагоги открещиваются от видеокамер, ссылаясь на то, что им сложно работать, осознавая, что за ними кто-то наблюдает. Аргументируют они это тем, что наличие камер никак не отразится на улучшении качества образования, а то и вовсе может оказать обратное действие. Мол, если необходимо проверить уровень педагога, то достаточно проведения открытого урока, где обычно присутствуют родители или специальная комиссия.

Но на практике, согласитесь, открытый урок практически никогда не отражает реальной атмосферы в классе, которая наблюдается ежедневно. К «показательному» уроку готовятся заблаговременно, и его идеальность не более чем розовые очки, которые надевают гости. Если так, то эта практика устарела и считается неэффективной. Если учителю нечего скрывать, то он сможет полноценно вести любые уроки даже под пристальным наблюдением видеокамер. Если же он некомпетентен, то, видимо, следует поднимать вопрос о его отстранении от учебного процесса.

«Таинство урока» —

это что-то новенькое…

Другой весомый аргумент, который также выставляют в противовес установке камеры — это таинство урока. Что это такое, о чем речь?

Точного определения этому термину нет, но он подразумевает то, что класс — это особое, личное пространство учителя, в котором он устанавливает связь с детьми. А любое вмешательство «извне» это самое таинство разрушает. Однако в сухом остатке мы говорим не о каких-то неосязаемых абстракциях, а о методике подачи информации и поведении каждого отдельного педагога.

Понятно, что есть определенная информационная база, которую нужно дать, и «ниточки», в хорошем смысле этого слова, с помощью которых можно управлять учениками, у каждого педагога и учителя свои. Допускаем, что не обязательно они должны вписываться в классические стандарты педагогики. Однако всему должен быть свой предел, и тут важно, что называется, не перегнуть палку. Если же инцидент имеет место, то как раз наличие камер и позволило бы объективно оценить обстановку в классе.

Другое дело, что есть такой тип учителей, которые наоборот — излишне не утруждают себя и весь процесс обучения ограничивают раздачей заданий и самостоятельным изучением параграфов. Такие «таинства», конечно, мало кто хотел бы выставлять напоказ.

Все-таки камеры нужны, причем не одна на класс, а минимум две: первая направлена на учеников, вторая — на педагога. Это позволило бы не только следить за порядком, но и в онлайн-режиме транслировать процесс обучения, что крайне важно для тех же отсутствующих детей. Мы сейчас не о тех, кто прогуливает, а кого нет по уважительной причине, скажем, по болезни. Такая продвинутая система позволила бы не отставать от программы и в режиме реального времени изучать все предметы.

Конечно, к этому вопросу нужно подходить деликатно, ведь нельзя просто повсеместно установить камеры и на весь мир транслировать происходящее в казахстанских школах. Ведь есть и законодательная плоскость, которая предусматривает неприкосновенность личности. А имеют ли вообще право школы снимать детей? Имеют!

Использование видеокамер в общественных местах, в том числе в школе, должно проводиться с соблюдением требований законодательства об информации, о персональных данных и об охране изображения гражданина. И, как известно, вмешиваться в частную жизнь законодательством РК запрещено.

И все же школа — место общественное, во всяком случае, если речь идет о съемке класса, а не одного отдельного ученика. И тут директор школы вправе единолично принять решение об установке видеокамеры, без согласования этого вопроса с родителями и сотрудниками. При этом делать их скрытыми запрещено. То есть на входе в школу/класс должно висеть предупреждение о том, что ведется видеонаблюдение.

Но это еще не все. Произвести съемку — это одно дело, а как ее использовать — совершенно другое. Дело в том, что изображение человека, в том числе видеоизображение — это часть частной жизни. У любого гражданина есть право требовать прекратить распространение своего изображения, а также запросить компенсацию причиненного морального ущерба, если кто-либо допустил распространение видеозаписей, которые позволяют его идентифицировать. То есть крайне принципиальный момент — как хранить и использовать эти записи? У кого будет доступ к архиву?

Сейчас, к сожалению, все чаще появляются статьи о травле в социальных сетях. Их уже даже начали делить на свои классы: бомбинг, троллинг, пранк. И утечка информации со школьных камер может стать информационной бомбой со всеми вытекающими последствиями. Именно поэтому доступ к пункту видеонаблюдения и серверам должен быть минимален и допускать к материалам можно только четко определенную группу лиц, которая должна нести полную ответственность.

Но как тогда использовать запись, если ее нельзя никому показывать? Тут также важно понимать, кому и в каких условиях устроили показ.

Распространением является не только размещение в интернете или по ТВ, но и просто просмотр записи посторонними. Исключение составляют случаи, когда запись используют в общественных интересах. Например, на территории школы произошел инцидент — взрослый ударил школьника, дети разрисовали стены. Очевидно, что администрация школы может организовать просмотр соответствующей записи педагогами, членами управляющего совета или специальной комиссией, созданной для урегулирования конфликта, в том числе это может происходить с участием и без участников инцидента и их законных представителей. Согласие фигурантов записи не требуется, поскольку имеет место общественный интерес.

А вот если запущена видеозапись об особом поведении школьника или учителя, очевидно, что нет никакого общественного интереса для ее использования.

Но все это уже есть и работает

Во многих зарубежных школах уже давно применяют практику установки вебкамер, которые позволяют не только разрешать спорные моменты, но и каждому ответственному лицу просматривать процесс обучения в онлайн-режиме. Для этого у каждого родителя есть свой уникальный ключ доступа, который позволяет интерактивно подключиться к камере, установленной в классе его ребенка (только его, а не всей школы). То есть здесь зона ответственности о распространении и передаче информации распространяется и на родителей. Если утечка происходит, то выявить виновника не составляет большого труда — каждое подключение регистрируется в реестре и сохраняется на сервере.

Такая же ответственность должна быть предусмотрена и на случай несанкционированного отключения камер. Как минимум, назначаться комиссия и проводиться внутреннее расследование.

Тотальный контроль или практическая необходимость — это уже больше философский вопрос, который каждый определяет для себя сам.

Можно ли говорить о разрушении таинства педагогики? Думаем, что нет, ведь мы же привыкли к тому, во всех крупных магазинах и супермаркетах, в банках и прочих учреждениях установлены десятки камер, многие из которых «смотрят» буквально в лицо. Мы их не замечаем. Они следят за каждым движением кассиров и прочих работников, и это наблюдение ничуть не разрушает их рабочего «таинства», просто таким образом минимизируются все допустимые риски.

Запись рабочего процесса — это не ноу-хау, и самое главное, что в большинстве случаев после установки камер в школьных заведениях всегда наблюдался лишь положительный эффект. «Всевидящее око» пресекает идею дестабилизации рабочей обстановки и учебного процесса еще на этапе идеи, ведь всегда найдется хотя бы один из учеников, который напомнит, что уйти от ответственности не удастся и за каждое действие придется отвечать в полной мере.

Так нужны ли казахстанским школам камеры видеонаблюдения?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру