Хроника событий В Воронеже платные парковки могут сделать за пределами центра Тульские власти подсчитали доходы от платных городских парковок Воронежцы могут задать вопросы по платным парковкам службе поддержки Что происходит с парковками в центре Воронежа Стало известно, где в Воронеже установили первые паркоматы

История с платными парковками в Алматы обогащается новыми красочными сюжетами

500 тенге в час - такой может стать почасовая оплата парковки в южной столице в перспективе

21.02.2018 в 10:08, просмотров: 344

«Нашествие» — именно с этим емким словом у многих автомобилистов ассоциируется появление в Алматы единой системы платных парковок. Казалось бы, уже прошло два года с момента запуска пилотного проекта, однако споры вокруг этой темы не утихают до сих пор, все время наполняясь новыми фактами. Так в чем вопрос?

История с платными парковками в Алматы обогащается новыми красочными сюжетами

«Хвостатая» схема

Если сравнить алматинскую систему парковок («А-паркинг») с аналогами в других странах, то первое, что бросается в глаза, — это современное оборудование, которое по достоинству можно считать передовым. Для справки, первый в мире паркомат появился в 1935 году в центре Оклахома-Сити (США), а в 50-х годах они получили большое распространение в Англии и Японии.

И, что любопытно, некоторые из тех паркоматов-мамонтов используются до сих пор. На самом деле они неудобные, ведь для того, чтобы ими воспользоваться, нужно обязательно иметь при себе монеты. Ни о приеме бумажных купюр и уж тем более ни о какой интернет-оплате и речи идти не может.

На этом фоне наши автоматы с литерой «Р» выглядят действительно выигрышно. Но совершенны ли они? Увы, нет! Несмотря на то, что «А-паркинг» появился в Казахстане два года назад, сложности с эксплуатацией сохраняются, а вопросов к самой компании все больше.

На минувшей неделе прошла встреча журналистов с представителями компании «А-паркинг», которая, если использовать ее полное наименование, имеет сложно произносимое название ТОО «Алматы СпецТехПаркинг Сервис». На пресс-конференции затронули наиболее острые вопросы, а также озвучили планы компании на ближайшее будущее.

Конечно, многих коллег интересовал вопрос — будет ли сеть парковок расширяться дальше или карта ограничится охваченной территорией? Ответ не заставил себя ждать:

— В этом году мы планируем увеличить количество платных парковочных мест на территории Алматы. Сейчас платные парковки установлены в квадрате от улицы Достык до Наурызбай батыра и от Райымбека до Шевченко. Совместно с акиматом города сейчас прорабатывается вопрос — увеличить площадь от Достык до Сейфуллина и от Райымбека до Аль-Фараби, — сообщил генеральный директор ТОО «Алматы СпецТехПаркинг Сервис» Марат Принбеков.

Если перевести все в цифры, то запланировано увеличение числа парковочных мест с 11 тысяч уже работающих сегодня до 15 тысяч к концу 2018 года.

Но здесь любопытно другое — разве действующая зона не вышла за обозначенные руководителем «А-паркинга» границы? Нет, мы не говорим о таких «точках», как зоны в районе рынков и базаров, разбросанные по всему городу, — это совершенно отдельная тема. Однако, если провести экскурсию по городу, то станет ясно, что «владения» эти намного шире. Для того, чтобы в этом убедиться, не обязательно жечь бензин, достаточно зайти на сайт одноименной системы, где на карте парковок все четко прописано.

Допустим, парковочная зона «1008», которую обслуживает паркомат № 730, расположенная по улице Курмангазы на отрезке между Байтурсынова и Масанчи. Она далеко за обозначенным квадратом, однако предуп-реждающие знаки расставлены, паркоматы работают, люди в желто-черной униформе фотографируют номера припаркованных авто. Или зона «1005», которая перекрывает угол Курмангазы и проспект Достык. Сюда же можно отнести целый ряд «хвостов» начиная от улицы Макатаева до Казыбек би. Все они находятся за границей, обозначенной Принбековым.

Получается не совсем ясная ситуация: переговоры с акиматом еще ведутся, то есть договоренности не достигнуты, а деньги с этих участков уже снимают. Это как понимать?

Стоянка подешевеет! Но когда?

Возможно, эти микроучастки являются важными стратегическими объектами, на которых собирается неимоверное количество автомобилей, потому и сделали их платными. Ведь, как не устают говорить представители «А-паркинга», главная задача новой системы заключается вовсе не в том, чтобы зарабатывать деньги, а в разгрузке улицы мегаполиса. Кстати, в связи с этим стоит ждать изменения тарифов на уже действующих парковках. Причем алматинцы почувствуют эти изменения уже в этом году.

Со слов Принбекова, в компании руководствуются следующим принципом: если платная парковочная зона загружена более чем на 80 процентов, то там нужно поднимать стоимость. На сколько поднимут — это большой вопрос. Ранее озвучивали такие цифры, как 300 и даже 500 тенге в час, но, что называется, в перспективе.

Скорее всего удорожание будет поэтапным, с шагом в 50-100 тенге — это наше предположение. А как будет на самом деле, не берутся утверждать даже представители компании «А-паркинг».

В ходе конференции Принбеков также сказал, что цена может меняться и в другую сторону. То есть не только на увеличение, но и на уменьшение стоимости парковочного часа. Естественно, есть условие — загруженность парковочной зоны должна составлять менее 30 процентов. Да, было бы неплохо. Платить меньше! Только когда это произойдет, и как общественность сможет проследить за уровнем загрузки той или иной зоны? Ведь сейчас нельзя узнать даже сколько времени простоял твой автомобиль на парковке.

Информация о трафике парковочных зон закрыта от широкой публики, то есть решение об удешевлении парковки произойдет не по факту снижения «популярности» какой-то конкретной зоны, а тогда, когда это решит компания. И решит ли вообще?..

Ведь для «А-паркинга» это означает только одно — сокращение прибыли. Весь этот «пасьянс» невольно наталкивает на мысль о том, что количество «дорогих» парковок будет непропорционально больше «дешевых». Ведь это же логично?! Одно дело, если бы система была муниципальной и все (!) средства, вырученные с парковок, шли бы на развитие города, в казну. Однако в бюджет города попадает лишь часть суммы в виде налогового сбора и долевой части города. Все остальное отходит частному бизнесу — «А-паркингу».

Позвольте, а много ли вы знаете бизнесменов, которые могли бы переориентировать свой развивающийся бизнес по рельсам, ведущим к сокращению суммы прибыли, если доход стабилен?..

Неужели созрели?

Скорее всего, удорожание секторов приведет к тому, что на парковках будет гораздо меньше машин. Но это вовсе не означает, что общая численность транспорта в центральной части Алматы сократится. Не подготовил еще город достойной альтернативы личному транспорту, не получают алматинцы комфорта при передвижении по городу на автобусах. И случится это скорее всего не скоро. Ведь ключевую роль здесь вновь играет слово «бизнес».

Практически все действующие в Алматы маршруты сейчас находятся у частников. И, справедливости ради, стоит отметить, что многие из них действительно обновляют автопарк, правда, при поддержке акимата. Но при этом мы не наблюдаем расширения, то есть увеличения численности общего подвижного состава. Ведь с учетом численности населения в Алматы единственным способом решения этой задачи является увеличение парка, причем двух- или даже троекратное. Но не один частник на это не пойдет. Зачем гонять полупустые автобусы, если можно эксплуатировать один, приносящий сопоставимую прибыль при вдвойне уменьшенных затратах.

В этом вопросе пока не видно просвета, а значит, те полмиллиона автомобилей, которые курсируют по Алматы ежедневно, сохранят свое присутствие. А увеличение стоимости парковки приведет лишь к тому, что усугубится ситуация там, где она и без того стала невыносимой (с момента появления «А-паркинга») — во дворах жилых домов. Стихийные стоянки на детских площадках, закатанные и раскуроченные газоны, многочисленные потасовки жильцов домов с водителями-чужаками — вот результат «создания порядка» у обочины дорог.

Вопрос требует принятия кардинальных мер, и, кажется, подвижки в нем уже появились. Но о них чуть ниже, сейчас вернемся к действующим парковочным зонам, на которые впредь можно получить солидную скидку. Но не везде и не для всех.

Речь идет о резидентском соглашении, которое позволяет платить не по 100 тенге в час, а всего 1000 в месяц. Это возможно, но получить такую привилегию может не каждый, да и действует она лишь в определенных зонах. Это участки проезжей части с установленной системой «А-паркинг», которые расположены вдоль жилых домов.

Например, на всей протяженности улицы Желтоксан действует система платных парковок, то есть парковка обходится в 100 тенге в час. Однако, если алматинец проживает там, где его двор граничит с этой улицей, он может претендовать на резидентское соглашение и, оплатив указанную выше сумму, ставить авто на улице Желтоксан на сутки, не опасаясь, что его кто-то оштрафует или выставит немыслимый счет. Правда, для этого нужно привезти в «А-паркинг» адресную справку, подтверждающую прописку, а также заключить соответствующий договор.

С учетом перегруженности дворовых зон эта новость для некоторых водителей действительно покажется хорошей. Однако это нововведение уже на следующий день после конференции вызвало бурную реакцию в Казнете. И вот почему.

Согласно данным информагентства «Интерфакс-Казахстан», некоторые СМИ распространили недостоверную информацию о внедрении платных парковок во дворах жилых домов. Это возмутило многих пользователей соцсети.

Пресс-центр отреагировал оперативно, однако информация уже ушла в Сеть, и, чтобы погасить вздымающуюся волну возмущений, цитат Принбекова уже было недостаточно.

Тут пришлось вмешиваться высокопоставленным чиновникам. Руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы Максут Исахов опроверг возможность внедрения системы платных парковок во дворах жилых домов мегаполиса.

«Подобное решение в акимате Алматы не рассматривалось, поэтому со всей ответственностью заявляю, что платных парковок во дворах жилых домов не будет. Для решения проблемы засилия автомобилей на дворовых территориях мы разрабатываем поправки в правила благоустройства, которые позволят жильцам общим решением через КСК устанавливать шлагбаумы», — сказал Исахов.

«Также он отметил, что сегодня прорабатываются механизмы обеспечения беспрепятственного проезда спецтранспорта при наличии шлагбаума, то есть пожарной техники, скорой медицинской помощи. По словам руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог города, новые правила планируют разработать уже во втором квартале текущего года», — говорится в официальном сообщении акимата.

Неужели созрели? Об аналогичных способах решения проблемы стихийных стоянок мы говорили более года назад, однако какие-то действия, хотя бы на уровне обещаний, увидели только сейчас — когда в Сети появилась пусть и не соответствующая действительности, но взволновавшая общественность информация.

Тема парковок неисчерпаема, и в одном материале сложно раскрыть все ее аспекты, даже если брать за основу всего одну пресс-конференцию. Однако мы обязательно поднимем наиболее важные тезисы в последующих публикациях.

Платные парковки. Хроника событий