Для современной молодежи 9 мая - это выходной, а "План Барбаросса" - намерения на ближайший вечер

19% молодых респондентов в России не знают, что немцы не смогли войти в Ленинград

На прошлой неделе в Актау произошел любопытный инцидент. В одном из ночных баров города девушка сорвала газетную вырезку с фотографией Гитлера. Фото это являлось одним из элементов интерьера питейного заведения.

«Мы не ведем пропаганду тех или иных политических деятелей. В любом случае это часть истории, которую нам не изменить. Это всего лишь старая газетная вырезка», — сказал представитель администрации бара во время разбирательств по этому поводу.

19% молодых респондентов в России не знают, что немцы не смогли войти в Ленинград

Американская комедия

Как-то в одной из заграничных командировок во время светской беседы за чашкой кофе мой собеседник — коллега из заокеанской державы, олицетворяющей собой образец демократии, спросил вашего покорного слугу о любимом празднике. Он наверняка ожидал услышать «Рождество» или «Хэллоуин». Но ответ его слегка ошарашил:

— День Победы.

— А что это за победа? — искренне недоумевая, спросил он.

— Разгром Советским Союзом фашистской Германии.

— Но ведь этой страны уже нет. Да и фашизм уничтожили США.

Пришлось плавно перевести разговор на другую тему, поскольку не хотелось спорить и что-то доказывать. Да и бесполезно это. В его понимании ничто не должно рушить твердую концепцию американских идеологов, утверждающую, что именно Штаты спасли мир, в том числе и СССР, от коричневой чумы.

Но их, американцев, тоже можно понять. Для них бывшая советская держава — страшная империя зла, напоминающая о Карибском кризисе. Пожалуй, единственной ситуации в истории Америки, когда была реальная угроза войны на ее территории.

Да что там говорить, у них до сих пор актуален клич времен маккартизма «Русские идут!», выкрикнув который бывший министр обороны США Джеймс Форрестол покончил с собой, выбросившись из окна. Старшее поколение американцев еще помнит, как у людей волосы вставали дыбом от страха при одной мысли, что советский десант может высадиться в Калифорнии, а выжившим после первого ядерного удара жителям восточного побережья придется долго сидеть в подвалах и общественных бомбоубежищах.

Они ведь, в отличие от тех же европейцев, по сути, и не знают, что это такое. Постоянно воюющая за идеалы демократии американская армия всегда делает это на чужой территории. И вообще, бомбардировки с воздуха тапочников в арабских песках или афганских горах и уличные бои в штатовских мегаполисах, как говорят в Одессе, две большие разницы.

Стертая память

22 июня 1941 года. Когда-то казалось, что эту дату не забудет никто и никогда. Однако сегодня даже Великая Победа над фашизмом меркнет на фоне пропаганды всепожирающего транснационального капитала. А исторические факты без обиняков фальсифицируются в угоду политической конъюнктуре, напрямую зависящей от того, куда он (капитал) нацелился.

Мы не успели глазом моргнуть, как стало взрослым поколение, для которого Великая Отечественная — это всего лишь одна из войн в истории человечества, каких было немало, и к которой мы, по упорно навязываемому нам мнению, не имеем прямого отношения.

Сегодняшняя молодежь в большинстве своем, увы, не испытывает искреннего чувства уважения к памяти погибшим в боях за некогда общую для 15 республик Родину и может спокойно распивать пиво, сидя на мемориальных плитах у Вечного огня. 9 Мая для них не больше чем очередной повод повеселиться, а «План Барбаросса» — намерения на ближайший вечер.

Фашистский же солдат в их воображении предстает исключительно в виде пышногрудой красотки в гестаповской форме, что изображается в комиксах.

Об этом можно судить по итогам опросов, довольно часто проводимых в последнее время среди студентов и старшеклассников. Их результаты можно легко найти в Сети.

Приведем в пример один из них, проведенный среди алматинской молодежи общественным Центром ситуативных исследований. Точную дату вторжения немецких войск на территорию СССР назвала лишь треть опрошенных молодых людей. Тридцать четыре процента затруднились ответить на этот вопрос, а 42 процента не отличили Вторую мировую войну от Великой Отечественной. Около 35 процентов слышали о войне, но подробностей не знают. Им абсолютно неизвестны такие понятия, как Курская дуга, Сталинградская битва и блокада Ленинграда.

Один опрошенный назвал Чапаева командующим танковыми войсками, еще один — командиром партизанского отряда. Есть такие, кто назвал Власова Героем Советского Союза, а Александра Матросова — летчиком. Есть и такие, что во время опроса впервые услышали о гестапо, концентрационных лагерях и холокосте. Три процента опрошенных правильно назвали имя и отчество маршала Жукова, 19 процентов на провокационный вопрос — в каком году немцы вошли в Ленинград? — ответили: в 1941-м. Нашлись и те, кто назвал Хиросиму и Нагасаки городами, в которых недавно взорвалась атомная электростанция.

Многие тинэйджеры победу в войне связывают с Советским Союзом и в силу негативного отношения к нему не считают ее победой своего народа. Двадцать девять процентов опрошенных знают о войне благодаря компьютерным играм, где Жуков — героический персонаж вроде Бэтмена, который разрушил Германию, поймал Гитлера и посадил его в клетку.

Но это еще полбеды. Из-за происходящей сегодня в мире информационной войны существенно принижается роль Советской Армии в уничтожении фашизма. А ученики казахстанских школ с иностранным преподаванием твердо уверены: Вторую мировую войну выиграли исключительно США и Великобритания. Они никогда не слышали о советских полководцах Коневе, Рыбалко и Рокоссовском, зато отлично знают, кто такие Монтгомери и Эйзенхауэр.

Между тем победный май 1945-го все дальше и дальше уходит в прошлое. И если так пойдет дальше, лет через 10-15 Великая Отечественная война вполне может стать рядовым событием, скупо описанным в наших учебниках истории. Ветеранов с каждым годом все меньше, и уже не за горами тот день, когда от нас уйдет последний солдат Великой Отечественной.

Помнит Вена, помнят Альпы и Дунай

И ведь мы практически не обращаем внимания на то, как постепенно и незаметно в людском сознании происходит угодная кому-то подмена понятий. Заряженные блогеры навязывают обществу «новую», выдуманную кем-то там с весьма определенной целью историю. Одновременно с этим появившиеся у нас новые историки, напрочь отвергая все блага, созданные в период совместного с соседями существования в границах одного государства, преподносят их в качестве тех, кто жаждал нас уничтожить, но за семьдесят лет так и не смог.

Осознают ли они, что тем самым разжигают межнациональную рознь, последствия которой могут быть непоправимыми? Что действуют таким образом в чьих-то стратегических интересах. Конечно же, нет. Ведь корень любого зла в невежестве, которым умело пользуются кукловоды и благодаря которому и формируются иные тезисы, утверждающие, что не было ни великой Победы 1945-го, ни даже Великой Отечественной войны. Была лишь стычка между двумя тоталитарными режимами — Сталина и Гитлера. Европу освободили американцы, а никудышная Красная Армия воевала исключительно на своей территории с собственным народом.

Тут важно, кто за это платит. И для чего все это формулируют в принципе. Кому нужно перекодирование общества. Его отрыв от былого уклада, объявленного отстоем, переориентирование на так называемый цивилизованный мир, где даже содомия провозглашается очищающей и облагораживающей окостенелую «совковую» сущность.

И вот так, медленно, шаг за шагом, на арену выходит «новый человек». Выдающий свое невежество и естественное бескультурье за этакую раскрепощенность и освобождение от «совка». Как результат, советский солдат, уничтоживший фашизм, уходит из памяти. А на его место приходит некий Рэмбо, который в перерывах между военными операциями по распространению демократии, оборачивающейся разрухой и нищетой в подопытных странах, красиво развлекается в барах, ресторанах и на пляжах.

Казалось бы, нет ничего страшного в том, что страна создает новую, свою собственную идентичность, формирует новое общество, новые традиции и праздники, демонстрируя нацеленность на светлое будущее. Но есть тут, на наш взгляд, несколько «но».

Во-первых, все это строится на полном отрицании прошлого. Пусть небезупречного, но все же нашего общего, в котором было весьма и весьма немало яркого и достойного.

Во-вторых, создание такой вот новой идентичности влечет за собой зарождение националистических тенденций и игре на них внешних сил. К чему это может привести, показал пример одной бывшей советской республики, не без посторонней помощи ввергнутой в агрессивный и жестокий национализм, трансформировавшийся в неонацизм и неофашизм, граждане которой сегодня крушат памятники тем, кто спас их от уничтожения, и переименовывают названные в их честь улицы. При этом, что характерно, объявляют себя частью цивилизованной Европы.

А она (Европа) тем временем помнит, кому обязана своим спасением от коричневой чумы. В Вене на площади Шварценбергплац в самом центре города стоит памятник советскому солдату-освободителю. И есть советское кладбище с мемориальным комплексом, где похоронены солдаты Красной Армии, погибшие в боях за столицу Австрии.

Даже в Берлине есть мемориал павшим советским воинам в районе Тиргартен и памятник воину-освободителю в Трептов-парке. После воссоединения Германии немцы вполне могли все это снести. Но за порчу памятников по их закону грозит тюрьма. Потому что фашизм запрещен даже там, где он когда-то родился.

«Фото с Гитлером?! Это уже слишком! — написала девушка, сорвавшая его портрет в актауском баре, в одной из социальных сетей. — Мои деды сражались на войне! Если понадобится, я заплачу штраф, но потом приглашу в бар ветеранов войны за счет заведения».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру