Что такое «специфические субсидии» на пространстве ЕАЭС

14.02.2018 в 07:26, просмотров: 420

Любопытный документ ратифицировал на днях мажилис парламента Казахстана. Речь идет о соглашении, предусматривающем право государств Евразийского экономического союза на так называемые спе-цифические субсидии.

Что такое «специфические субсидии» на пространстве ЕАЭС

В соответствии с документом Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) будет теперь принимать решение по выделению денежной помощи предприятиям, соответствующим 15 определенным критериям. Это должно применяться по отношению к продукции, произведенной совместно на территории стран ЕАЭС «в недостаточном количестве». Критериями также являются инновационность и важность производства для региона.

Соглашение подписали участники ЕАЭС в Казани еще в мае прошлого года на заседании Евразийского межправительственного совета.

Таким образом, у стран-партнеров по ЕАЭС появится возможность обращаться в Евразийскую экономическую комиссию для проведения разбирательств по промышленным субсидиям, предоставленным другими государствами ЕАЭС, при наличии свидетельств об ущербе отрасли национальной экономики.

Разбирательство комиссии — это механизм, альтернативный расследованиям на национальном уровне, поскольку государства по-прежнему сохраняют право их инициировать в соответствии с Договором о ЕАЭС. В этом случае ЕЭК выступает третьей незаинтересованной стороной, что обеспечивает объективный анализ всех аспектов предоставления специфической субсидии.

Но так как положения Соглашения отличаются от некоторых норм законов наших государств, то документ должен быть ратифицирован после соответствующей процедуры рассмотрения в высшем законодательном органе.

В частности, документ прописывает порядок проведения процедуры добровольного согласования с Евразийской экономической комиссией специфических субсидий на промышленные товары. Процедура добровольного согласования включает в себя проведение анализа, консультаций и принятие комиссией решения о допустимости или недопустимости специфических субсидий.

Иными словами, цель соглашения — создание условий для развития промышленного производства, повышения прозрачности оказания ЕАЭС господдержки промышленным секторам экономики и формирования предсказуемой среды в вопросе предоставления государствами Евразийского экономического союза специфических субсидий в отношении промтоваров в части, относящейся к оценке реализуемых этими государствами субсидий.

Помимо этого документ определяет критерии, направленные на создание добросовестной конкуренции и способствующие развитию промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза. На их основании ЕЭК станет принимать решения о допустимости или недопустимости выделения субсидий. Он также закрепляет порядок проведения разбирательств по вопросам предоставления специфических субсидий государствами ЕАЭС.

И наши народные избранники дали добро законопроекту. Теперь он должен определить механизм взаимодействия между государствами-членами ЕАЭС и Евразийской экономической комиссией.

Но на самом деле нечто подобное назревало давно. Чего уж греха таить — в ЕАЭС в последние пару-тройку лет далеко не все в порядке. Это связано с многими факторами. В том числе и с внешними. И не только экономическими.

Прежде всего это, конечно же, санкционная война, развязанная Западом против самого большого государства ЕАЭС — России. Еще свеж в памяти недавний двукратный обвал российского рубля по отношению к основным мировым валютам. В результате произошли резкое снижение покупательской способности населения России и наплыв в Казахстан оказавшихся на порядок дешевле российских товаров. Ну а это, в свою очередь, повлекло за собой обвал казахстанского экспорта.

Разумеется, для нас это создало проблему. Для ее решения принимались превентивные меры, такие как временные запреты на поставки потребительских товаров из соседней страны. Но это особо не помогло.

Надо сказать, что мнение казахстанского экспертного сообщества по отношению к ЕАЭС также весьма неоднозначно. Многие эксперты подвергают критике отношения внутри интеграционного объединения. В качестве примеров приводится низкая доля ЕАЭС во внешней торговле республики, экономические потери, которые Казахстан и Белоруссия вынуждены нести из-за введенных против РФ санкций, и другие моменты.

Также существует мнение, что сложившаяся ситуация в ЕАЭС грозит постепенным вымыванием из него реального экономического содержания и превращением в формальное образование типа СНГ, существующее лишь на бумаге и лишенное реальных интеграционных функций.

Таким образом, ЕАЭС встал перед

серьезным вызовом: урегулировать торговые связи между странами объединения и сформулировать подходы к выстраиванию отношений с двумя основными актерами в Большой Евразии — Китаем и Европейским союзом. Пекин даже предложил создать региональную зону свободной торговли.

Однако все государства-члены ЕАЭС сошлись во мнении, что в условиях крупного дефицита в торговом балансе с Китаем создание зоны свободной торговли между КНР и ЕАЭС представляло бы серьезный вызов для многих национальных отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Отметим, что это соглашение ратифицировано и парламентами всех остальных государств-участников ЕАЭС. Предполагается, что нововведение создаст добросовестную конкуренцию и будет развивать промышленное сотрудничество между странами-членами союза.