Хроника событий Мэрия Воронежа опубликовала методики расчета цен на платных парковках Куда едет столичный транспорт Гирлянды запретов: как в Воронеже изобретают новые способы отъёма денег у автомобилистов С улицы Коммунистической в центре Волгограда исчезают автомобили Внедрение единой карты учащегося и работа платных парковок

В южной столице Казахстана вновь обострился вопрос с парковками

24.01.2018 в 07:14, просмотров: 716

Предприятие «Алматыпаркинг» («А-паркинг») в который уж раз попало в центр раздраженного общественного внимания. И связано это с появлением в Сети интервью его директора Марата Принбекова (кому и принадлежат все платные парковки в Алматы), которое разделило пользователей Казнета на два лагеря.

В южной столице Казахстана вновь обострился вопрос с парковками

Одни утверждают, что пора увеличивать стоимость стоянки, другие сетуют на то, что система еще «сырая» и ее нужно серьезно дорабатывать.

Цифры-невидимки

Бизнес у обочины дороги — дело прибыльное, и только за шесть месяцев 2016 года, когда «А-паркинг» еще не расправил свои крылья, компания выплатила в виде налогов 230 миллионов тенге. Это, напомним, НДС и подоходный налог, которые в Казахстане в среднем составляют 20 процентов от прибыли. Какова будет сумма выплат за 2017 год, еще неизвестно, однако с учетом значительного расширения территории парковок, которое пришлось на прошедший год, можно предположить, что оборот компании исчисляется цифрой даже не с шестью нулями.

Когда в Алматы появился новый «хозяин прибордюрных участков», многие жители города восприняли его как очередную компанию-однодневку, которых в истории города было с десяток. Эти распорядители зоны возле дорожных бордюров носили громкие и красивые названия, а придорожные территории то и дело «украшали» всевозможными модификациями терминалов, многие из которых своим архаичным видом уродовали внешний облик южной столицы.

Но, как показывает практика, на этот раз пришел серьезный игрок и надолго. С одной стороны, «А-паркинг» использует современные технологии, с чем действительно сложно поспорить. Тут и аккуратные, почти неприметные паркоматы, и гибкая система оплаты, и еще целый ряд высокотехнологичных новшеств, которые в теории должны упрощать процесс обращения пользователя к системе. Но, увы, на практике все выходит не так гладко.

Однако не будем забегать вперед, а обратим внимание на то, с чего все началось. Итак, актуальная тема последних дней — громкие заголовки, объединенные общим лейтмотивом: «Алматинцы просят поднять оплату за парковку!». Так ли это на самом деле? Неужели 100 тенге в час — это недостаточный «оброк»?

Поводом для многочисленных публикаций и муссирования темы в соцсетях стало развернутое интервью Принбекова, опубликованное на страницах информационного портала inalmaty.kz. В нем управляющий «А-паркинга» говорит, что в будущем стоимость парковки может увеличиться.

В частности, «…есть район Зеленого базара. В день мы получаем 80 звонков и предложений. Есть люди, которые говорят, вы обещали навести порядок, сделайте подороже, но чтобы место парковочное было всегда. Это здравая потребность, город у нас многоплановый. Мы должны предоставлять услуги для всех. Если заполняемость высокая, то цены поднимутся. Также есть места, где заполняемость маленькая, там возможно мы даже снизим цены», — сообщает Марат Принбеков.

Собственно говоря, в этой цитате нет ничего нового… О том, что стоимость парковки может увеличиться, официальные представители компании говорили сразу, еще при запуске пилотного проекта. Но любопытно другое.

Мы не исключаем, что в компании получают по 80 звонков в день, но каков характер этих бесед? Неужели каждый второй или третий собеседник просит увеличить стоимость парковки в конкретном квадрате? Вряд ли. На что действительно жалуются люди, так это на сложности, возникающие при оплате: в одних местах сложно отыскать паркомат, в других он виден, но работает с перебоями — попросту отключается на несколько минут. Один факт того, что возле этих аппаратов часто собираются очереди из водителей, которые должны оплатить стоянку, уже говорит о том, что определенные недоработки системы все-таки есть.

К слову, и на этот момент глава «А-паркинга» обратил внимание в упомянутом интервью: «Уровень образованности людей в Алматы высокий, и почти все пользуются смартфонами. Людям нужно скачивать мобильное приложение. Вот Москва, например, на уровне 80 процентов пользуется мобильным приложением. У нас очень маленький процент оплаты, всего два процента через приложение. Хотя оно дает массу преимуществ — поминутную тарификацию, не нужно искать паркомат, ждать чего-то».

Речь идет о мобильном приложении Almaty Parking, которое уже давно запущено и позволяет оплачивать парковку онлайн. Однако и здесь есть масса недоработок.

Даже если вы хотите заплатить через приложение, то в большинстве случаев все равно придется искать паркомат. Дело в том, что для запуска парковочной сессии необходимо вбить номер парковки (четырехзначное число), который в каждом «квадрате» свой. А он, номер, указан лишь на паркомате и в редких случаях — на отдельных информационных табличках. При этом, с какой бы стороны вы ни подъехали к платной стоянке, непременно встретите щит, предупреждающий о въезде на территорию платной парковки, однако номера зоны на нем не указано.

Судя по отзывам пользователей, многим водителям приходится блуждать по 15-20 минут для того, чтобы узнать этот злосчастный номер.

Водители переплачивают за незнание

Конечно, можно попытать счастья и заглянуть в один из разделов в приложении Almaty Parking — «Карты парковок», в котором теоретически должны быть расписаны все зоны. Но, увы, номера многих зон там попросту не прописаны. То есть для того, чтобы не отправить платеж на «левую» парковку, нужно вновь искать паркомат.

Для сравнения, как эта «карта парковок» должна работать, достаточно зайти на сайт этой же компании, где четко расписан каждый отрезок улицы и даже прописано число парковочных мест. Но что мешает сделать полноценную карту в самом приложении? Фактически в том виде, в котором раздел находится сейчас, он не имеет никакого смысла. Так о каком удобстве идет речь?

Другими словами, получить весь комфорт и потенциал, заложенный в приложении, можно лишь в двух случаях: если посчастливилось припарковаться непосредственно рядом с паркоматом и четко видна табличка с его номером, или если ты регулярно приезжаешь в одно и то же место и уже выучил все номера парковок в конкретном квадрате улиц.

К слову, сравнивать Алматы и Москву, как мы считаем, не совсем корректно. Ведь в Златоглавой платные парковки появились в далеких 90-х, правда, и там хватало проходимцев, которые на «копейках» сколотили миллиарды. В 2012 году эту территорию заняло государственное казенное учреждение «Администратор московского парковочного пространства» — система, точь-в-точь напоминающая нашу, точнее... наоборот. Но этот спорный вопрос о схожести систем — тема для отдельного разговора.

Так вот, в Москве система работает более шести лет, а в Алматы ее запустили в июле 2016 года — полноценно «А-паркинг» работает около полутора лет, и осведомленность жителей города еще явно недостаточная. Отсюда вытекают и те скромные два процента сетевых пользователей, о которых говорилось ранее.

И действительно, как показало расследование «МК в Казахстане», 96 процентов людей, которые стояли в очереди у паркомата, не знали о существовании приложения. Оставшиеся четыре процента — те, кто знал, но забыл пополнить личный кошелек через Сеть, либо те, у кого попросту разрядился смартфон.

Возможно, «А-паркингу» стоит сделать больший акцент на осведомлении населения об альтернативных способах оплаты. Например, заменить информационные щиты, перегруженные текстовой информацией, на более читабельные. Тем более что эти макеты у компании есть и они висят на сайте «А-паркинга», но знают о них лишь те, кто регулярно посещает интернет-ресурс. Все остальные, а это 98 процентов пользователей алматинской системы парковок, оплачивают за стоянку не поминутно, а пошагово, из-за чего переплачивют многократно.

«Ты сюда не заезжай — снег башка попадет…»

Совершенно отдельная тема — это парковочные зоны в районе барахолки, расположенные вдоль шоссе Северное кольцо. Если в центральной установка парковок обошлась «малой кровью», то в северной части города «А-паркингу» пришлось понести серьезные убытки.

После установки вдоль Северного кольца паркоматов и классического тарифа — 100 тенге в час — местные хулиганы начали громить дорогостоящее оборудование. Его восстановили, но история повторилась. Далее в «А-паркинг» приняли решение о введении другого тарифа — 300 тенге в день. Связаны эти ситуации или нет — мы утверждать не можем, но факт налицо — почасовую тарификацию отменили.

Казалось бы, вопрос решен, но возникла другая проблема. Дело в том, что первые 15 минут на платной парковке можно находиться бесплатно, что удобно и правильно. Однако в районе Северного кольца это свободное от уплаты время дало побочный эффект — некоторые несознательные граждане начали объезжать пробки через платную парковку. Причем этой возможностью злоупотребляли не только водители легковушек, но и грузового транспорта, и даже маршрутных автобусов. В конечном итоге платные парковки превратились в территорию хаоса, где страдали честные водители.

Теперь же въезд на эти участки с первой минуты стоит 300 тенге в день. Некоторые водители жалуются на то, что, заехав всего на 10 минут, приходится выкладывать большую сумму, но эта мера вынужденная. Если же льготный период ввести обратно, то хаос повторится и переплачивать опять-таки все равно придется.

Территория платных парковок разрасталась на протяжении 2017 года и продолжит увеличиваться в 2018-м, однако темпы эти должны замедлиться, да и оплату, вероятно, снизят.

«Вот мы сейчас на уровне улицы Шевченко. Когда мы будем уходить за улицы Сейфуллина, Байтурсынова, Шарипова, там заполняемость меньше. На этих улицах, естественно, нужно делать ниже тариф, чем 100 тенге в час», — говорит Принбеков.

Будет ли это так — сейчас неизвестно. Даже несмотря на то, что озвученные участки — это уже не центр города, однако они относятся к деловой части, где расположены сотни бизнес-центров, офисов и компаний, куда ежедневно приезжают тысячи граждан на личном транспорте. И даже тариф в 50 тенге в час породит массу проблем в этих пока еще не «оккупированных» парковкой районах. И этот яркий термин использован не для красного словца, ведь наведение порядка на дорогах производит побочный эффект.

А именно: там, где появляются платные парковки, близлежащие дворы превращаются в «зоны отчуждения», в места для стихийных стоянок. Жители центральной части города уже давно борются с этой свалившейся на голову проблемой, но, увы, пока безрезультатно. Устанавливать шлагбаумы городские власти не разрешают, а другие меры по защите от ушлых водителей, не желающих оплачивать стоянку, попросту не работают. Что, в свою очередь, создает жильцам не только ежедневный дискомфорт, но и приводит к конфликтам и дракам с нерадивыми водителями.

Несмотря на то, что первопричиной возникновения стихийных стоянок являются платные парковки, «А-паркинг» тут разводит руками. Мол… мы работаем на муниципальной территории, а двор — это земля кондоминиума.

А ведь в развитых странах этот вопрос давно решили простым способом.

В той же Москве шлагбаумы оборудуют GSM-модулями, которые позволяют управлять ими с помощью мобильных телефонов.

Принбеков заявил, что «…в этом году мы ставим цель улучшить качество. Используем оборудование лучшего качества, установим дорожные знаки, указатели. И улучшим процессы всех служб, мобильного приложения».

Разойдутся эти слова с делом или нет — мы узнаем уже совсем скоро.

Платные парковки. Хроника событий