Казахстанских правоохранителей обяжут сообщать гражданам о том, что их прослушивали

Если, конечно, в процессе негласных следственных действий, проводимых в их отношении, подозрения в совершении преступления не подтвердятся

По мнению нового председателя Верховного суда РК Жакипа Асанова, который внес такое предложение еще будучи в должности генпрокурора страны, это позволит исключить факты прослушки граждан без крайней необходимости. Последние, в свою очередь, оказавшись невиновными, теперь смогут через суд требовать сатисфакции.

Если, конечно, в процессе негласных следственных действий, проводимых в их отношении, подозрения в совершении преступления не подтвердятся

Давайте-ка мы вас послушаем

В начале 2018 года вступит в силу новый техрегламент, согласно которому сотовые операторы дадут полный доступ КНБ к личным данным своих абонентов. Что это — защита людей от угрозы терроризма или попрание прав казахстанцев? Вопрос, как оказалось, очень непростой, и вызвал он ожидаемые споры. Правда, лишь в среде экспертов, специалистов по правам человека и, конечно же, журналистов.

Быть может, поэтому инициировали этот новый закон, согласно которому сотрудники правоохранительных органов будут обязаны предупреждать граждан, что ранее их телефонные разговоры прослушивались в рамках негласных следственных действий. Такое новшество в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан, законы «Об оперативно-розыскной деятельности» и «О прокуратуре» Жакип Асанов предложил ввести неспроста. По его мнению, оперативные службы в своей деятельности слишком часто стали использовать такую возможность. Порой даже тогда, когда оснований для этого либо мало, либо нет вообще, мотивируя свое решение известной поговоркой: «На всякий пожарный случай».

— Органы следствия прослушивают телефоны, ведут негласные действия, имеют такие правомочия, чтобы найти какую-нибудь зацепку. И, если подозрения не подтверждаются, потом просто спокойно закрывают это дело. А человек даже не знает, что за ним следили, прослушивали. Мы меняем это. Если подозрения не подтверждены, то органы следствия касательно этого лица будут обязаны его уведомить, что вели в его отношении негласные действия, в том числе и прослушку, — пояснил Жакип Асанов.

Такие новшества должны заметно охладить пыл правоохранителей, которые в погоне за показателями раскрываемости и предупреждения преступлений порой переходят все границы.

— Конечно, после этого мы (правоохранительные органы. — Ред.) не всегда будем запрашивать санкцию, и суд сто раз подумает, прежде чем ее выдать, поскольку будет нести за это ответственность, — добавил Асанов.

Что ни говори, а предложение это, уже принятое депутатами нижней палаты парламента, которые во втором чтении одобрили закон о модернизации правоохранительной системы страны, не лишено смысла. Ведь в случае прослушки телефонов граждан, которые, как потом выяснится, ни в чем не виноваты, оперативники и следователи получают практически неограниченный доступ и к их личной информации. Учитывая то, что уровень доверия к правоохранительной системе в целом казахстанцы оценивают как крайне низкий и он продолжает падать, нет никаких гарантий, что эти данные не могут быть использованы ими в корыстных или даже преступных целях.

— Проблема заключается в том, что нет гарантий того, что этой информацией не будут злоупотреблять. Люди разговаривают на разные темы, бизнес предполагает переговоры. Чаще всего переговоры стремятся вести конфиденциально. То есть, когда нет гарантий от злоупотреблений. Благая цель борьбы с экстремизмом и терроризмом, прочей преступностью, вполне обоснованная и легитимная, перекрывается рисками, — сказал директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис.

А мы и так были «под колпаком»

Однако даже с принятием новых поправок в законодательные акты страны говорить о полной безопасности и защищенности информации от прослушки не приходится.

В феврале 2017 года КНБ РК опубликовал приказ его председателя Карима Масимова об утверждении нового технического регламента о «Требованиях к телекоммуникационному оборудованию по обеспечению проведения оперативно-розыскных мероприятий, сбора и хранения служебной информации об абонентах».

Новый техрегламент обязывает операторов связи иметь оборудование, «обеспечивающее перехват, запись, хранение, прослушивание, просмотр, запись (экспорт) на внешние носители произведенных аудио- и видеопереговоров и текстовых сообщений». То же касается данных, переданных через интернет.

— Этот закон еще не вступил в силу. И сейчас мы придерживаемся и работаем по постановлению правительства от 30 марта 2010 года «Правила осуществления операторами связи сбора и хранения служебной информации об абонентах», — сообщила бывшая в то время пресс-секретарем Министерства информации и коммуникаций РК Альбина Атен.

Эксперты говорят, что запись переговоров и сообщений ведется и сейчас. Но для получения этой информации спецслужбам приходится пройти несколько процедур. Новый технический регламент, который начнет действовать уже в 2018 году, их значительно упрощает.

Изучив документ, правозащитники говорят, что он нарушает права граждан на свободу выражения мнения, право на личную жизнь и свободную передачу информации. Однако стоит отметить, учитывая террористическую угрозу, что эти ограничения могли бы стать и оправданными.

Что интересно: несмотря на обычно быструю общественную реакцию на подобные предложения властей, ограничивающие личную свободу и защиту данных, этот приказ не вызвал волны возмущения. В социальных сетях, которые в последнее время являются лакмусовой бумажкой общественных настроений, полемики и сколько-нибудь заметного числа гневных постов не появилось. Возможно, потому, что население априори было уверено в том, что и прежде находилось «под колпаком», факт прослушки просто приняли как должное.

Ведь еще в 2015 году председатель правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев заявил:

— Всегда, когда спрашивают, могут ли быть прослушаны телефоны, я отвечаю, что в любой системе есть право суперадминистратора. Это иллюзия, когда все защищено. Эти люди всегда есть — у какого-то человека есть суперполномочия. Их можно реализовать, поэтому потенциально «прослушка» всего возможна.

Но означает ли это, что наше общество настолько безразлично к таким вопросам, как соблюдение прав личности на частную жизнь? Да и угроза безопасности, как об этом говорят и правозащитники, тут тоже налицо: мало ли кто захочет среди силовиков вас послушать и записать то, что вы говорите по телефону, а потом использовать все это, к примеру, для шантажа или еще чего?

И тут мы тоже отстаем…

Если для Казахстана такая практика является новшеством и, возможно, как говорят некоторые эксперты, может повлечь даже удорожание стоимости сотовой связи, так как для исполнения требований нового технического регламента операторам придется дополнительно закупить недешевое оборудование, то для других стран такой подход к вопросам национальной безопасности давно не в новинку.

К примеру, в США действует USA PATRIOT Act 2001 года, который требует от интернет-компаний, провайдеров, производителей устройств отдавать все данные.

— Как нам рассказал Сноуден, по этому акту просто созданы каналы, чтобы непрерывно отдавать пользовательские данные без всяких формальностей, — говорит кандидат технических наук, специалист в области искусственного интеллекта Игорь Ашманов. — Мы лет семь назад для развлечения подсчитали, во что обойдется запись всех разговоров в стране в одном из провайдеров. Получались ничтожные деньги. Если посчитать ширину полосы, сколько байтов в минуту и сколько стоит записать это на диски (и это тогда, а сейчас терабайт стоит просто гроши), выходило максимум 20–30 миллионов долларов, чтобы записать все разговоры своих пользователей в стране за год. Записать и хранить. И это мы считали бытовые диски. А профессионалы возьмут ленточные накопители, которые гораздо дешевле в расчете на терабайт.

Система, схожая с новым техническим регламентом для операторов мобильной связи Казахстана, с 2013 года действует и в России. Там операторы без судебных решений обязаны предоставлять имеющуюся у них информацию, в том числе составляющую тайну связи, в органы ФСБ.

Недалеко «ушла» и старушка–Европа. Несколько лет назад крупнейший оператор мобильной связи Vodafone обнародовал детали процедур и технологий, которые позволяют государственным ведомствам прослушивать все разговоры внутри зоны покрытия сотовых сетей. В своем докладе компания назвала 29 стран, среди них и страны Европы, где практика прослушивания абонентов была наиболее широко распространена.

В Vodafone решили рассказать своим клиентам о системе прослушивания, потому что «в последнее время объем практики шпионажа государств за своими гражданами пугающе возрос», говорится в докладе. Журналисты издания The Guardian назвали опубликованные материалы «самым исчерпывающим и всесторонним анализом государственного мониторинга телефонов сегодня».

Судя по докладу Vodafone, странами-лидерами по прослушиванию стали Италия, Танзания, Испания и Венгрия. О масштабах шпионажа в других странах Европы, Азии и Ближнего Востока остается догадываться: там законодательно запрещено раскрывать любую информацию о деятельности спецслужб.

В докладе компании также говорилось, что сети прослушек прямо связаны с зоной покрытия компании и других мобильных операторов. Это позволяет государственным ведомствам прослушивать телефонные разговоры, а также в некоторых случаях собирать всю информацию о действиях, совершаемых пользователем через мобильный телефон.

P.S. Таким образом, можно сделать вывод о том, что, учитывая стремительность развития новых высоких технологий, с каждым годом личная жизнь гражданина любого государства становится все более доступной для правоохранительных структур. И, возможно, это даже неплохо, потому что может помочь избежать множества трагедий. Другое дело, если личную информацию, не имеющую ничего общего с угрозой национальной безопасности, станут использовать силовики или отдельные их представители в своих, корыстных целях.

Эксперты считают, что чувствовать себя абсолютно защищенным сегодня не может ни один человек на планете, у которого есть сотовый телефон или другой новомодный гаджет. И, надо полагать, новый закон об уведомлении по прослушке можно воспринять только лишь как прогрессивный — сомнительная гарантия безопасности и соблюдения личных прав но это лучше, чем никакой. Другое дело, кто обеспечит выполнение этого закона…

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру