Детдома в Казахстане стали “фабриками” по производству криминализированных личностей

Ежегодно около полутора тысяч детей в нашей стране остаются сиротами при живых родителях. Сейчас, по официальным данным, в Казахстане насчитывается около 36 тысяч сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К сожалению, только одна десятая часть этих детей передается на усыновление в приемные семьи. Около 60% мальчиков, вышедших из детских домов, совершают уголовные преступления в первый же год после выпуска из детского дома, а около 40% девушек начинают заниматься проституцией

Такое явление характерно не только для современного Казахстана. К примеру, статистика РФ говорит о том, что только 10% выпускников государственных детдомов и интернатов адаптируются к взрослой жизни, 40% совершают преступления, еще 40% становятся алкоголиками и наркоманами.

В военное и в послевоенное время детскими домами занимались очень основательно. Детей-сирот из детских домов “за уши тащили” как минимум до 7 класса включительно, чтобы потом они пошли в школы ФЗО (фабрично-заводского обучения). Школы ФЗО существовали с 1940 по 1963 год и действовали на базе промышленных предприятий и строек в системе государственных трудовых резервов СССР.

Это означало, что максимальное количество детдомовцев учились до 10-го класса и дальше - прямая дорога в вуз. Детей-сирот в институты принимали вне конкурса, им нужно было только не получать двойки. Будучи зачисленными, они сразу получали вне всяких очередей общежитие, стипендию, еду, их жизнь обеспечивалась до окончания вуза. После этого они направлялись на работу, и предприятие давало им жилье в первую очередь, вне конкурса.

Но система, которую выбрали в военные годы и в период восстановления в послевоенное время, не функционирует в наше время.

“Они думают, все им должны”, - так характеризуют своих подопечных воспитатели детских домов. Педагогов опрашивали, какие недостатки существуют в сегодняшней системе “казенного воспитания”. Ответы неутешительны: государство выращивает лентяев и эгоистов, они очень хорошо знают свои права, государство слишком много тратит на таких детей, нужно больше приучать их к работе.

По мнению экспертов, система государственных детских домов порождает в воспитанниках детских домов инфантилизм и приспособленчество. Начнем с того, что возможность привлекать воспитанников к “выполнению хозяйственно-бытовых функций” запрещена законодательно. Они же сироты, у них и так тяжелая жизнь. “Им заняться нечем, здесь все за них делают, труд у нас запрещают”, - рассказывает педагог одного из детских домов.

Забота о детях, которые остались без родителей, - это долг государства. Но эта политика какие формы и методы стоит применять, чтобы вырастить из них молодых людей, которые должны дальше пробивать себе дорогу в жизнь? Чрезмерная забота государства в отношении детей-сирот усиливает у них иждивенческие настроения. Дети, выросшие в детских домах знают, что им на счет “капают” деньги и у них по выходу из детского дома будет свое жилье. Поэтому политика “позитивной дискриминации”, когда социально уязвимым группам предоставляют особые преференции в сфере реализации социальных прав, оценивается экспертами как вредная по своим последствиям. Иными словами, эти льготы для детдомовцев оказываются для них же самих не благом, а злом.

Кстати, это обостряет также социальную напряженность. Ведь в нынешних рыночных условиях многочисленные меры господдержки воспринимаются сверстниками, не имеющими в 18 лет собственной квартиры и льгот при поступлении в вуз, как несправедливые.

В результате каждый третий воспитанник детского дома через год после выпуска становится бомжем, каждый пятый - преступником, каждый десятый совершает самоубийство. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру