Экологическая обстановка в Алматы подошла к критическому уровню

Однако ситуация небезнадежна и есть ряд действенных мер, которые могли бы спасти город от «удушья»

Самому большому городу страны Алматы хотят вернуть прежний величественный статус — одного из самых зеленых городов Евразии, в котором и дышится легко, и горы просматриваются не как мутные очертания, а как четкие рельефные линии.  

Однако ситуация небезнадежна и есть ряд действенных мер, которые могли бы спасти город от «удушья»

Ветром можно управлять

В Центре развития города Алматы на днях прошла знаменательная рабочая встреча. Посвятили ее разработке проекта «Концепция озеленения города Алматы», и группа разработчиков этой самой концепции поделилась своим видением относительно улучшения состояния экологии Алматы и увеличения в городе количества зеленых насаждений.

Сегодня город буквально задыхается от отвратительного смога, который серой тучей нависает над всей его территорией. Для подтверждения этого факта не нужны научные исследования. Достаточно подняться на какую-нибудь возвышенность, скажем, на смотровую площадку телевышки Кок-Тобе или даже на саму эту гору.

А чтобы понять масштаб этого экологического бедствия, можно изучить снимок агентства NASA, сделанный еще в 2015 году, на котором Алматы и его окраины буквально затушеваны густым смогом. К слову, западные специалисты, опубликовавшие снимок, подкрепили его подписью, наполненной трагизмом: «Алматы едва виден. Унылое серое одеяло накрыло город, тогда как над большей частью региона — чистый прозрачный воздух».

Смог появился в Алматы не в одночасье, а стал логичным следствием сразу нескольких факторов.

В первую очередь это непродуманная застройка. Изначально Алматы проектировался таким образом, чтобы сохранялись воздушные коридоры, которые продували его на всей протяженности. Но в период строительного бума, который наблюдался с 2003 по 2010 год, велась хаотичная застройка. И понятно, что тогда строители меньше всего думали об экологических последствиях. В приоритете был доход, который напрямую зависел от вида из окна.

Люксовыми квартирами считались те, из окон которых просматривалась красивейшая панорама гор Заилийского Алатау — такие квадратные метры можно было продать значительно дороже, а значит, инвесторам — получить максимальную выгоду с минимальной площади. Отсюда и начали появляться многоэтажные дома, расположенные перпендикулярно к ущельям, создавая тем самым своеобразный парус, ухудшающий проточность воздушных масс. Некоторые эксперты утверждают, что СНиП по аэрации и ветрозащите городских территорий отменили еще в 1987-1988 годах. Послабление, которое оказалось на руку компаниям по строительству элитного жилья.

Сегодня основная концентрация загрязненного воздуха приходится на центральную часть Алматы, однако иногда жителям все-таки удается увидеть город и даже чистые горы без серого облачения. Чаще всего это «прозрение» приходит после выпадения осадков, однако бывают и такие дни, когда и при ясном небе город самоочищается.

Специалисты объясняют это тем, что из-за неправильной застройки все ветра, заходящие в город, в конечном итоге стопорятся в центральной его части, образуя так называемую аэрационную пробку. Но иногда роза ветров пробивается, и тогда весь смог практически вихрем освобождает город.

Понятно, что сейчас уже не удастся снести те многоэтажные «паруса», которые красуются выше проспекта Аль-Фараби, однако, по мнению специалистов, ситуация не безнадежна. Если грамотно смоделировать движение потоков и направить их в нужном направлении, то это позволит решить проблему, возможно, не полностью, но в значительной степени.

Для реализации этой идеи достаточно научиться управлять потоками. А в качестве направляющих «лопастей» можно использовать билборды и зеленые насаждения. Конечно, коридоры из деревьев проявят свою эффективность в будущем, но задуматься об этом нужно уже сейчас.

Другими словами, не нужно ждать, гадая на кофейной гуще, когда же «пробка выскочит», а управлять этим процессом самостоятельно. Понятно, что эта теория требует тщательного анализа и детализированной проработки, однако ее реализация выглядит весьма реалистично.

Речные «оковы» нужно снять

Второй принципиальный момент — это источники вредных выбросов в атмосферу. Несмотря на то, что сейчас основные усилия направлены на освобождение города от автомобилей, не меньшим «злом» считается ТЭЦ-2 — главная городская «коптильня», расположенная на окраине Алматы. Она как будто бы в стороне и как будто бы не при делах, но по факту оказывает сильное влияние на экологическую обстановку в городе.

Алматинцы уже не раз отмечали, что шлейф дыма из этой «фабрики чистого воздуха» тянется к центру мегаполиса, насыщая и без того не слабый «коктейль». Но многие давно смирились с этим фактом, считая, что тепла не может быть без дыма… А зря, ведь согласно данным управления природных ресурсов и регулирования природопользования, в 2016 году общие выбросы по Алматы составили 285 тысяч тонн, из них 31,6 тысячи приходится на вторую теплоэлектроцентраль (ТЭЦ-2), то есть около 11 процентов.

Однако некоторые эксперты считают, что эти показатели искусственно занижены и реальные выбросы городской «печи» в разы выше, а суммарный объем выбросов со всех алматинских ТЭЦ составляет более 30 процентов от общего объема загрязнений.

И все же свет надежды во всем этом есть: чуть более месяца назад председатель комитета экологического регулирования и контроля Минэнерго РК Сабит Нурлыбаев заявил, что работа по переводу ТЭЦ-2 с угля на газ идет полных ходом.

— Мы сделали предварительный расчет, согласно которому перевод ТЭЦ-2 города Алматы на газ позволит качественно улучшить воздушное состояние города и снизить выбросы с 30 тысяч тонн до одной тысячи. То есть в 30 раз уменьшить количество выбросов…

Переход будет происходить постепенно. В дальнейшем, по мнению чиновника, нужно строить отдельный трубопровод. Возможно, потребуется строительство автоматизированной газораспределительной станции, чтобы нынешние мощности использовать на действующие потребности Алматы.

Другим неотъемлемым источником дымовой завесы является транспорт — на его долю приходится более 50 процентов выброса вредных веществ. О способах сокращения числа личного общественного транспорта мы уже неоднократно писали в предыдущих материалах. Сейчас город ведет борьбу с водителями жесткими методами, но, как нам кажется, пока не создадут достойную альтернативу и в городе не появится соответствующей дорожной инфраструктуры, «выбить баранку» из рук автолюбителей вряд ли удастся.

И, конечно, существенную роль тут играет зеленый фонд города. По мере увеличения масштабов каменных джунглей количество деревьев ежегодно истощается — одни из них спиливают из-за того, что они представляют опасность, другие — из-за того, что закрывали фасады ТРЦ, третьи пришлось спилить в угоду потребностям динамично развивающегося города. Однако некоторые незаконно занятые участки, вероятно, в будущем снесут.

— Площадь Алматы составляет 70,2 тысячи гектаров, — сказал разработчик проекта по озеленению города Ерканат Заитов. — Территорий для озеленения в городе фактически нет, они заняты застройкой. Имеются резервы — поймы реки. На территории города 26 рек общей протяженностью 315 километров. Возле них расположено 7395 земельных участков. Чтобы очистить их, нужны большие деньги, — отметил он.

Всех на «решетку»

По мнению специалистов, начинать озеленительные работы нужно в первую очередь с нижней части города, то есть с северной и восточной частей Алматы. Ведь там практически отсутствует растительность, и этот дисбаланс нужно выровнять.

К слову, даже в центре города, то есть там, где все плодородные участки уже давно закатаны под асфальт или залиты бетоном, можно добавить зелени. В Алматы более 300 торговых и торгово-развлекательных центров, и самые крупные из них обладают надземными парковками площадью более 10 000 квадратных метров. Все эти огромные площади, которые выложены брусчаткой или тротуарной плиткой, можно застелить газоном.

Речь идет не о запрете парковки, а об оптимизации «мертвых» зон. Все, что для этого нужно — специальная сотовидная решетка модульного типа. Достаточно установить ее на земле и засеять площадь семенами газонных трав. Дальше трава беспрепятственно прорастет внутри этих сот. Такая «зеленая» парковка защищает травяной покров от любых нагрузок и выдерживает массу легкового автомобиля.

Это не нанотехнологии, которые могли бы стоить космических денег, а вполне доступный продукт. Различные модификации таких решеток широко представлены на рынке в большом ассортименте. Эта «деталь» уличного экстерьера может быть полезной и в пешеходной зоне, ведь в городе нередко попадаются таблички с надписью «по газону не ходить» и еще чаще можно увидеть протоптанные людьми тропы, что сводит на нет старание и труд тех людей, которые хоть как-то пытаются озеленить город.

В Алматы всегда была сложная экологическая обстановка, и город уже подошел к опасной черте — на прошлой неделе, например, южную столицу вновь накрыл зловещий смог. За два прошедших месяца уровень загрязнения воздуха достиг очень высокой отметки: на прошлой неделе Казгидромет зафиксировал настораживающие цифры, когда уровень диоксида азота составил 2,2 ПДК (превышение допустимых концентраций).

Для сравнения, максимальный уровень в Алматы зарегистрировали в 2013 году, и он составил 2,75 ПДК. Экологическая катастрофа еще не произошла, и понятно, что разом решить этот вопрос не удастся, но комплексные меры должны помочь в короткий срок изменить ситуацию в лучшую сторону.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру