Референдум о независимости Иракского Курдистана заварил новую кашу на Ближнем Востоке

События развиваются настолько стремительно, что ситуация в этом регионе чревата большой войной всех против всех. А у каждой войны обязательно есть бенефициар. И, если присмотреться, то можно увидеть, чьи уши торчат из-за этой очередной ближневосточной заварухи.

Референдум о независимости Иракского Курдистана заварил новую кашу на Ближнем Востоке

Где тонко, там и рвется

Иракское правительство, на основании своей конституции объявившее проведение референдума незаконным, приняло соответствующие и вполне ожидаемые меры. Правительственные войска совместно с шиитским ополчением «Хашдаш-Шааби» (Hashdal-Shaabi) начали военную операцию против курдов. В результате непродолжительных боев они легко овладели Киркуком и расположенными в его окрестностях нефтяными месторождениями — крупнейшими в стране. Затем заняли город Синджар, стратегически важную плотину на реке Тигр и основные пограничные переходы на границе с Сирией. Теперь армия нацелена взять такие же переходы на границе с Турцией.

Курдская Пешмерга, великолепно проявившая себя в боях с террористическими вооруженными формированиями ДАИШ и «Джабхат-ан-Нусра», к удивлению многих, не выдерживает противостояния с иракской армией и спешно отступает, нередко отдавая позиции без боя. В итоге Иракский Курдистан вступил в полосу серьезных проблем, утратив основной источник своих доходов и оставшись практически отрезанным от внешнего мира.

Новый виток развития событий на Ближнем Востоке чреват новой большой войной в регионе. Поскольку теперь имеет место конфликт не только между правительствами Ирака и Курдской автономии, но и между главами других регионов.

Так, совсем недавно о желании провести свой референдум о создании национальных автономий заявили арабы-сунниты, живущие в провинциях Анбар, Салах эд-Дин, Нейнава и Дияла. Суннитский шейх Музахима аль-Хуэт заявил по этому поводу, что сунниты имеют право на создание самоуправляемого региона, чтобы предотвратить повторение массовых убийств и зверств со стороны доминирующих в Ираке шиитских группировок.

Американская трагедия

Интересно, что новый виток напряженности начинается именно тогда, когда появились реальные очертания полного уничтожения террористических бандформирований и установления мира в многострадальном регионе. Самое время вспомнить о проекте «Большой Ближний Восток», в рамках которого правительство США совместно с Европейской комиссией подготовили модель переформатирования самого горячего на сегодня участка планеты. Цель проекта — взятие под всеобъемлющий контроль наиболее богатого нефтью региона мира. Затянувшуюся войну в Сирии и Ираке, в ходе которой последний практически прекратил существование в установленных границах, многие аналитики считают началом его реализации.

На самом деле кажется немного странным тот факт, что после того, как коллективный Запад объявил глобальную войну терроризму и непосредственно вмешался в ближневосточные дела, это подлежащее уничтожению явление наоборот выросло до небывалых размеров, являя миру все новые и новые отряды боевиков. Причем некоторые из них разрослись до таких масштабов, что успешно сражались с армиями двух государств. ДАИШ и «Джебхат-ан-Нусра» за неполные три года отхватили значительные территории Ирака и Сирии. Причем именно те земли, на которых находятся крупнейшие нефтяные месторождения.

В то же время крошечный Сирийский Курдистан, состоявший из трех маленьких кантонов на севере страны, стал занимать четверть Сирии, «подмяв» под себя четыре провинции — Хасеки, Алеппо, Ракка и Дейр-эз-Зор.

Интересным выглядит еще один факт. Известно, что нефть, добываемую на захваченных месторождениях, боевики вывозили в Турцию. А путь в эту страну лежит через земли курдов (в частности, через курдскую столицу Эрбиль), которые с самого начала конфликта вроде как воевали против террористов. То есть фактически на стороне иракской и сирийской армий. И это продолжалось до тех пор, пока колонны грузовиков с ворованной нефтью не принялись уничтожать российские ВКС.

Кто же дирижирует этими процессами? Известный интернет-журнал «Новое восточное обозрение» (New Eastern Outlook), рассуждая над этим вопросом, пишет о понятии «свободный Курдистан по-американски». Оно предполагало передел границ Турции, Сирии, Ирака и Ирана с отрывом от каждой из этих стран части их территорий. И что сам курдский референдум не более чем инструмент для Вашингтона, позволяющий ему и его курдам стать хозяевами крупнейшего в мире месторождения нефти в районе Киркука.

Такие выводы подкреплялись тем, что 14 мая этого года делегация Совета безопасности Курдистана провела переговоры в Вашингтоне с представителями американской администрации в лице спецпосланника президента США по борьбе с «Исламским государством» (ДАИШ) Бретта Макгерка, старшего советника Дональда Трампа Джареда Кушнера, советника по национальной безопасности Герберта Макмастера и ряда других лиц. Согласно опубликованному пресс-релизу, итогом встречи стало выражение Вашингтоном готовности оказать Курдистану поддержку в противостоянии террористической угрозе и обеспечении безопасности.

Стоит отметить, что до переговоров Госдеп показательно выступал за единый, стабильный и демократический Ирак. Однако позже, как сообщают СМИ, директор разведывательного управления Министерства обороны США генерал Винсент Стюарт на слушаниях в сенате заявил, что независимость Курдистана — это еще далеко не решенный вопрос. И ее провозглашение — лишь вопрос времени, но оно должно состояться в весьма отдаленном будущем.

Впоследствии эту позицию поддержали Великобритания, Франция и другие страны НАТО, оказывавшие материальную и военную поддержку курдским отрядам. А Израиль практически открыто выступил за независимый Курдистан.

Выходит, что пока шла война, под шумок создавались необходимые условия для существования нового государства — нефтяные месторождения как основа экономики и боеспособная армия для защиты. Но вот курдский референдум состоялся, и позиция Вашингтона резко поменялась — теперь американцы выступают против независимости Курдистана.

Видимо, эта позиция стала результатом согласования с мнениями государств региона. Ведь, например, Турция ожидаемо выступила против референдума, назвав его незаконным и усматривая в нем угрозу своей безопасности. Сейчас закрыт КПП «Хабур» — один из крупнейших на границе с Ираком. И в случае провозглашения курдами своей независимости турки грозят полностью перекрыть транзит нефти из автономии.

Тегеран абсолютно единодушен в этом с Анкарой. Иран, как и Турция, имеет на своей территории курдскую автономию и считает, что провозглашение независимости Иракского Курдистана создаст опасный прецедент.

Против независимости иракских курдов выступила и Лига арабских государств. Россия заявляет, что сегодня является ключевым инвестором в Ираке, опережая по объемам вложенных инвестиций и Штаты, и Турцию. Что референдум она не осуждает, а просто наблюдает со стороны за волеизъявлением курдского народа.

Что же касается США, то они, как обычно бывает в случаях, когда процессы идут не по их сценарию, выражают глубокую разочарованность. И предсказуемо прогнозируют нестабильность в регионе, заявляя, что продолжат оказывать поддержку Курдской автономии. В чем она будет выражаться и что из этого следует, думается, догадаться несложно.

Отметим, что еще год назад на сайте американского стратегического исследовательского центра RAND Corporation опубликовали доклад под названием «Региональные последствия независимости Курдистана». В работе описаны предполагаемая реакция Ирака, Ирана, Турции и Сирии на создание нового государства, а также возможные риски и последствия этого.

Все ли могут короли?

Все сводится к тому, что эта инициатива ни что иное, как попытка США удержать свое влияние на Ближнем Востоке в то время, как оно (влияние) уплывает в сторону России и Ирана. И, если не получится, то громко хлопнуть дверью.

«Следя за развитием событий, невольно приходишь к выводу, что Вашингтон уступил Сирию и ее будущее Москве, считая это лучшим из худших вариантов. Но отдавая Путину сирийский труп, США также ослабляют свои позиции и влияние, не говоря уже о репутации всех тех, кто связался с Америкой в рамках ее хилой антиигиловской коалиции», — пишет канадская The Globeand Mail.

«Неопределенность позиции Вашингтона на Ближнем Востоке среди прочего позволила России сблизиться с Саудовской Аравией, — вещает обозреватель CNN Джилл Догерти. — Государственный визит саудовского короля — это еще один признак того, что Россия закрепляется в регионе. Россия и Саудовская Аравия поддерживают разные стороны в войне в Сирии, но им, похоже, удалось закрыть глаза на разногласия и начать сотрудничать, чтобы стабилизировать мировые цены на нефть. Кроме того, только на прошлой неделе российский президент устанавливал контакты с региональными игроками во время своей встречи с президентом Турции в Анкаре. Сейчас Москва расширяет влияние. Ей, как ни удивительно, удается уравновесить отношения стран, которые традиционно не ладят друг с другом. Примером тому служат Иран и Саудовская Аравия. И нынешний визит (саудовского короля. — Авт.) весьма значимый».

Израильский эксперт Яков Кедми считает, что Саудовская Аравия, правильно оценивая новую роль России на Ближнем Востоке, ее военный, экономический и политический потенциал, решила, что невозможно дальше обеспечивать нормальное развитие и безопасность государства без хороших отношений с Россией, с которой у нее есть один общий интерес — нефть. Как и с Ираном, разногласия с которым может уладить только Россия, но никак не США. Все три державы — крупнейшие производители нефти. И без координации политики в этой области им трудно отстаивать свои интересы. Визит саудовского короля, по его мнению, показал, что все разговоры о том, что Россия поддерживает шиитов против суннитов, — полная глупость и невежество.

«Достигли договоренности, что помощь террористическим организациям со стороны Саудовской Аравии прекратят, — говорит он. — Но главное в том, что Саудовская Аравия обязалась объединить силы оппозиции (сирийской. — Авт.) для участия в политическом процессе в Астане. И сама Саудовская Аравия тоже подключается к этому процессу».

Что касается покупки Эр-Риядом противоракетных комплексов С-400, то, по мнению российского военного эксперта Игоря Коротченко, это продиктовано не только политическими соображениями.

«С-400 — лучшая зенитная ракетная система в мире дальнего радиуса действия. Она лучше, чем американская система Patriot PAC-3, новейшая версия ЗРК Patriot. И этот выбор продиктован не только политическими, но и военными соображениями», — говорит он по этому поводу.

На самом деле разворот Саудовской Аравии в сторону России является ощутимым ударом по самолюбию Соединенных Штатов, от которых теперь можно ожидать всего, что угодно.

Сюжет:

Война в Сирии

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру