Казахстан стал перевалочным пунктом для международной нелегальной торговли редкими животными

Нелегальная торговля животными - на третьем месте после нелегальной торговли наркотиками и оружием.

“Через Казахстан, по информации герпетологов, сейчас в массе идут рептилии из Юго-Восточной Азии, тропические экзоты, которые уходят в Россию и дальше, в страны ЕС. Для того, чтобы все это пресекать, в республике помимо того, что нет таможенной службы как таковой на границе с Россией и Киргизией, не хватает специалистов, которые бы смогли определять, что подпадает под ту или иную категорию СИТЕС (Конвенция международной торговли видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения, в которую Казахстан входит с 2002 года). Нет техсредств, что были бы в помощь таможенникам на внешних рубежах казахстанско-китайской границы”, - рассказывает замдиректора по науке центра прикладной биологии АСБК Сергей Скляренко.

Поэтому, несмотря на то, что СИТЕС вроде бы теоретически соблюдает общие правила перемещения через границы тех или иных видов фауны, мелкие технические детали внутри своей территории государства регулируют сами, например, куда девать конфискат и т.п.

При этом есть несколько предусмотренных правилами СИТЕС вариантов того, что же делать дальше после изъятия с конфискуемыми животными и их дериватами.

Во-первых, их можно выпустить в природу, если известна страна происхождения, которая к тому же готова принять их назад, а животные находятся в нормальном состоянии. Во-вторых, если выпуск в природу невозможен по самым различным причинам, то допускается их реализация через торговые сети зоомагазинов. Чаще всего это происходит с изъятыми черепахами, птицами, мелкими животными.

В-третьих, возможна передача в зоопарки.

В-четвертых, самый жесткий и редкий вариант, представители фауны и их дериваты (чаще всего) подлежат уничтожению. К счастью, живых животных усыпляют довольно редко, чаще утилизации подлежат грузы с различными изделиями, дериватами, чтобы не создавать канала для дальнейшей торговли ими. “Например, изъяли рога сайги, и можно было бы передать их на реализацию представителям традиционной китайской медицины, которые, кстати, этого очень хотят и давно просят. Причем легально. Но Казахстан на это не идет, а просто уничтожает изъятые рога сайги, и совершенно правильно”, - считает Сергей Скляренко, потому как в случае подобной реализации может создаться практически легализованный канал их поставок в КНР. И может дойти до того, что в степи запросто будут “внезапно находить” мешки брошенных рогов. Поэтому все изъятое сегодня только сжигается. И такая практика в отношении изъятых дериватов, по его словам, существует не только в Казахстане, но и во многих странах мира.

Однако насколько оправдана такая практика сжигания дериватов? Ведь этот товар, как и многие другие дериваты, стоит миллионы долларов (килограмм рогов сайги на черном рынке стоит, по некоторым данным, от четырех тысяч долларов и выше), а значит, для него должны создать специализированные склады или пункты передержки.

Да и в принципе в Казахстане одна из главных проблем в том, что нет пунктов передержки для изымаемых объектов фауны, непонятно, что делать с ними дальше. Животных просто-напросто некуда размещать, и зоопарки тут не выход, пока идет следствие или карантин. Для этого должны быть постоянные, согласованные с органами местной власти пункты их содержания в крупных городах, хотя бы в Алматы и Астане. Однако пока это головная боль только таможенников и пограничников.

Пограничники, которые практически “не в службу, а в дружбу” задерживают такой нелегальный товар, поскольку это не является их прямой обязанностью, не знают, к кому обращаться за помощью - нет четких указаний, нет даже внутреннего устава, не говоря о должном законодательстве.

Это, безусловно, является пробелом и в правилах Таможенного союза, предусматривающих практически открытые границы в рамках ЕАЭС. К чему это может привести, и без того понятно - транзит из России, и особенно из Киргизии, откуда запросто идет нелегальный товар из стран Центральной Азии, того же Афганистана или Туркмении, может сделать, если уже не сделал, Казахстан перевалочным пунктом для международной нелегальной торговли. Причем чем угодно - от наркотиков до зараженных фруктов и овощей.

Чем чаще всего “грешит” кыргызско-казахстанская граница, на которой, что ни день, происходит задержание и обратная отправка подобных товаров (наркотики уничтожаются) в сторону Киргизии. И снова уже ставший закономерностью тот факт, что никто не несет за это ответственности, даже водитель, в машине которого обнаружили нелегальный груз, оказывается ни при чем. И это тоже пробел в законодательстве ТС.

По данным Интерпола, этот бизнес за год в мировом масштабе “набирает” девять миллиардов долларов чистого дохода, что угрожает исчезновением 30 тысячам представителей фауны и флоры земли. Особенно это касается краснокнижников и вымирающих видов. Тем более что легальная международная торговля животными, а в год это более 317 тысяч живых птиц, более двух миллионов рептилий, 2,5 миллиона крокодильих шкур, полтора миллиона шкур ящериц, 2,1 миллиона шкур змей, 73 тонны икры, около 20 тысяч охотничьих трофеев, не говоря уже о хищниках и их дериватах, способствует этому в очень даже немалой степени.

Что касается Казахстана, то нелегальный трафик в республике - это рога сайгака, медвежья желчь и лапы, охотничьи трофеи, сокола, другие хищные птицы, черепахи и другие рептилии, включая их транзит из Юго-Восточной Азии, яйца артемии (ракообразные), цистанхе (корень жизни).

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру