Почему не стоит покупать товары, взятые с витрины

В обществе потребления свои правила, которых все вроде бы должны придерживаться

Как правило, желанные покупки людей радуют, но в Алматы в последнее время складывается такая тенденция, что приобрести новую вещь в магазине все сложнее. И причина этого — совершенно непонятная практика наших торговых предприятий.

В обществе потребления свои правила, которых все вроде бы должны придерживаться

Чем богаты…

Шопинг оказывает на людей магическое влияние. Отправляясь в магазин за булкой хлеба, мы возвращаемся с полными пакетами продуктов, а заглянув в магазин электроники, чтобы скоротать время, мы обнаруживаем на витрине какую-то вещь, которая по необъяснимым причинам стала вдруг жизненно необходимой.

Вообще, сравнительно небольшой процент людей способен контролировать свои желания — внутренний голос, который, как правило, кричит: «Я хочу!» вместо трезвого: «Мне необходимо!». Люди уязвимы в своих желаниях, и на этом играют многие продавцы, причем не важно, решили вы сделать покупку в небольшом интернет-магазине или в крупном ритейлере — «развести» могут в любом месте.

Ведь каждый хочет сэкономить, и это вполне нормальное желание, но оно же является «крючком», попавшись на который, многие люди покупают массу вещей, не являющихся предметом первой необходимости. Согласно статистическим данным, до 50 процентов покупок крупной и мелкой бытовой техники, а также электронных устройств приходятся на долю незапланированных приобретений. Люди становятся жертвами различных маркетинговых ходов: это ночи скидок, сезонные распродажи, бонусы и прочий арсенал хитрых маркетологов. Но практика показывает, что аттракцион неслыханной щедрости ритейлеры проводят лишь в том случае, если смогут получить большую финансовую выгоду.

Различные акции — это не новинка, а привычные инструменты торговли, которые, по сути, выполняют лишь одну функцию — завлекают людей в магазин. А, оказавшись «заарканенным», вы обязательно покинете торговую площадь с покупками или хотя бы с одной. И все бы хорошо, но в последнее время некоторые представители торговой индустрии стали вести откровенно нечестную игру с покупателями.

Например, в салонах электроники людям все чаще начали «впаривать» вместо новых вещей товар не первой «свежести». Такое поведение еще как-то можно было оправдать, если бы речь шла о каком-то маленьком, невзрачном магазинчике, расположенном в глубинке спального района, но флагманами этого «движения» становятся крупнейшие магазины страны, а в фарватер пристраиваются мелкие игроки, ведущие еще более беспринципную игру.

Отправляясь за покупкой, человек на подсознательном уровне уже считает себя полноценным владельцем этого самого товара. И как только он произносит заветное «беру», менеджер совершенно ненавязчиво говорит о том, что эта вещь в единственном экземпляре, что покупку можно совершить только в том случае, если упаковать витринный экземпляр. То есть речь идет о приборе, который ежедневно изучали сотни людей на протяжении нескольких месяцев, а может быть, и целого года…

Ты начинаешь задумываться: «А нужна ли такая покупка?». Тут менеджер наносит «удар под дых», информируя, что следующее поступление будет только через месяц-полтора. А дальше большой соблазн и нежелание расставаться со «своей» вещью берут верх над разумом.

Так вот, на днях мы посетили один из ведущих магазинов техники в Алматы, где на личном опыте убедились в том, что большая часть представленного товара — это «витрина». К слову, внятных причин этому явлению ни один из менеджеров так и не смог назвать. Зато в неприступности их не упрекнешь. Казалось бы, что в этой ситуации, когда тебе предлагают купить не совсем новую вещь, ты имеешь право на скидку... Не тут-то было! Единственное, что нам удалось выторговать за такой экземпляр, это, как они ее назвали, «директорская скидка» — смешные пять процентов.

Торг более чем уместен

Задавшись вопросом, возможно ли такое в других станах мира и как в таких случаях происходит торговля, мы отправились бороздить волны необъятного интернета, и вот что нам удалось выяснить.

В США, где знают толк в торговле и умудряются продавать даже гаражный хлам, витринные варианты в принципе не продаются. Вещь распакована, и, следовательно, ее уже нельзя продавать как новую. Весь товар, выставленный в торговом зале, эксплуатируется до поломки и в конечном итоге списывается как расходный материал.

В Европе ситуация аналогичная — демонстрационный товар чаще списывают, а если и допускают к продаже, то делают большую скидку (50-70 процентов). В России ситуация чуть лучше, чем в Казахстане. Там продают «витрину», но делают при этом неплохие скидки (порой до 40 процентов), обязательно указывая на ценнике, что экземпляр витринный. Правда, такая европейская щедрость встречается не столь часто, и львиная доля продаж проходит так же, как и у нас: приносят на смотровой столик пыльную демонстрационную технику, при этом делая большие круглые глаз, когда речь заходит о скидках.

Стоит ли покупать витринный вариант и можно ли его считать новой вещью? Конечно, лучше отказаться от приобретения и дождаться нового поступления, но мы сейчас рассмотрим ту ситуацию, в которой по тем или иным причинам покупку невозможно отложить. И здесь получается неоднозначная картина, ведь существуют различные группы товаров, каждые из которых имеют свои особенности.

Топ перечня возглавляют гаджеты, которые составляют солидную долю оборота любого из магазинов электроники: смартфоны, планшеты, ноутбуки. Всех их объединяют три основные вещи, которые страдают во время эксплуатации.

Во-первых, аккумулятор. Литиево-ионным источником питания сейчас оборудуют практически все устройства, и такие батарейки должны работать циклично: сначала устройство нужно полностью разрядить, потом ставить на зарядку, и так несколько тысяч раз. С течением времени такой аккумулятор, который когда-то питал устройство в течение нескольких дней, постепенно теряет свою способность удерживать заряд.

Но это с новым устройством. Витринные варианты подключают к питанию и не отключают до тех пор, пока их кому-нибудь не «сплавят». Все время находясь на сетевом «поводке», аккумулятор теряет свою емкость. Таким образом, получив псевдоновую вещь, вы изначально должны быть готовы к тому, что батарея «умрет» намного раньше положенного ей срока. А это дополнительные траты, которые, к слову, могут составлять от четверти до половины стоимости устройства.

Во-вторых, экран. На витринной технике постоянно прокручивают различную рекламу, будь то ролик о самом устройстве или магазине — не важно. Экран работает сутки напролет при максимальной яркости, что приводит к его «угасанию», то есть устройство теряет яркость изображения.

В-третьих, пыль. На открытых витринах, а практически вся эта техника красуется не под стеклом, техника засасывает пыль, которая откладывается на всех вентиляционных отверстиях и тоннелях, а также на компонентах устройств. Такой налет ухудшает теплообмен некоторых деталей и, как следствие, увеличивает температуру внутри устройства, что негативным образом сказывается как на сроке службы, так и на качестве его работы.

Мультимедиа: телевизоры, стационарные аудио- и видеотехника. Ресурс современных телевизоров достаточно большой (примерно 15 лет), поэтому даже несколько месяцев работы на витрине принципиального значения не имеют. Если внешний вид устраивает, а упаковка на вид новая, то товар можно приобретать, особенно, если продавец согласен предоставить скидку.

Другое дело — домашний кинотеатр. Проигрыватель дисков DVD, Blu-ray также имеет достаточно большой ресурс, но это не касается оптического блока, считывающего информацию с диска. Поэтому, если аппарат, будучи на витрине, крутил в течение достаточно длительного срока демонстрационные диски, то от покупки лучше отказаться. Проектор — устройство, требующее особенно бережного обращения. Но главное, что ресурс его лампы относительно невелик и он дополнительно сокращается при резком отключении проектора от электросети. Такую технику лучше приобретать совершенно новой, требуя вскрытия упаковки в своем присутствии.

Категорически не рекомендуется покупать с витрины предметы личной гигиены. Бритвенные системы, эпиляторы, триммеры и т.п. Известны случаи, когда не только покупатели тестировали не себе эти приспособления, но и некоторые продавцы/менеджеры не отказывали себе в удовольствии воспользоваться приборами, после чего возвращали их на витрину. Чтобы не рисковать здоровьем, от таких покупок лучше отказаться.

Бытовая техника. Сюда относятся холодильники, газовые или индукционные плиты, пылесосы, стиральные машины. Как правило, такие единичные экземпляры, даже выставленные в торговом зале, никогда не подключаются к сети. То есть их можно считать новыми, даже если они простояли продолжительный срок. Другое дело, что на них могут появиться вмятины, царапины или сколы. Поэтому перед принятием решения не лишним будет внимательно изучить товар на предмет изъянов.

Помимо витринных вариантов есть еще один класс товара, который также подают покупателям под соусами всевозможных грандиозных скидок и распродаж — это устройства после восстановления. Эта тема достойна отдельного материала, но основные нюансы хотелось бы обозначить уже сейчас.

Итак, восстановленные или refurbished (RFB) устройства бывают двух типов.

Первый — manufacturer refurbishing — восстановление непосредственно производителем. Подобный способ восстановления весьма неплох, ведь после такого ремонта проводится весь цикл испытаний и тестов, которые проходит новое устройство.

Второй способ — seller refurbishing. Здесь все намного хуже, поскольку восстановление проводится «на коленках», в мастерской за перегородкой витрины. Здесь задачей продавца является как можно меньше вложить в ремонт и как можно дороже продать отремонтированное устройство. Некоторые казахстанские магазины как будто честно сообщают, что изделие восстанавливали, при этом в название продукта добавляют сокращение RFB. Но при этом не уточняется, каким образам аппарат «привели в чувство»…

Сложно поверить в то, что ту же «яблочную» продукцию, стоимость каждого изделия которой исчисляется сотнями тысяч тенге, отправляют по гарантии в Китай, где и расположен завод одноименной американской компании.

Насколько честны такие «правила игры», судите сами, но, как нам кажется, если и допускать покупку полуновой вещи, то она должна быть подкреплена ощутимой скидкой. Во всех остальных случаях лучше не поддаваться эмоциям и уж тем более не давать торговцам возможности вас обмануть. Хладнокровно продолжайте поиск изделия в другом магазине. Ведь, как ни крути, платите вы за новую вещь.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру