Казахстан переходит на аукционную торговлю энергией, получаемой из возобновляемых источников

Как показывает мировая практика, формирование закупочной цены энергии через аукционы стимулирует рост интереса инвесторов к отрасли.

Несмотря на большие объемы добычи углеводородов, Казахстан до сих пор является страной, испытывающей дефицит энергии. Начавшийся в 2007 году кризис, который существенно снизил промышленное энергопотребление, избавил нашу страну от экстренного наращивания энергогенерирующих мощностей, дав своеобразную передышку и позволив пересмотреть подходы к увеличению объемов вырабатываемой энергии и ее перераспределению внутри страны.

Напомним, что наша страна столкнулась с дефицитом уже в середине прошлого десятилетия - в так называемый пиковый зимний период. Собственно, с этого же времени в стране активно заговорили о перспективах строительства АЭС и альтернативной “зеленой” энергетике.

Точнее, когда подсчитали, во сколько может обойтись модернизация действующих мощностей и возведение новых станций. Тогда называлась сумма 23 (и более) миллиарда долларов (на строительство новых энергоблоков на экибастузских станциях, достройку Мойнакской ГЭС, проект Балхашской ГЭС, развитие малой гидроэнергетики). И это еще без учета стоимости АЭС и модернизации действующих ТЭЦ в городах.

Таких денег у страны на реализацию важных, но слишком дорогих проектов единовременно в тот момент не было. К тому же любой из них - дело долгосрочное. Например, строительство энергоблока №3 на Экибастузской ГРЭС-2 ведется с 2009 года. И до сих пор не завершено.

Но, заговорив о развитии ВИЭ, Казахстан столкнулся с той же проблемой, которая стояла в каждой стране мира, - чрезмерно дорогой стоимостью альтернативной энергии. Отчасти это объяснялось низким развитием инфраструктуры новой энергетической системы и, соответственно, высокой ценой на оборудование (например, ветровые станции, солнечные батареи и т.п.). В том числе и по причине высокой стоимости галлия - необходимого элемента при изготовлении солнечных панелей. Например, в 2005 году на мировом рынке тонна галлия стоила 1,2 миллиона долларов.

В последние шесть лет, то есть практически с началом второй волны кризиса, ситуация на мировых рынках изменилась. Падение цен на металлы, применяемые в ВИЭ, сделали эту сферу более интересной для инвесторов. Так, цена за тонну галлия в прошлом году уже составляла всего 107 тысяч долларов. В нынешнем июне цена за тонну галлия на мировых рынках в среднем составила 115 тысяч долларов.

Это привело к резкому снижению себестоимости альтернативной энергии. В последние шесть лет она снизилась на солнечную энергетику почти на 50 процентов, на ветровую - еще больше.

Кроме падения цен на сырье свою роль сыграл и переход на аукционную систему ценообразования. “Игра на понижение” позволила достичь более высокой привлекательности энергии для конечного потребителя, то есть ее покупателя. Иными словами, производители энергии фактически конкурируют между собой за покупателя, демпингуя (в хорошем смысле).

В Казахстане до недавнего времени придерживались стратегии держать фиксированные “зеленые” тарифы.

Они действительно были интересны еще лет 8-10 назад (и мировой опыт тому свидетельство), поскольку позволяли стимулировать развитие ВИЭ. В основе их лежали три основных фактора поддержки: гарантия подключения к сетям, долгосрочные контракты на покупку энергии и гарантия одной цены.

То есть инвесторы в альтернативные источники могли не переживать за своевременность возвратности инвестиций. (Если, конечно, их контракты были привязаны к доллару, а не нацвалютам.) Но, как оказалось, такие контракты не выгодны покупателям (и самому государству в первую очередь), поскольку учитывают интересы инвесторов, но не потребителей. А такое отсутствие конкуренции просто не стимулировало простых пользователей к “зеленым” технологиям.

На днях глава государства подписал поправки в законодательство об электроэнергетике, которые предполагают в числе прочего переход Казахстана на аукционную торговлю. Как пообещал министр энергетики Канат Бозумбаев, через пару месяцев Минэнерго подготовит необходимую подзаконную базу для реализации новых подходов. “Следующие этапы развития ВИЭ мы будем проводить посредством аукционов. Думаю, что это самый транспарентный, понятный, не зависящий от госслужащих и чиновников способ делать бизнес в Казахстане, - сказал министр энергетики. - И мы будем привлекать и привлекаем сегодня к этой задаче крупнейшие и национальные, и транснациональные мировые компании”.

Что же касается перспектив уровня цен с введением аукционной торговли, то министр затруднился делать прогнозы. Заметив лишь, что стоимость точно снизится в значительной степени: “Конечно, мы не ОАЭ, риски в нашей стране больше, солнечных дней меньше. Поэтому, наверное, 2,5 цента не стоит ожидать, но не 10 центов, как сегодня, точно”.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру