Казахстан до сих пор не может себя обеспечить качественными лекарствами

Эффективные и недорогие лекарства — вот что нужно людям от отечественной фармакологии

31.05.2017 в 07:33, просмотров: 1169

Навести, наконец, порядок в сфере обеспечения населения лекарствами и регулирования цен на них на розничном рынке — такова цель Министерства здравоохранения Казахстана. А что сегодня делается для ее достижения и как обстоят дела на нашем рынке лекарств?

Казахстан до сих пор не может себя обеспечить качественными лекарствами
В Казахстане работают 112 фармацевтических предприятий, из которых 51 производит медикаменты

Пилюля одна, а цена ее разная

Сегодня лекарственный рынок Казахстана является одним из наиболее динамично развивающихся на постсоветском пространстве. В стране работают 112 фармацевтических предприятий, из них 51 производит медикаменты, 61 — изделия медицинского назначения. Причем 12 компаний отрасли соответствуют международным стандартам GMP. И государство всячески оказывает им поддержку.

В итоге объем фармацевтического рынка в республике за последние 10 лет увеличился в 7,2 раза и превысил объем в 2016 году в 458 миллиардов тенге, из которых свыше 60 процентов, или 277 миллиардов тенге, пришлись на так называемые расходы из собственного кармана, куда также вошли расходы за счет добровольного медицинского страхования.

При этом доля Единого республиканского дистрибьютора «СК-Фармация» составила около 63 процентов, или 115 миллиардов тенге. Однако ежегодно увеличиваются и расходы на обеспечение населения лекарствами в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Если в 2011 году на закупку лекарств из госказны было выделено около 93 миллиардов тенге, то в 2016 году эта сумма составила более 164,8 миллиарда тенге.

Сегодня в Казахстане зарегистрировано более 8 тысяч наименований лекарственных средств, которые реализуются в розничной аптечной сети, состоящей из более чем 10 тысяч аптек. Таким образом, в республике нет проблемы доступности лекарств, однако ввиду отсутствия эффективной системы ценового регулирования и зачастую высокой стоимости медикаменты не всегда по карману населению.

Регулирование же цен в рамках бесплатного обеспечения тоже далеко от совершенства. Так, при установлении предельной цены для отечественных и зарубежных производителей формулярная комиссия Минздрава пока не может опираться на адекватную информационную базу референтных цен, необходимую для сравнения и анализа. В условиях отсутствия системного анализа клинической полезности и экономической эффективности препаратов утверждение предельных цен на различные медикаменты происходит достаточно субъективно.

В этом году, например, Минздрав утвердил предельную цену на вакцину против вирусного гепатита В — 148 тенге за дозу. При этом реальные цены зарегистрированных вакцин от производителя варьируются в пределах от 420 до 6960 тенге за дозу.

Или еще пример. В прошлом году по онкологическому препарату «Доксорубицин» была установлена такая низкая предельная цена, по которой даже наши производители не смогли уложиться в ценовой коридор. Такие ограничения приводят к демпинговым закупкам некачественных, несертифицированных препаратов сомнительного происхождения, и они затем реализуются через аптечную сеть населению по уже завышенным ценам.

И основным недостатком действующей системы является закупка фармацевтических услуг вместе с лекарствами у поставщиков фармуслуг, в результате чего создается значительный разброс цен на лекарства. При этом фиксированная наценка в 25 процентов, независимо от стоимости лекарства, приводит к дополнительным затратам государства.

Проведенный анализ амбулаторного лекарственного обеспечения показал, что один и тот же препарат закупался местными исполнительными органами по разным ценам, которые варьировались в разрезе регионов в два-три раза не только внутри одного закупаемого международного непатентованного наименования (действующего вещества), но и внутри торговых наименований.

Счетный комитет установил факты расхождения стоимости идентичных лекарственных средств, поставляемых разными поставщиками «СК-Фармация». В отдельных случаях она была завышена до четырех раз. В частности, препарат «Беклазон ЭКО» поставлен медицинским организациям Актюбинской области по цене 2270 тенге, в Западно-Казахстанской области — уже по цене 5950 тенге, а в Алматы — 9097 тенге...

Наценки дистрибьюторов и аптек в среднем достигают на каждом этапе до 40-50 процентов, и никто за этим не следит, ссылаясь на рыночные отношения. Сегодня государство регулирует только 54 процента наименований зарегистрированных лекарственных средств. Остальные — в «свободном плавании». Поэтому аптеки сами диктуют цены. Между тем рынок розничных лекарственных средств составляет 60 процентов от общего объема рынка фармацевтической продукции. А это ни много, ни мало — 277,4 миллиарда тенге.

Помимо этого в рамках действующей системы закупа регулярно происходят перебои в обеспечении бесплатными или льготными лекарствами вследствие несвоевременного проведения тендеров как «СК-Фармация», так и местными исполнительными органами.

Генеральной прокуратурой были установлены факты несвоевременной поставки «СК-Фармация» лекарственных средств и изделий медицинского назначения, что при отсутствии неснижаемого запаса могло вызвать серьезные последствия для жизни и здоровья людей. В частности, по всем регионам Казахстана имели место факты несвоевременной поставки противотуберкулезных и онкологических препаратов. Причем одни из них не подлежали замене другими препаратами.

В начале текущего года в Астане из-за неправильного проведения закупа фармуслуг под угрозой необеспечения жизненно важными препаратами оказались больные сахарным диабетом, гипертонией и онкобольные. Причин этому много — нерадивость чиновников, некачественное планирование потребностей, стремление обеспечить победу на тендерах «нужных» компаний и аптек.

И вот, чтобы устранить ценовой беспорядок, планируется ввести регулирование цен на все лекарственные средства. Осенью этого года правительство внесет в парламент соответствующий законопроект.

Каким путем пойти?

По результатам анализа систем ценообразования в различных странах мира выделены четыре основных направления. Наиболее распространенным является система внешнего референтного ценообразования, которая основана на сравнении стоимости одного и того же препарата в разных странах.

В этой связи планируется обязать всех производителей регистрировать свои цены, а также предоставлять стоимость лекарств на других рынках, схожих с нашей республикой по размеру ВВП, территории или численности населения. После чего будет установлена предельная плавающая наценка для дистрибьюторов и аптек. Этот вопрос будет решен в законодательном порядке.

В предлагаемой системе амбулаторного лекарственного обеспечения единый дистрибьютор централизованно закупит лекарства, а поставщики будут предоставлять фармуслуги по отпуску лекарств населению с использованием плавающей наценки как для единого дистрибьютора, так и для поставщиков фармацевтической услуги. За счет экономии сократится существующий дефицит лекарств на амбулаторном уровне.

Основную, центральную, роль в данной системе будет играть информационная система лекарственного обеспечения, которая позволит вести учет, контроль и в будущем планирование всей системы амбулаторного лекарственного обеспечения. Это позволит министерству вести качественную аналитику по всем назначениям врачей, по количеству и сумме отпущенных рецептов, выявлять эффективность закупаемых лекарств по каждому диагнозу и самое главное — определит потребности не только в разрезе регионов, но и по каждой медорганизации и каждому пациенту.

На нашем рынке существует сегодня немало компаний, применяющих различные виды неэтичного продвижения собственной продукции. В целях исключения данных фактов в Астане разработаны и в ближайшее время будут внедрены специальные правила продвижения лекарств на рынке, которые также позволят сократить порой нецелесо-образные расходы пациентов.

Кроме этого, планируется повышать уровень лекарственной грамотности как населения, так и специалистов. На сайте druginfo.kz и по телефону горячей линии лекарственного информационно-аналитического центра уже сейчас можно получить всю необходимую информацию по лекарствам.

Таблетка заморская всегда лучше?

И, наконец, о нашей зивисимости от импорта лекарств. В прошлом году его объем превысил объем экспорта в 43 раза. При этом многие лекарственные средства, зарегистрированные в республике, присутствуют лишь в странах СНГ и государствах происхождения (Пакистан, Индия и др.), но при этом все эти препараты не зарегистрированы в США, Японии, Великобритании, а также других государствах — членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), так как не соответствуют их нормам качества.

Как следствие, качественная структура импорта за последние пять лет существенно не изменилась. С 2011 по 2016 год доля продукции отечественных производителей в структуре внутреннего потребления составила всего 9,6 процента. А в ВВП страны она достигает только 0,09 процента, тогда как в развитых странах эта цифра варьируется от 1,5 до 5 процентов.

Чтобы развивать собственное производство лекарств, единым дистрибьютором подписаны дополнительные соглашения по увеличению сроков долгосрочных договоров с 7 до 10 лет, при реализации которых, до 2024 года, прогнозируется увеличение объема закупа отечественной фармпродукции до 900 позиций, а в денежном выражении увеличение ожидается с 30 миллиардов до 73 миллиардов тенге.

Развитию отечественного производства порой препятствует и лоббирование иностранных фармпроизводителей, причем не из самых технологически развитых стран мира.

Да и качество отечественных лекарств пока низкое, и это признанный факт. Причиной этого, по мнению экспертов, является как раз то, что отечественные производители не производят фармацевтические субстанции для лекарственных средств, а приобретают их за рубежом, причем ненадлежащего качества и по низким ценам.

В мировой фармацевтике сегодня наблюдается тенденция к увеличению доли препаратов растительного происхождения, которая в ближайшие десять лет, по прогнозам Всемирной организации здравоохранения, в общем объеме лекарственных средств превысит 60 процентов. В Казахстане имеются значительный научно-технический потенциал в области разработки и производства таких лекарственных препаратов, богатейшая база дикорастущего растительного сырья.

Уже выпускается уникальный противоопухолевый препарат «Арглабин» из гладкой полыни, и он не имеет аналогов в мире и применяется во многих крупных онкоцентрах не только Казахстана, но и ближнего и дальнего зарубежья. Однако выход отечественных оригинальных препаратов на мировой рынок затрудняет ряд негативных факторов.

Это неготовность многих фармацевтических предприятий страны к производству лекарственных средств в соответствии с требованиями международных стандартов. Кроме того, необходимо прогнозировать объемы ежегодной заготовки растительного сырья, внедрить эффективные технологии его возделывания и первичной переработки, обеспечить товарным сырьем производство оригинальных экспортоориентированных препаратов.

Кроме того, развитие фармацевтической отрасли в стране «тормозит» дефицит квалифицированных кадров. Не хватает специалистов — технологов производства, аналитиков, клинических фармакологов, фарминспекторов. Моделью для подготовки таких кадров может послужить Школа медицины Назарбаев университета, образовательный процесс которой интегрирован с научно-исследовательской деятельностью и производством.

Планы Министерства здравоохранения вселяют оптимизм, что лекарства станут доступными и эффективными, а следовательно казахстанцы станут на йоту здоровее. Однако есть опасения, что новая модель амбулаторного лекарственного обеспечения тоже даст сбой, если не принять системных мер по изменению условий и механизмов закупок.

Деятельность «СК-Фармации» вызывает многочисленные вопросы. Антимонопольное расследование установило, что в период с 2010 по 2015 год единый дистрибьютор незаконно осуществлял закуп услуг хранения и транспортировки лекарственных средств единым лотом, ограничивая тем самым доступ к оказанию данных услуг другим субъектам рынка. Все это привело к ограничению конкуренции и удорожанию поставок. Поэтому, прежде чем менять модель амбулаторного лекарственного обеспечения, необходимо оптимизировать работу самой «СК-Фармации» и внедрить инновации в систему единой дистрибуции.