Ценители поэзии в Алматы вспомнили Алексея Константиновича Толстого

Накануне начала Великого Поста, в самый разгар Масленичной недели, в зале торжественных собраний при Свято-Никольском соборе Алматы прошел творческий вечер, посвященный памяти одного из самых лирических русских поэтов — Алексея Константиновича Толстого, которому в этом году исполняется 200 лет.

Ценители поэзии в Алматы вспомнили Алексея Константиновича Толстого

Пожалуй, можно сказать, что творческая судьба этого художника парадоксальна: начав свое творчество в эпоху мощнейшего культурного взрыва, он справедливо занял в русском литературном и вообще художественном пространстве XIX века одно из наиболее заметных мест.

Забвенье без причины

Без преувеличения, его и его произведения знал в то время каждый образованный человек в России. Но впоследствии Алексей Толстой оказался не то чтобы забыт, но как бы отодвинут с первых заслуженных позиций.

Отчасти это можно объяснить «золотым веком» русской литературы, когда во второй половине XIX столетия гениальных и очень талантливых поэтов и писателей в короткий срок появилось сразу столь много. Отчасти — советской эпохой, когда отсутствие в творчестве литератора острой социальной проблематики при дворянском происхождении сразу отодвигало его на второй план внимания тех инстанций, что определяли и выстраивали «иерархию» творцов.

И сегодня, к сожалению, при упоминании Алексея Толстого зачастую люди вспоминают совсем другого автора, равного поэту лишь в имени и фамилии. Хотя — опять парадокс! — названия произведений Алексея Константиновича и цитаты из них известны очень многим. И инициативу посвятить ему творческий вечер можно очень позитивно оценить уже и с этих просветительских позиций.

Необходимо отметить, что проведение таких мероприятий в дни празднования Масленицы стало традицией для алматинской православной общественности. В предыдущие годы прошли вечера, посвященные творчеству и жизни Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Пастернака, Ахматовой.

— Многим присутствующим в зале приходится открывать эти, казалось бы, давно известные имена, их духовную сторону. Например, если говорить о Некрасове, то даже для взрослых это было самым настоящим открытием. Ведь в советских школах было принято говорить о нем как о революционном демократе, как о человеке, который призывал к бунту, хотя это не так. Его поэзия, подчас забытая, позволяет судить о нем как о глубоком христианине, который видит христианские начала русской культуры и жизни, особенно в крестьянской среде. С большим интересом прошел в прошлом году вечер, посвященный пятидесятилетию со дня преставления Анны Андреевны Ахматовой. Звучали бессмертные строки ахматовского реквиема, видно было, с каким напряжением зал слушал рассказ об этой необыкновенно трагической судьбе женщины, на долю которой выпали все возможные испытания, которые только могли выпасть в ХХ веке на женскую долю, — заметил, комментируя эту традицию, ее инициатор и активный участник отец Геннадий, управляющий делами Православной церкви Казахстана, ректор Алматинской православной духовной семинарии, епископ Каскеленский.

Вечера всегда вызывают большое внимание общественности, свободных мест в зале не найти, хотя особой рекламы этих мероприятий нет. Но, на наш взгляд, и их тематика, довольно редкая в наше время в Казахстане, и высокий уровень исполнения достойны и большей аудитории, и заметно большего внимания в информационном поле страны.

Романсы знают многие, но автора — лишь единицы

Данный творческий вечер весьма органично включал в себя рассказ о жизни Алексея Константиновича. Причем не только «официальную биографию», но и любопытные, живые детали, как, например, о визите во время путешествия матери поэта, тогда еще ребенка, в гости к Иоганну Вольфгангу фон Гете, когда великий немец держал маленького Алешу на руках. Или о дружеских отношениях в юности с будущим императором Александром II (опять же — вот они, истоки «затертости» в советские времена!).

Эта ненавязчивая лекция перемежалась целой россыпью замечательных музыкальных номеров от исполнения романсов в народном стиле до джазовых композиций. На сцене выступали и высокопрофессиональные исполнители, как солисты Казахской государственной филармонии, так и самодеятельные, но весьма достойные артисты, как воспитанники Центральной воскресной школы при Свято-Никольском храме Алматы. Весьма, кстати, прозвучало и выступление женского хора Серафимо-Иверского монастыря Алматы.

Среди музыкальных номеров вечера большую долю составляли романсы на стихи самого Алексея Толстого. Это неудивительно — более 130 стихотворений поэта были положены на музыку, к его художественным произведениям обращались величайшие композиторы, такие как Чайковский, Мусоргский, Римский-Корсаков. Тут снова можно упомянуть стихи и парадоксальную «неизвестную известность» Алексея Константиновича в наши дни — даже сегодня многие знают романсы «Колокольчики мои» или «Средь шумного бала», не подозревая, кто автор стихов. Мои эксперименты, проведенные среди знакомых, показали, что современники зачастую отдают авторство Пушкину или Лермонтову, но — и это главное! — знают эти романсы Толстого. Впрочем, признаюсь, об авторстве «Колокольчиков» сам узнал на церковном вечере…

Литературный талант Алексея Константиновича был чрезвычайно многогранным. Хотя и современники, и потомки знают его в основном как поэта (стоит хотя бы вскользь упомянуть его большое значение в религиозной поэзии), он известен и как замечательный драматург, и как прозаик. Кстати, создавал свои произведения Алексей Толстой и по-французски.

Директор православной телестудии «Семиречье» Виктория Посаднева, продекламировавшая небольшой отрывок из исторического романа писателя «Князь Серебряный», заметила:

— Меня всегда восхищало то, как Алексей Константинович Толстой пользуется словом, как описывает место, где происходит действие. Закрывая глаза, ты словно попадаешь туда.

Конечно, совершенно особое место в его творчестве, как и в русской литературе в целом, занимает такое уникальное литературное явление и обаятельнейший персонаж, как Козьма Прутков. Отец Геннадий, показавший себя большим и тонким знатоком творчества Алексея Константиновича Толстого, в этой части вечера заметил, что его сатира жесткая, но не злая:

— Можно согласиться с мнением, что он наш лучший сатирик, за исключением, конечно, Пушкина. Такую «мягкость в жесткости» сатиры поэту, конечно, придавало его христианское чувство.

А консул Генерального консульства России в Алматы, заместитель руководителя представительства Россотрудничества в Казахстане Ирина Переверзева через образ Козьмы Пруткова обрисовала свои юношеские впечатления от творчества Алексея Толстого. Прочитав «прутковское» стихотворение «Желание быть испанцем», она заметила:

— Я тогда училась в музыкальном училище. Тогда не было ни ксероксов, ни современных гаджетов. Мы брали ручки и переписывали стихи в тетради. Я вам могу сказать, что подавляющее большинство моих подруг, как, кстати, и я, были уверены, что Козьма Прутков — это реально существовавший поэт и писатель. О том, что это «литературная маска», созданная Алексеем Толстым в содружестве с тремя братьями Жемчужниковыми, мы узнали, только прочитав послесловие к этой книге. А ведь многие афоризмы из нее сегодня известны, пожалуй, каждому. Например, знаменитый его «Бди!», который всегда является актуальным для всех стран и эпох.

Тютчев — следующий

Отец Геннадий после окончания творческого вечера сердечно поблагодарил зрителей, назвав их потрясающими. А о самом вечере священник высказался так:

— Очень радостно, что удался вечер памяти Алексея Константиновича Толстого. Сегодня он был наиболее проникнут лирическим звучанием по сравнению с предыдущими такими вечерами. По-другому быть и не могло, потому что поэт является автором текстов к многочисленным романсам, многие из которых были сегодня исполнены. Мы надеемся, что русская культура и ее христианские традиции будут все в большей степени проникать в сердца наших сограждан здесь, в Казахстане. В этом в том числе и дело церкви — через культуру проповедовать христианство. Чтобы утверждать в христианской вере души русских людей в Казахстане, не нужно ничего изобретать, нужно просто обратиться к нашей культурной традиции, которая сама за себя будет говорить. Этими мыслями мы руководствовались, когда принимали решение проводить такого рода вечера и сделать их регулярными. Замечательный и очень лирический получился вечер. Хотя и остались неупомянутыми его замечательные драматические произведения, как, например, «Смерть Иоанна Грозного» и «Борис Годунов». Но год большой — может быть, еще вернемся к ним. На будущий год у нас две памятные даты, связанные с именем поэта Тютчева, так что ждем вас всех на следующей Масленице на тютчевский вечер. Думаю, что он будет не менее прекрасен.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру