Казахстанцы покорили высочайшую точку Антарктиды — пик Винсон

Южный полюс Земли - одно из мест, где можно на себе испытать последнюю грань человеческих возможностей

В декабре 2016 года под эгидой Казахского географического общества (КазГео) была организованна первая казахстанская экспедиция на лыжах к Южному полюсу земли — «Полюс Независимости». В состав экспедиции вошли казахстанские ученые и спортсмены: Ильяс Галимбеков, Юрий Юшин, Даулет Шарипов, Алия Ерназарова, Арман Баймухамедов, а возглавил команду путешественник Магжан Сагимбаев.

Южный полюс Земли - одно из мест, где можно на себе испытать последнюю грань человеческих возможностей
Южный полюс отмечен шестом, вбитым в лед, который ежегодно переставляют из-за постоянного перемещения льда.

Полярный рекорд

Чуть более ста лет прошло с того момента (имеется в виду 1911 год), когда человеку удалось прикоснуться к южному «пупу» земли. За этот период весь мир успел неоднократно перевернуться с ног на голову, но в Антарктиде практически ничего не поменялось. Как тогда, так и сейчас, поход к полюсу — это сложнейшая задача, которая требует большой подготовки людей. По-прежнему упущение даже малейшей детали в походе к полюсу может стоить жизни.

Но, как говорится: «То, что нас не убивает, делает сильнее». Так на рубеже 2016 и 2017 годов казахстанцы не только добрались до Южного полюса, но и покорили высочайшую точку Антарктиды — пик Винсон, что позволило начать новую страницу в антарктической истории.

Экспедиция состояла из двух этапов: первый — покорение высшей точки Антарктиды (ее покоряли Сагимбаев и Галимбеков), второй — 200-километровая (217) экспедиция на лыжах к Южному полюсу.

Ранее, в 2011 году, КазГео уже организовывало экспедицию в Антарктиду на автомобилях, тогда нашими соотечественниками был поставлен рекорд, занесенный в книгу рекордов Гиннесса, за самое быстрое прохождение маршрута. Это достижение получило положительный отзыв на мировой арене, и по завершении экспедиции было инициировано вступление Казахстана в «Договор об Антарктике».

Главная цель этого договора — обеспечить использование Антарктиды в интересах всего человечества. Договор был подписан 1 декабря 1959 года в Вашингтоне 12 государствами, чьи ученые активно осуществляли исследования на территории Антарктики и вокруг нее в течение Международного геофизического года (МГГ) 1957/58. Договор вступил в силу в 1961 году, и с тех пор к нему присоединились многие другие государства. Сейчас сторонами договора являются 53 страны.

Когда камера замерзла…

Как правило, слово юг рождает теплые ассоциации, но не тогда, когда речь идет о Южном полюсе, где среднегодовая температура воздуха составляет — 48,9 градуса по Цельсию, а минимальная может опуститься до — 82,8 градуса. На встрече с журналистами, прошедшей на днях, Магжан Сагимбаев и Ильяс Галимбеков с первых слов своего рассказа развеяли фантазии о безмятежности путешествия.

— Нет, мы не боялись оказаться съеденными медведями по той простой причине, что их среда обитания Северный, а не Южный полюс, — отвечает Сагимбаев на вопрос одного из гостей. — Что касается холода, то — да! Это все-таки не тропики. Для понимания термина «холод по-южному» приведу такой пример: обнаженная кисть руки буквально «окоченевает» за 30 секунд, потраченные на селфи или смену карты памяти, настолько, что способна полноценно функционировать только спустя три часа постоянных попыток ее размять.

Большая отдаленность от континента, суровые условия и ряд других сложностей сделали Анарктику в некоторой степени недосягаемой. Путешествие к Южному полюсу считается самой дорогой «экскурсией» на планете — от 45 000 долларов с человека, а достигать может нескольких сотен тысяч. «Бархатный сезон» там длится всего два месяца, и за этот период южный «пуп» земли принимает всего около трехсот человек, что в пять раз меньше по сравнению с Северным полюсом, где условия гораздо мягче.

И все же там расположена одна из точек программы «Семь вершин», которая заключается в покорении семи высочайших точек на каждом из шести континентов. Следовательно желающие вступить на землю вечной мерзлоты будут всегда.

Пик Винсон находится на высоте 4892 метра над уровнем моря — может показаться, что эта высота не такая уж и запредельная, ведь тот же Эверест цепляет своей макушкой отметку в 8848 метров. Но именно восхождение на Винсон признано одним из самых сложных в мире. Те, кто побывал в обеих точках, признаются, что Эверест дается гораздо проще. На Южном полюсе помимо холода есть и другой фактор — постоянное психологическое давление на сознание из-за бесконечного полярного дня.

Магжан Сагимбаев: «Антарктида — то место, где действительно отступать некуда…».

Но, как рассказал Сагимбаев, эти сложности не были неожиданностью, и к ним группа была готова. Момент растерянности и полного разочарования настиг команду в самый ответственный момент — на вершине. Ведь одно дело — покорить Винсон и знать об этом, другое — запечатлеть это достижение. Увы, но все три камеры, которые Магжан и Ильяс взяли с собой, замерзли и попросту не включились. Проделать столь длинный путь, чтобы потом привести лишь одно «доказательство» — личные воспоминания…

Патовая ситуация не оставила нашим атлетам и малейшего шанса, ведь на полюсе всех людей, там побывавших, по пальцам пересчитать, а уж на высочайшей его точке — и того меньше. Но нашим альпинистам повезло — у гида, который вел эту экспедицию, оказалась своя, подготовленная к критическим условиям, фотокамера. Автор этих работ остался за кадром, но именно благодаря его опыту весь мир смог увидеть вознесенный над пиком Винсон флаг Казахстана.

А что такое «пи-холл»?

Южный полюс — это уникальный мир, в котором свои законы и порядки. В это сложно поверить, но Антарктида, находясь в вечной мерзлоте, «страдает» от мизерного количества снега — там в среднем за год фиксируется выпадение всего 15 сантиметров осадков. Это самый низкий показатель на планете. И поскольку любые следы пребывания человека тут же оказываются на виду, то за порядком там следят на самом высшем уровне. К слову, даже не то, чтобы выброшенный бычок, а сброшенный на землю пепел обойдется гостю в копеечку — 400 долларов.

И это все хорошо, но что делать, если в пути «приспичит»? Ведь элементарные человеческие потребности никто не отменял… Здесь полярники потрудились и подготовили почву, точнее — лед. Для того чтобы оправиться, были созданы специальные места, так называемые «пи-холлы». Правда, мест этих не так много.

«Эти точки расположены вдоль всех маршрутов, и если по дороге тебе «приспичило», а один из «пи-холлов» ты пропустил, то терпеть придется, по меньшей мере, еще три-четыре километра пути. В противном случае придется заплатить за самый дорогой в мире туалет. Если же нужно сходить по большой нужде, то тут только один вариант — «все свое ношу с собой», то есть исключительно в пакетик, сдать который можно будет только в базовом лагере», — рассказывает Сагимбаев.

Так выглядят антарктические трехзвездочные «номера»

Рассуждать на эту тему, сидя в теплых офисах, не сложно, но там — это трудный процесс, схожий с отдельной мини-экспедицией.

По возвращении с восхождения на базовую станцию «Юнион Глетчер» команда планировала устроить трехдневный перевал в комфортных условиях для того, чтобы дать организму возможность восстановиться после сложного путешествия. Увы, но вмешались внешние факторы, и выдвигаться пришлось уже через сутки.

До Южного полюса 217 километров — это то расстояние, которое предстояло пройти нашей лыжной экспедиции. В Антарктиде нет шерпов, как в Непале, и все вещи, вес которых составлял около 60 килограммов, нужно было тянуть за собой на санях.

К слову о ландшафте. Рельеф на Южном полюсе отнюдь не идеален и больше похож на замерзшее в одночасье бушующее море. При такой загрузке, постоянно преодолевая снежные холмы, средняя скорость экспедиции составляла 20 километров в день, и это при условии хорошей погоды. При неблагоприятных условиях удавалось пройти всего семь километров.

По признанию атлетов, сложнее всего было преодолеть не физические, а психологические нагрузки, ведь большую часть лыжной экспедиции участники провели тет-а-тет со своими мыслями.

«Несмотря на то, что ты идешь командой, критические температуры не позволяли вести беседы. И потом — мы шли цепочкой, то есть единственное, что ты видишь перед собой — это спины товарищей и однообразный пейзаж. Десять суток в пути вокруг тебя ничего не меняется — лишь снежные пейзажи, спины товарищей и мысли, каждую из которых ты прокрутил в голове уже с десяток раз. Это сложно даже для тех людей, кто имеет опыт сольных путешествий», — вспоминает Сагимбаев.

Нельзя сказать, что эти две экспедиции прошли гладко, но в конечном итоге все цели были достигнуты, а поставленные задачи выполнены. Благодаря совместной работе КазГео с государственными органами в 2014 году Нурсултаном Назарбаевым был подписан Указ о присоединении Казахстана к Договору об Антарктике (на данном этапе без права голоса).

Прошедшая экспедиция «Полюс Независимости» дала надежду на то, что Казахстан может подать заявку на полноправное членство и, как следствие, на установление собственной автоматизированной научно-исследовательской станции в Антарктиде. А это и научные исследования, и туризм, и возможность внести неизмеримый вклад в мировое сотрудничество по сохранению уникального места на Земле.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру