Многочисленные вопросы по организации Универсиады в Алматы требуют ответов и ответственности от организаторов

Игры Универсиады закончены, эмоции выплеснуты, отчеты сданы, доклады отрапортованы

Для казахстанского спорта Универсиада оказалась весьма успешной. В общем медальном зачете мы стали вторыми. Но вопросов в плане организации очень и очень много. В том числе и от журналистов. И наивно было полагать, что они их не зададут. Тем более что есть повод.

Игры Универсиады закончены, эмоции выплеснуты, отчеты сданы, доклады отрапортованы

Все уже высказались об Универсиаде. Наверное, придется это сделать и нам. Только в этой статье не будет строк о том, как все прошло замечательно, как все довольны и смеются, какие молодцы организаторы, «даешь нам теперь зимнюю Олимпиаду» и так далее, и тому подобное. Потому что организаторы вовсе не молодцы. Хотя, возможно, старались, ночей не спали, из кожи вон лезли и все такое. Все можно понять. И на многое мы в течение двух этих недель закрывали глаза, несмотря на то, что рука так и тянулась к компьютерной «клаве». Но…

Скорее всего, глаза так и остались бы закрытыми, если бы организаторы более-менее уважительно отнеслись к представителям масс-медиа. Но как-то не задалось. Более того, с ними поступили глупо и непрофессионально. Мы еще вернемся к вопросам: где и как? А пока извольте прочесть наш, так сказать, вежливый ответ.

Заранее предупрежу, что не стану никого разоблачать и раскрывать актуальные коррупционно-отмывочные схемы. Хотя, конечно же, можно было покопаться и в этом. Но, на мой взгляд, здесь хватит и того, что было видно, так сказать, невооруженным глазом.

Перекупщики билетов, например. Хотите сказать, что их не было? Были. И немало. Уже за пятьсот метров до «Халык Арены» встречались люди, совершенно открыто спрашивавшие о том, нужны ли билеты. И к этому мы тоже вернемся.

Гондурас — это ж надо так страну назвать…

Как только речь заходит о крупных международных мероприятиях, которые, по всем канонам и пафосным декларациям проводятся прежде всего для народа, вспоминаются одна маленькая латиноамериканская страна и народная поговорка о том, что это название на самом деле нужно было дать не ей.

Трудно сказать навскидку, в чем причина. Возможно, в отсутствии опыта проведения подобных мероприятий. Ведь нечасто приходится это делать. Всего лишь второй раз за всю историю. Тем не менее факты остаются фактами. И легкомысленно относиться к тем, для кого в первую очередь все это проводится, как и к тем, кто рассказывает о вашей работе на весь мир, причем в самых лучших красках, как минимум неприлично. А как максимум — неумно. Сами знаете, почему.

Начнем с того, что презентованное с помпой предполагаемое количество иностранных туристов, якобы вознамерившихся посетить нашу Универсиаду, оказалась банальным пшиком. Или этаким рекламным трюком, чтобы вызвать повышенный интерес к Играм у своих. В общем, вместо ожидавшихся 30 тысяч заморских гостей к нам приехала всего-то пара тысяч. Ну от силы — тысячи три.

Соответственно, ожидаемый доход нашей, если можно ее так назвать, туристической индустрии, а также суммы налогов, в предвкушении которых пускал слюну государственный бюджет, так и остались на уровне раскатанной и приклеенной к асфальту губы.

Мало того, Игры оказались омрачены гибелью двух людей, имевших к ним непосредственное отношение. И, если в первом случае произошел сердечный приступ, то во втором отчетливо просматривается, как минимум, косвенная вина организаторов. Российский судья соревнований по сноуборду попал под лавину, где и нашел свою смерть. Обнаружили его лишь спустя два часа после трагедии.

Кто-то скажет — мол, сам виноват. Полез туда, куда не просили. Но почему его никто не остановил? Почему не были выставлены кордоны, какие выставлялись на пути журналистов, когда они стремились попасть на тот или иной участок для того, чтобы выполнить свою работу?

Что касается логистики, то спросите у любого, кто посетил хотя бы одно мероприятие, и он вам расскажет, с какими проблемами столкнулся, пока добирался, куда было нужно, и выбирался оттуда же. Во-первых, оказался абсолютно непродуманным вопрос подъезда и парковки частного автотранспорта. Автомобили выстраивались в длинную очередь для того, чтобы попасть на специализированные стоянки, и далеко не всегда попадали на них.

Тем временем на прилегающих улицах создавался затор, затруднявший движение проезжающему мимо транспорту. Людям приходилось оставлять свои машины за полтора-два километра от того места, куда он приехали.

Когда вопрос об этом задали одному из чиновников, представлявших организационный комитет, он порекомендовал приезжать на соревнования на общественном транспорте. Маршрут якобы продуман. Садитесь возле Центрального стадиона в автобус, платите сто тенге, и никаких проблем.

Как бы не так. Автобусы действительно курсировали. Но были жутко переполненными. То есть их явно не хватало. К тому же известен один интересный случай. После того как купившие право на проезд люди заполнили один из автобусов, его водитель решил дополнительно заработать на свой карман. Отъехав какое-то расстояние от точки отправления, он остановил машину и потребовал собрать дополнительно по сто тенге. Народ, разумеется, отреагировал адекватно. Шофер подвергся такой обструкции, что, буквально испугавшись физической расправы, был вынужден продолжить движение.

Для нашего человека это не в диковину. Но вот находившиеся в салоне иностранцы реально испугались. Не зная языка, они были изрядно ошалевшими, глядя на то, что в тот момент творилось в салоне. И теперь им есть, что, помимо всего прочего, рассказать своим близким у себя дома.

Билетная мафия бессмертна

Ну а теперь, собственно, то, с чего мы начали. Соревнования такого уровня в Алматы проводились впервые. Разумеется, во многом по этой причине они вызвали большой интерес со стороны алматинцев и гостей города, приехавших из других регионов нашей необъятной, беззаветно любимой и почти демократичной родины. Но вот с билетами тут получилась полная засада.

В популярных видеохостингах полно сюжетов, снятых как любителями, так и журналистами, о том, как потенциальным и несостоявшимся зрителям приходилось часами выстаивать в очередях, чтобы попытаться купить заветный клочок разрисованной лощеной бумаги. При этом на большинстве хоккейных матчей можно было наблюдать полупустые трибуны.

Причина, как все гениальное, проста — перекупщики. Именно они. И именно о них на всех интернет-форумах задолго до Игр судачили пользователи, предлагая свои рецепты борьбы с этими вполне ожидаемыми безобразиями. Но уважаемые организаторы не удосужились или просто не захотели заранее подумать об этом.

Кто-то может возразить — мол, работала ведь полиция по этим перекупщикам. Спорить не будем. Более того, даже скажем, что были в этом деле определенные успехи. Так, доблестные блюстители порядка задержали одного из перекупщиков, у которого при обыске обнаружили 42 билета на один матч. Билеты, разумеется, вернули в кассу. Но наивно было бы полагать, что действовал этот нехороший человек в одиночку. Что просто так взял, пошел в кассу и купил 42 билета. Причем на самые дорогие места.

Лишь после поднявшегося по этому поводу шума оргкомитет принял решение отпускать в одни руки не более пяти билетов. И не стоит полагать, что заранее об этом подумать и принять упредительные меры чиновничий мозг неспособен. Он способен на все. И все знал. Как знал и то, что на этом можно неплохо заработать. В данном случае осечка вышла. Но во многих других, наверняка, все получилось.

Например, перекупщики обнаглели настолько, что смело выкладывали объявления о продаже билетов в интернет. И даже оптом. Разумеется, по запредельным ценам. К примеру, стоимость билета на церемонию закрытия переваливала за 50 тысяч тенге. Можно было, конечно же, поторговаться. Скинуть тысячу-другую.

Не стреляйте в репортера. Он напишет о вас, как сможет

— Пустые места зарезервированы для журналистов, членов спортивных команд и делегаций Международной федерации студенческого спорта, — пытался было оправдаться на специальной пресс-конференции представитель оргкомитета, отвечавший за реализацию билетов. — После первых скандалов было принято решение продать 90 процентов аккредитационных мест в свободную продажу.

То есть, образно говоря, была предпринята попытка потушить пожар бензином. Ввиду невозможности возврата проданных перекупщикам билетов они решили продать зрителям аккредитационные места. И тут началось самое интересное.

До полуфинальных матчей мужского хоккейного турнира у журналистов никаких проблем не было. Поскольку так называемые аккредитационные места всегда оставались свободными и присесть на них любому представителю масс-медиа можно было в любое удобное для него время. А вот на полуфиналах началось... Репортеров, в том числе и иностранных, стали гонять по всей «Халык Арене», как вшивых по бане.

Специально выделенный для них 13-й сектор очень быстро оказался заполнен спортсменами, завершившими свои соревнования и пришедшими поболеть за своих. К примеру, две трети сектора на матче «Россия — Канада» заполнили игроки женских сборных этих стран, прибывших на игру по вполне понятным причинам. Оставшаяся треть «оказалась под хоккеистами» сборной США.

Наши журналисты, соблюдая нормы приличия и гостеприимства, уступили несколько доставшихся им мест иностранным коллегам, а сами наблюдали за игрой, стоя в проходах, откуда их прогоняли блюстители порядка, обосновывая тем, что это противоречит нормам безопасности. В итоге, оказавшись не солоно хлебавши, многим из нас пришлось смотреть матч по установленному в пресс-центре телевизору.

Но это еще не все. Посыпались жалобы, после чего руководитель пресс-центра «Халык Арены» Бактыгуль Бурбаева решительно встала на защиту коллег и потребовала от администрации выделения мест для них на второй полуфинал «Казахстан — Чехия». А те решили все просто. Взяли да наклеили бумажки с надписью «пресса» на кресла, билеты на которые, как оказалось, были проданы. Каково же было удивление представителей СМИ, когда их одного за другим выгоняли с удобных мест те, кто право сидеть на них купил за деньги. И опять попытки постоять в проходах, и в конечном счете просмотр матча по телевизору, что можно было сделать, в общем-то, и дома.

Объективности ради отметим, что на игру за третье место и финал журналистов обеспечили билетами, чтобы больше не возникало вопросов. Но есть подозрение, что это именно те билеты, что были изъяты у пойманных перекупщиков. Хотя и на том спасибо.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру