Чернобыль — это не только трагедия, но и героизм, борьба за жизнь, научный подвиг

В Астане вручили награды ветеранам-ликвидаторам

Несмотря на то, что у многих людей Чернобыль ассоциируется с местом отчуждения, сейчас там кипит жизнь и трудятся тысячи людей для того, чтобы эхо прошлого не доносилось до настоящего и тем более — будущего. И создать эту уверенность в завтрашнем дне удалось даже не благодаря технологическому прогрессу, а людям, которые в 1986 году сотворили чудо.

В Астане вручили награды ветеранам-ликвидаторам

Чернобыль научил очень многому

Атом — мельчайшая частица, в которой таится необъятная энергия. Без нее современная цивилизация вряд ли сможет просуществовать и сутки. Но изъять из ядра его потенциал — это лишь одна задача из трех, две оставшиеся требуют ювелирного мастерства ученых-атомщиков — сохранить баланс и направить высвободившуюся мощь в мирное русло.

В отличие от других источников энергии ядерная открылась человечеству сравнительно недавно. Не прошло еще и века с момента, когда Джеймс Чедвик в 1932 году открыл существование нейтронов — достижение, которое можно считать зарождением современной ядерной физики. Вдаваться в тонкости протекания ядерных реакций мы не будем, здесь важно подчеркнуть, что природа атомной энергии и наши знания о ней находятся в самом начальном состоянии, так сказать, юношества достичь которого невозможно было без этапов младенчества и детства.

Как раз эти два предшествующих этапа подразумевают под собой колоссальное вложение сил, притом не всегда на выходе получается соответствующая отдача. Ведь быть первопроходцем — это не только гордость, но и большая ответственность, которая подразумевает под собой известный риск.

Все достижения, которыми сейчас может гордиться безопасная атомная энергетика, обязаны колоссальному опыту, полученному людьми на Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС). Прошло три десятилетия с момента аварии и в последующем — завершения строительства объекта «Укрытие». Уникальность «панциря», накрывшего роковой четвертый энергоблок, заключается даже не в тонкости инженерной мысли, реализованной в уникальном проекте и в немыслимо короткие сроки, а в смелости, отваге и самопожертвовании тех людей, которые вступили в схватку с разбушевавшимся атомом и, что самое главное, победили!

Совместными усилиями украинцев, русских, казахов, белорусов была решена чрезвычайно сложная задача — локализовать последствия аварии. Ценой героизма атомщиков и их готовностью жертвовать собой во имя будущего эта задача была решена всего за полгода, в то время как аналогичную задачу на Фукусиме в Японии в современных условиях не могут решить за пять лет. 30 ноября 1986 года — день победы, победы над природой, над человеческой ошибкой, над погрешностями, свойственными прогрессу.

Виталий Драгунов вручает отраслевые награды ликвидаторам

В Астане 2 декабря на мероприятии, организаторами которого выступили представительство Россотрудничества в Казахстане и Ядерное общество Казахстана совместно с Международным советом ветеранов атомной промышленности, 16 ветеранов-ликвидаторов из Казахстана, России, Беларуси и Украины получили отраслевую награду — Памятный знак Госкорпорации «Росатом» (Россия) «За ликвидацию радиационных аварий». Награды вручали директор Ядерного общества Казахстана Наталья Жданова и генеральный директор Регионального центра «Росатом Центральная Азия» Виталий Драгунов.

А если в блок угодит самолет?

— На самом деле тот колоссальный опыт, который мы получили благодаря усилиям ликвидаторов, четко указал человечеству полюс, в сторону которого следует двигаться, — отметил Виталий Драгунов. — Авария на ЧАЭС дала сильный толчок развитию систем безопасности для того, чтобы исключить любые аварии подобного рода, вероятность человеческого фактора свести к минимуму, а технологию довести до совершенства. Благодаря этому были разработаны научные конструкторские решения.

На сегодняшний день действуют три АЭС, оборудованные аналогичными Чернобыльскому блоку РБМК (реактор большой мощности канальный). Они, несмотря на то, что были построены еще в 70-х годах, по уровню условий безопасной эксплуатации превосходят ряд современных АЭС, действующих в европейских странах. Те блоки, которые сегодня строятся «Росатомом», выведены на принципиально новый уровень безопасности. В качестве яркого примера г-н Драгунов привел запуск в этом году Нововоронежский АЭС нового поколения «3+». В этом проекте учтены так называемые «постфукусимские требования» по безопасности, которые выделены МАГАТЭ и в принципе исключают и человеческий фактор, и выход радиоактивных веществ за пределы станции.

Главной особенностью нового блока является уникальное сочетание активных и пассивных систем безопасности, делающих станцию максимально устойчивой к внешним и внутренним воздействиям: системы активной безопасности способны функционировать при условии, когда по крайней мере один из альтернативных источников электропитания доступен, а пассивные системы могут функционировать самостоятельно, без питания, а также без вмешательства человека.

В целом же система безопасности АЭС поколения 3+ обеспечивает защиту от наводнений, снеговой и ледовой нагрузки, внешних взрывов, ураганов, смерчей, торнадо и так далее.

Как отметил эксперт, проектирование и строительство АЭС поколения «3+» было реализовано таким образом, что способно выдержать даже прямое попадание в электростанцию самолета. Увы, но этот пример — не сюжет блокбастера, а сценарий, который нельзя исключать, 11 сентября — тому подтверждение. Следовательно, нужно быть готовым к такому стечению обстоятельств.

Понятно, что при подобной катастрофе АЭС не сохранит свой первозданный вид, но, самое главное, что станция сохранит «сердце» неповрежденным. При возникновении ЧП в автоматическом режиме произойдут остановка реактора и локализация ядерного топлива, что предотвратит какие-либо радиационные последствия. Чернобыльская авария ввела в атомную энергетику такой термин, как «культура безопасности». Она, расставляя приоритеты при создании АЭС, выводит безопасность на первый обязательный пункт, не реализовав который дальше двигаться попросту невозможно.

Уровень требований к безопасности и технологиям по достоинству оценили наши специалисты, люди, знакомые с атомом не понаслышке.

— Работа на Чернобыльской АЭС, куда я и мои коллеги были командированы после аварии, не воспринималась нами как подвиг. Это была обычная, даже в чем-то рутинная работа, только совсем в других масштабах, с которыми мы столкнулись впервые. А вынесенный из Чернобыля опыт помог поставить безопасность АЭС во главу угла, и мы впечатлены, как далеко продвинулись ученые стран бывшего СССР и, в частности, российские специалисты, создавшие безопасные реакторы нового поколения 3+, — рассказал председатель общественной организации «Ветераны атомной науки, энергетики и промышленности РК» Тлеу Даирбеков.

Арка высотой в 110 метров

Прошедшая неделя ознаменовалась еще одним событийным мероприятием — над четвертым энергоблоком Чернобыльской станции установили арку, новый безо-пасный конфайнмент (НБК, от английского confinement — «удержание», «заключение»), которая позволит переориентировать работы на ЧАЭС в совершенно другое русло. Проектный запас прочности саркофага, построенного в 86-м, был ограничен тридцатью годами, поэтому и возникла необходимость в дополнительных мерах безопасности.

— Этот проект также имеет второе название «Укрытие-2», а за время строительства журналисты нередко называли НБК вторым саркофагом. На самом деле это большое заблуждение, — рассказывает заместитель генерального директора по безопасности ГСП «Чернобыльская АЭС» Александр Новиков. — Ангар выполняет сразу две функции: во-первых, исключает несанкционированные выбросы радиоактивных веществ в атмосферу, во-вторых, является целостной инфраструктурой для демонтажа нестабильных конструкций внутри объекта «Укрытие».

Чтобы не подвергать людей облучению, еще в начале реализации проекта было принято решение собрать его в 200 метрах от четвертого энергоблока, а потом просто надвинуть на него. Но вся сложность заключается в том, что ангар имеет гигантские размеры: его высота составляет 110 метров, длина арки — 162 метра, ширина пролета — 260 метров.

Чтобы понять эти габариты, можно привести следующие примеры: внутри ангара свободно поместятся нью-йоркская Статуя свободы вместе с римским Колизеем, а того количества металла, которое использовалось для его строительства, хватило бы для того, чтобы собрать три Эйфелевы башни.

На сегодняшний день это одно из крупнейших передвижных сооружений в мире.

После проведения всех монтажных работ, которые будут завершены в 2017 году, начнется проект по демонтажу «саркофага» и разборке четвертого энергоблока с дальнейшим захоронением всех непригодных радиоактивных элементов. Окончательно очистить останки четвертого энергоблока планируют к 2065 году.

Как подчеркнул Александр Новиков:

— «Укрытие-2» — это грандиозное сооружение, но без человеческих рук — это мертвый и бесполезный груз. Сейчас на ЧАЭС трудятся 10 000 человек, у которых есть возможность работать в условно безвредных условиях благодаря тому героическому поступку ликвидаторов 1986 года. С момента аварии прошло три десятилетия, и это время показало, что крепче бетона и железа — люди, которые сделали производство энергии и нашу жизнь безопаснее.

Справка МК: В ликвидации последствий на ЧАЭС приняли участие 600 тысяч человек, среди них: 32 тысячи — из Казахстана.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру