Правительство РК готово рискнуть стабильностью и допустить сокращения в самой нестабильной профгруппе

В зоне риска находятся сотрудники 99 нефтесервисных компаний

Всего в 99 нефтесервисных компаниях страны работают 43,8 тысячи человек. Пятьдесят два из 99 предприятий в этом году уже сократили почти 1300 работников. на очереди еще несколько тысяч человек.

В зоне риска находятся сотрудники 99 нефтесервисных компаний

Как сообщила министр здравоохранения и социального развития Тамара Дуйсенова, их уже начали трудоустраивать, изыскивая места в рамках различных гос-программ (включая социальные рабочие места). 325 человек трудоустроены на постоянные рабочие места по представленным вакансиям работодателей. 355 лицам оказаны меры государственной поддержки в виде профессиональной переподготовки, трудоустройства на временную работу, а также произведены выплаты на случай потери работы. Сто человек трудоустроились самостоятельно. Сейчас представители власти работают над трудоустройством еще 500 человек.

Вторая группа риска — потенциальные безработные: 3200 человек с 22 предприятий, перешедшие в режим гибкого рабочего времени. 1316 из них временно не заняты в связи с простаиванием производства, 1290 человек находятся в отпусках без содержания, 594 работника заняты в режиме неполного рабочего времени.

Третья группа — прогнозируемое высвобождение работников. Причем исключительно в Атырауской области. Их численность в течение нынешнего и будущего года может достичь 3804 человек.

Трудоустраивать их будут все в той же нефтянке. «На объектах Атырауской обасти, в том числе, будет создано 11,2 тысячи, на объектах Мангистауской области — около пяти тысяч рабочих мест», — сообщила Дуйсенова. По второму варианту 2490 работников, прогнозируемых к высвобождению, в министерстве планируют трудоустроить 1223 человека в проекты в рамках Государственной программы по форсированному-индустриально инновационному развитию, «Дорожной карты бизнеса» и «Агробизнеса-2020». В 2017 году из 1314 работников на постоянные рабочие места планируется трудоустроить 641 работника.

Есть еще один механизм — меморандумы между нефтедобывающими и нефтесервисными компаниями и акиматами. В них стороны обязуются не увольнять сотрудников. Однако, как считает премьер-министр Бакытжан Сагинтаев, эти меморандумы подписываются «для галочки».

Причина столь плачевного состояния дел в нашей нефтесервисной отрасли — в скептическом отношении нефтедобывающих компаний к отечественному сервису. По словам главы Минэнерго Каната Бозумбаева, операторы применяют к отечественным нефтесервисным компаниям завышенные требования.

Отсеивать наши компании могут и с помощью условий закупки их услуг. «Устанавливаются слишком длинные сроки оплаты, тем самым отпугивая потенциальных поставщиков», — заявил министр.

Но еще один момент изменить вряд ли удастся. Дело в том, что в соответствии с контрактами операторов их иностранные подрядчики освобождены от уплаты пошлин и НДС. А это означает, что они могут и демпинговать на рынке, ставя казахстанских подрядчиков в неравные условия.

Пока одни пытаются на рынке выжить, другие — на рынок зайти. Правительство провело промежуточные итоги хода второй волны приватизации. Выяснилось, что не все «государственные собственники» спешат расставаться со своим имуществом и затягивают процедуры отбора компаний для продажи.

По словам министра финансов Бахыта Султанова, бизнес мало интересуют слабо привлекательные объекты, которые продаются сегодня. А наиболее «интересные» их владельцы (холдинги, акиматы и СПК) решили продавать в будущие годы (может, надеются, что приватизация сойдет на нет?). «Например, из 154 коммунальных объектов, запланированных на этот год, 70 процентов составляют неинтересные объекты: спортивные клубы, услуги ЖКХ, районные газеты, центры обучения по языкам», — сказал министр. А для бизнеса, который привык зарабатывать, такие объекты особого интереса не представляют. Поскольку чаще всего это дотируемые из бюджета сферы.

Султанов предложил акиматам совместно с НПП «Атамекен» «отобрать наиболее привлекательные объекты для регионального бизнеса и обеспечить их скорейшее выставление уже в январе-феврале».

Впрочем, есть в списке и другие весьма интересные объекты: так называемый список ТОП-65. По ним уже решено создать четыре проектных офиса, куда привлекают международных консультантов. Последние должны помочь определиться с методами продаж и «раскрутить» эти объекты для иностранных инвесторов. Кроме того, независимые консультанты будут привлекаться для проведения оценки рыночной стоимости и (или) сопровождения сделки непосредственно по каждому объекту Топ-12. Реализация объектов начнется в 2017 году, поскольку оплата независимых консультантов предусмотрена в бюджете следующего года.

По словам Султанова, уже «выработаны рекомендации по трем объектам МЗСР (ТОО «СК-Фармация», АО «Казмедтех», АО «Национальный научный медицинский центр»)».

Всего же на сегодняшний день с торгов было продано 355 объектов на сумму 86,6 миллиарда тенге. В том числе в 2016 году продано 67 объектов на сумму 7,1 миллиарда тенге. Сейчас на торгах (впервые или повторно) находятся 200 объектов (из них во второй раз — 26 объектов, в третий раз — 35 объектов) на сумму 186,1 миллиарда тенге.

Все бы ничего в этих цифрах, если бы не одно но.

Дело в том, что не все новые владельцы справляются с бизнесом столь же успешно, как справлялось государство.

Как сообщил глава Минфина, его ведомство сравнило период «жизни» предприятий до и после приватизации (налоги, доходы, фонд оплаты труда и подобные показатели). «В целом суммарно по 106 проданным в 2015 году объектам за восемь месяцев текущего года налоги выросли на 15 процентов, а сумма обязательных пенсионных взносов — на один процент. Однако 58 предприятий снизили налоги и пенсионные взносы, а общая положительная динамика сформирована за счет 37 компаний», — сообщил министр.

Добавив, впрочем, что окончательная картина будет видна лишь по итогам 12 месяцев.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру