Умами и кошельками людей управляет маркетинг

По данным исследований 85 процентов пользователей не реализуют свыше 30 процентов функций своих смартфонов

На этой неделе намечается российский самого лучшего на свете смартфона. Таково мнение его фанатов, которых не пугают ни цена изделия, ни сроки доставки. Почему Apple все еще завоевывает сердца и кошельки огромного числа потребителей и что с этим пытается делать весь остальной цифровой мир — попытаемся выяснить.

По данным исследований 85 процентов пользователей не реализуют свыше 30 процентов функций своих смартфонов

Заверните «цифру» в красивую облатку

Американский фантаст Айзек Азимов когда-то написал: «Ни одно здравое решение не может быть принято без принятия во внимание не только мира, как он есть, но и мира, каким он будет».

А известный закон Мура гласит, что производительность технических достижений и вычислительной техники удваивается каждые 1,5-2 года. Один из основателей компании Intel еще в 1965 году вывел формулу, которая работает (с небольшими отклонениями) уже 50 лет. Правда, тогда производительность достигалась путем уменьшения размера транзисторов и, соответственно, увеличения их количества на ту же единицу объема. Сейчас же технологический прогресс дошел до возможности применения углеродных наноматериалов и прочих миниатюрных, с точки зрения размера, прорывов науки.

Однако тенденция к увеличению производительности остается неизменной. Это автоматически означает, что следующее поколение смартфонов/планшетов/персональных компьютеров (и даже «умных» часов — чего только сейчас не придумают) будет вдвое превосходить аналоги уже через два года. Однако в последние годы уже не все так однозначно.

Простые цифры и параметрические расчеты уже не занимают умы простых пользователей. Им подавай яркую оболочку, удобство пользования и быструю доставку до дома. А это, простите, уже маркетинг. Именно в нем корпорация Apple была наиболее сильна. И именно маркетингу она обязана львиной долей своего успеха. Но обо всем по порядку.

Прикосновение эпохи: всего одна кнопка…

Как бы странно и удивительно это ни звучало, но первый Iphone, он же Iphone 2G, вышел в свет менее десяти лет назад. В 2007 году на фоне все еще кнопочных Nokia, гоняющихся за мощностью Samsung (на тот момент, зачастую в ущерб удобству), только осваивающих рынок связи LG и целой линейки коммуникаторов неизвестного рода и происхождения, «яблочный» продукт выглядел действительно чудом из чудес.

На тот момент уже практиковались дисплеи в 3,5’’ с разрешением 480х320. И космический объем оперативной памяти в 128 Мб тоже уже использовали. Внутреннее хранилище могло достигать 8 Гб. Но именно старина Джобс совместил это в одной эргономичной коробочке. Именно харизма главы Apple позволила нововведению показать рекордные продажи и прочно прижиться в умах и карманах прогрессивного населения сначала Штатов, а потом и всего мира.

Ведь поначалу многие с недоверием относились к отсутствию множества управляющих кнопок (исторически на продуктах Apple она только одна) и прочих управляющих устройств. Никаких стилусов! «Стилус? Да кому нужен стилус? Ты достаешь его, прячешь, теряешь…» — говорил по этому поводу Джобс. Набирать текст, просматривать веб-страницы, читать почту и работать с документами — все это можно было делать, не прибегая к помощи дополнительных аксессуаров.

И искушенная публика, распробовав, проглотила новое «яблоко», да так, что семя от него проросло в линейке обязательных товаров к покупке.

Однако дело тут не только в высокой производительности и технологичности. Заоблачная для того времени IOs, весьма дружелюбная к пользователю, и гибрид плейера и файлохранилища Itunes, дававший возможность синхронизировать аудиозаписи и легко их сортировать, стали решающими аргументами в борьбе за долю рынка. Операционная система для смартфонов Android вышла только спустя год, в 2008-м. И имела говорящее название Apple pie (яблочный пирог). Правда, с тех пор все продукты этой серии имеют сладкие прозвища: Ice Cream Sandwich, Jelly bean, KitKat, Lolipop, Mashmallow и недавно представленная Nougat.

Но вернемся от сладостей к яблокам, приведя, к месту, еще одну цитату еще одного классика-фантаста Рэя Брэдбери: «Фантастика — это наша реальность, доведенная до абсурда».

«Яблочный пирог» с червоточиной

Конечно, не обошелся первый яблочный смартфон и без изъянов. В первую очередь, ругали его за отсутствие поддержки сетей 3G и GPS-навигации, отсутствие поддержки Adobe Flash, невозможность записи видео и передачи файлов по Bluetooth. Последняя «проблема», кстати, была вызвана не недоработкой системы, а сознательным решением, призванным обеспечить защиту от несанкционированного распространения пиратского контента. А к технологии Flash в итоге компания вернулась, вызвав недоумение как у пользователей, так и у конкурентов. Но в любом случае, это был успех, и всего было продано более семи миллионов айфонов первого поколения.

Несколько дальнейших моделей также были исключительно удачными. 3G и 3Gs, хоть и не претерпели особых внешних (да и внутренних) изменений, но учли в своем функционале прошлые недоработки. А в последнем еще и вырос объем оперативной памяти до 256 Мб, камера получила еще один мегапиксель и функцию видеозаписи.

Публика, распробовавшая прелести предыдущих моделей, не поскупилась и завладела 35 миллионами экземпляров этого чуда техники. Четвертый айфон скакнул выше головы. На экране появилось в четыре раза больше точек, камера получила рекордные для 2010 года 5 Мп и возможность съемки в HD. На радость всем любителям сэлфи новый флагман обладал еще и фронтальной камерой.

Волна критики накрыла устройство из-за того, что антенны сотовой связи, Bluetooth и Wi-Fi были вынесены на боковую панель (из-за нового дизайна и металлической рамки) и качество связи резко ухудшалось, если взять девайс особым образом. Стив Джобс порекомендовал брать смартфон «правильно», но публика этого не поняла. Позже Apple была вынуждена раздавать пластиковые бамперы, чтобы составные части боковин не замыкались рукой.

Если в случае с 3Gs «S» обозначала скорость, то 4S обладал другой инновацией — голосовым ассистентом Siri. Опция Ok, Google для Android появилась несколько позже. Apple был далеко впереди. А вот дальше, как отрезало.

Каждое последующее поколение лишь улучшало предыдущий модельный ряд. Процессоры стали двухъядерными, а потом и четырехъядерными. Разрешение экрана и мегапиксели камеры показывали какие-то заоблачные цифры, но привычного трепета уже не вызывали. Единственной новинкой пятого айфона стал сенсор — отпечатка пальцев на все той же единственной кнопке. Но это было уже одновременно с конкурентами.

Apple попробовала новое для себя и выпустила «планшетофон» 6Plus. Однако публика отреагировала на это весьма неоднозначно. Еще бы... Вместо компактного и производительного устройства «лопата», которая и в карман-то не помещается. Тем более, что в нише смартфонов с огромным экраном уже давно и прочно обосновались аппараты от Samsung.

Несмотря на отсутствие значимых нововведений и реального прогресса, продажи Iphone до сих пор остаются самыми высокими. Так, по данным РБК, денежная доля рынка продукции Apple составила более трети, а именно 36 процентов от всей мобильной техники, например, в России в 2015 году. Можно поспорить, что в количественном выражении это намного меньше, чем у конкурентов, однако любой финансовый аналитик заметит, что, мол, денег-то все равно больше.

Кстати, наш гений, Федор Михайлович Достоевский, тоже не остался в стороне от научного прогресса, сказав еще в 70-х годах позапрошлого века следующее: «Фантастическое составляет сущность действительности». И как сказал!

И что же в нем такого «фантастического»?

Итак, ажиотаж вокруг седьмого флагмана линейки бурлит уже больше месяца. В США продажи начались уже на прошлой неделе, а релиз в России и СНГ запланирован уже на конец сентября. Однако сделать предзаказ можно было еще неделю назад. И по данным T-mobile, предзаказов на «семерку» уже в четыре раза больше, чем их было сделано на предыдущую модель. Что же нового в свежем девайсе?

Во-первых, корпус. Прочный и водонепроницаемый. Точнее, влагоупорный. То есть заниматься дайвингом и снимать этот процесс на камеру в 12 МП не получится. Но пролить стакан воды на новенький смартфон уже можно не бояться. У аналога от Samsung такая «прибамбасина» тоже в наличии. Процессор по традиции более производительный и меньше сажает батарею. Оперативной памяти больше, и она быстрее.

В общем, те же причуды, только в профиль — закон Мура все еще работает. Кстати, с точки зрения производительности конкуренты ни в коем случае не отстают. А китайские умельцы выпускают целую линейку мощных, прочных, долгоиграющих и главное — бюджетных смартфонов.

Почему же люди все еще готовы платить огромные деньги и закупать продукцию Apple грузовиками? Да очень просто: потому что данный аппарат стал статусным. И в мировой сети, и на торговых площадках бытует и активно пропагандируется мнение, что обладатели иных девайсов, кроме новенького Iphone, — это… «нищеброды».

Купить новый яблочный аппарат — это круто, статусно, модно. Других аргументов в пользу выплаты трех среднемесячных доходов за технологическую новинку пока не предлагается. Помимо прочих огрехов Apple решил избавиться от всеми любимого разъема 3,5”. Свои старенькие запутанные наушники в их аппарат уже не вставишь. Вместо этого они предлагают беспроводные. В сети сразу появилось множество шуток о том, что раньше наушники запутывались, а теперь будут сразу теряться.

А потерять беспроводное устройство стоимостью в 60 тысяч тенге? «И это за наушники?» — спросит нас разборчивый покупатель. Вы еще не слышали цену за сам аппарат. На российском рынке новый Iphone в наилучшей комплектации обойдется в 85 тысяч рублей (что примерно 450 тысяч тенге). Более простая модель встанет тысяч в 70. Казахстанцам же пока предлагают предзаказать устройство не менее, чем за 360 тысяч. Прогнозируют, что после релиза эта цифра сначала вырастет, а потом несколько уменьшится. Тем не менее, при средней зарплате по стране около 145 тысяч тенге простому обывателю надо пару-тройку месяцев не есть и не пить.

Кстати, для наушников Apple готов предложить проводное крепление. «Всего-то» за 20 баксов. Или можно взять за примерно ту же сумму переходник для обычных наушников. Но поскольку разъем в смартфоне всего один, слушать музыку и одновременно заряжать устройство уже не получится. Все для удобства пользователя. Мы же делаем обзор, а не критикуем, поэтому не будем вспоминать про то, что благодаря американской системе защиты авторских прав записать музыку на Iphone можно только заплатив за нее и с помощью специальной программы.

Демократичный Android, к примеру, никак не ограничивает использование памяти. Не расскажем вам и о том, что разъема для карты памяти в яблочных устройствах нет уже пару поколений. То есть версии в 32, 64, 128 или 256 Gb встроенной памяти — это навсегда. Никаких полумер. При этом цены на различный объем памяти различаются порой до 50 процентов стоимости самого смартфона. Флеш-карту на 128 Gb для какого-нибудь Lenovo или Meizu вы сможете приобрести в любом магазине техники долларов за 40-50.

В общем, новый Iphone, конечно, неплох, как и в целом, вся продукция Apple. Качество товара высокое, приложения летают, экран чувствительный и, что называется, для людей. Но тот факт, что Iphone дорог, а потом уже хорош, заставляет задуматься над его покупкой. Тем более, что, по статистике, собираемой Google на протяжении вот уже семи лет, 85 процентов пользователей не используют функционал своего смартфона более, чем на 30 процентов.

Так что думающим пользователям, не гонящимся за модой и не имеющим необходимости иметь статусный телефон, стоит сбросить 70 процентов цены за желаемый смартфон и взять бюджетную модель. Благо у нас рыночная экономика и огромный выбор.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру