Алматинский технико-экономический колледж путей сообщения - маленькая вселенная в мире образования

Выбирая профессию, ты определяешь судьбу

Если хочешь добиться по-настоящему больших высот, то учиться нужно на протяжении жизни. Также огромную роль играет фундамент знаний, который формируется в школьные и университетские годы. Но в этом большом цикле есть небольшой «раздел», который держится особняком.

Выбирая профессию, ты определяешь судьбу

На стыке миров

Сейчас уже нельзя сказать, что именно школа учит нас читать и писать. Как правило, современные дети приходят в первый класс уже со всеми этими навыками. Но все же она дает хороший багаж знаний, который на протяжении всей жизни мы неоднократно используем в самых разных ситуациях. В преддверии получения диплома о неполном среднем образовании перед каждым учеником встает выбор: продолжить обучение в уютных, почти домашних, стенах родной школы и лишь потом, через два года, поступать в вуз, или уже сейчас оторваться от школьной скамьи и окунуться в совершенно новый, ранее незнакомый мир. Колледж — это уже не школа, где лояльное отношение учителей способно сгладить юношеский максимализм, который, порой, отрывает от учебников, но и не вуз, где работают куда более жесткие в отношении самосовершенствования правила.

Если хотите, колледж — это своеобразная буферная зона, которая помогает ученику адаптироваться к новой внешкольной системе. Но куда именно поступать — это настоящая дилемма не только для самого выпускника, но и для его родителей. Тут играет целый ряд определяющих факторов — начиная от стоимости обучения в том или ином заведении и заканчивая способностями и предрасположенностью самого подростка. Сюда же добавляется великое множество учебных заведений, куда можно поступить после девятого класса, от которых, откровенно говоря, разбегаются глаза. Колледжи, профессионально-технические училища (ПТУ) и ПТШ. Если детально разбираться в каждой из этих структур, то, несмотря на первичное сходство, у них много отличий, которые можно аккумулировать в четырех пунктах.

В первую очередь это, конечно же, срок обучения — в колледжах он составляет от трех до четырех лет после 9-го класса, и два-три года — после 11-го класса.

Второй пункт — способы реализации образовательных программ. В ПТУ они выстроены по типу школьных, а в колледжах — по типу вузовских.

Третий — уровень подготовки и присваиваемой квалификации. В ПТУ реализуется лишь базовый уровень, и выпускники получают квалификацию «техник», в то время как в колледжах реализуются и базовый, и углубленный уровни подготовки, а выпускники могут получить квалификацию «старший техник» либо другую, более высокую, чем в ПТУ.

Заключительный раздел — это направленность обучения и выбор профессий. В техникумах обучение сконцентрировано на получении практических знаний и навыков, и студенты получают преимущественно рабочие специальности. В образовательных программах колледжей упор делается на теоретические знания, и специальности, которые получают студенты колледжей, являются более творческими.

Несомненно, гораздо сложнее, но и перспективнее поступать в колледж, но и среди них развита достаточно сильная конкуренция, заставляющая задуматься. Для того, чтобы понять, на какие именно моменты в первую очередь стоит обращать внимание, мы расскажем об одном из ведущих учебных заведений Казахстана — об Алматинском технико-экономическом колледже путей сообщения (АТЭКПС).

Простая арифметика — 5 + 5 = 0

АТЭКПС был создан еще в 2004 году и за этот период из его стен вышло свыше 10 000 выпускников. Это говорит о том, что колледж зарекомендовал себя как стабильное и целенаправленное учебное заведение, которое имеет за своими плечами большой опыт работы. И на самом деле это немаловажно, ведь сегодня на рынке образовательных услуг много молодых игроков, которым еще только предстоит пройти все те этапы роста, которые АТЭКПС уже реализовал и скорректировал.

Сейчас для организации и проведения учебного процесса в Алматинском технико-экономическом колледже путей сообщения созданы и работают четыре отделения: два из которых ориентированы на технические специальности, одно — на общеобразовательные дисциплины, и заключительное собирает в себе блок экономических специальностей. Кстати, поступить в колледж можно как после 9-го, так и после 11-го класса, что говорит об очень гибкой, с точки зрения абитуриента, системе.

Так, в четырех отделениях были собраны наиболее перспективные и динамически растущие в Казахстане профессии, которые предоставляют обучение по следующим специальностям: дизайн; финансы; учет и аудит; экономика; транспортировка и хранение нефти и газа; электроснабжение; техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования; эксплуатация, ремонт и техническое обслуживание подвижного состава железных дорог; техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта; организация перевозок и управление движением на железнодорожном транспорте; организация дорожного движения; автоматика, телемеханика и управление движением на железнодорожном транспорте; вычислительная техника и программное обеспечение; строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство.

По доброй традиции АТЭКПС ежегодно объявляет конкурс для выпускников 9 и 11-х классов средней школы для обучения по гранту. В реалиях сегодняшнего дня, когда экономический кризис в стране создал «хмурое» финансовое настроение бюджета многих казахстанских семей, грант чуть ли не единственная возможность получить среднетехническое и высшее образование.

Пусть ребенок и не сумел набрать проходной балл, позволяющий обучаться за счет государственных средств, но высокий уровень знаний и стремление хорошо учиться гарантируют ему другие льготы. Так, в АТЭКПС предусмотрена очень гибкая система оплаты и льгот, а отличникам предоставляется снижение оплаты на обучение от 15 до 50 процентов. Именно такие стимулирующие инструменты должны привлекать молодежь и ориентировать на самообразование в свободное от учебы время.

Понятно, что не каждый может позволить себе жить в мегаполисе, но значит ли это, что ты не можешь получить достойное образование? Конечно, нет! Именно поэтому АТЭКПС создал программу, которая позволяет вести подготовку специалистов не только на дневной, но и на заочной формах обучения. Что касается языкового барьера, то тут его попросту нет, поскольку обучение проводится как на государственном, так и на русском языках.

И все же выбор профессии — это серьезный вопрос, к которому следует подходить взвешенно. Во-первых, нужно учитывать свои личные увлечения. Во-вторых, оценить собственные способности. В-третьих, проанализировать соответствие своих личностных качеств тем требованиям, наличия которых требует выбранная профессия. В-четвертых, изучить возможные жизненные перспективы, которые даст та или иная профессия. Это все те вопросы, ответы на которые должны быть найдены еще до поступления.

Век живи — век учись

Колледжем уделяется большое внимание формированию и развитию преподавательского состава, ведь от этого напрямую зависит то качество знаний выпускников, которое АТЭКПС в них вкладывает. Профессорско-преподавательский состав колледжа представлен высококвалифицированными специалистами, имеющими ученые степени доктора и кандидата наук и ученые звания академика, профессора, доцента, прошедшими обучение в элитных вузах Казахстана, России и других государств.

Средний возраст педагогического состава — 36 лет. Золотая середина, показатель, показывающий наиболее эффективную производительность внутри стен учебного заведения.

В колледже постоянно ведется определенная работа по повышению квалификации и педагогического мастерства преподавателей. В планах цикловых комиссий предусмотрено проведение открытых уроков в целях обмена опытом, участие в работе семинаров, конференций. Повышение квалификации осуществляется в плановом порядке через институт повышения квалификации, межрегиональные центры по повышению квалификации педагогических работников системы технического и профессионального образования, научно-исследовательские центры образовательных и информационных технологий, семинары.

Кабинет-тренажер машиниста

Одной из форм профессионального развития является самообразование педагогов. Эта работа носит системный характер и обеспечивает развитие педагога, его интеллектуальных, нравственных и профессиональных качеств. В колледже разработана единая схема плана самообразования педагога на перспективу. Каждый преподаватель определяет и формулирует индивидуальные цели, формы, методы, содержание работы в соответствии с общей методической темой колледжа. Самообразование преподавателей основано на принципах всеобщности, непрерывности, целенаправленности, взаимосвязи и преемственности, вариативности.

Знания — свет

Административно-управленческий персонал обеспечивает эффективное управление колледжем в соответствии с перспективами и модернизацией развития образования. Воспитательная работа в колледже осуществляется на основе «Комплексной программы воспитания в организациях образования Республики Казахстан» и «Плана воспитательной работы колледжа на учебный год», который рассматривается на педагогическом совете и утверждается директором колледжа.

Но обучение в колледже — это не только скрупулезное изучение предметов, это целый мир, в котором много времени уделяется развитию творческого внутреннего мира каждого отдельного студента. Главная цель воспитания в колледже — развитие поликультурной личности будущего специалиста, владеющего языками, компьютером, знающего законы Республики Казахстан, ее культуру, историю, традиции. Целенаправленность воспитания в колледже отражает реальную цель современного формирования личности.

Ежегодно колледж организует ряд праздников и мероприятий, на которых у каждого студента есть возможность раскрыть свой творческий потенциал. Так, в честь дня Учителя, Наурыза, Нового года и других праздников выступают со своей концертной программой команды КВН «Жол қырандары», «Темір тұлпарлары», «Күлкі станциясы», «Шапалақ». Например, выступив в региональном конкурсе в городе Уральске, учащиеся колледжа заняли первое место и получили в подарок компьютер. Участвуя в итоговом конкурсе, вновь заняли первое место, получив звание «Чемпионы КВН за 2009 год» среди вузов Казахстана.

По культурно-познавательному направлению директором АТЭКС Г. Омаровой ежегодно приобретаются билеты на спектакли Казахского государственного академического театра имени М. Ауэзова, благодаря чему студенты получают возможность бесплатно посмотреть спектакли.

Плоды развития внутреннего мира не заставляют себя ждать, и воодушевленные учащиеся с легкостью занимают призовые места в самых разнообразных общественных мероприятиях. Так, десять студентов, участвовавших в программе «Сөз мерген», организованной Казахским национальным телеканалом, заняли 1-е место, получив в подарок 10 000 тенге. Деньги, может быть, небольшие, но счастье ведь не в их количестве, а в оценке полученных знаний и способности их реализовать.

Отдельно следует выделить тех студентов, которые не побоялись испытать на себе все сложности профессии археолога и приняли участие в восстановительных работах сакских могил, расположенных в заповеднике «Алтын Эмель», организованных Мэлсом Елеусизовым.

Но внутренний духовный мир человека — это не только творческие моменты, но и религиозное направление. В свете последних событий — это в некоторой степени одно из важнейших направлений, которому нужно уделять достаточно внимания. В АТЭКПС по религиозному направлению ежегодно организовываются встречи с представителями религии, среди которых такие личности, как Н. Мейманходжаев — ведущий специалист департамента по религии, наиб имам мечети «Айша-Аксай» Т. Мэлс, наиб имам мечети «Музамиль» Б. Хамраев, наиб имам мечети «Таугуль» Э. Кокрекбаев.

В качестве наглядного пособия на уроках применяют видеоролик «Покаяние», в котором затронуты актуальные вопросы о вреде нестандартных религиозных течений и их последствий. Одной из главных приоритетных задач в воспитании учащихся в колледже является правовое воспитание. Преподавательский состав и администрация колледжа совместно с представителями правоохранительных органов проводят культурно-правовые мероприятия (беседы, лекции, семинары) на темы «Религиозный экстремизм и терроризм», «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних». Особое место в воспитательном процессе занимает работа с родителями учащихся. Ведь на самом деле нельзя просто закрывать глаза на террор, создавая иллюзию, что его нет. Гораздо эффективнее понимать эту систему и в случае появления его зачатков где-то поблизости знать, как избежать его негативного влияния.

Город в городе

Учебные корпуса АТЭКПС оснащены современной технической и лабораторной базой, необходимой для подготовки технических кадров и выполнения научных исследований. Компьютерные классы общего и специального назначения оборудованы новейшими компьютерами. В этом году к уже имеющимся лабораториям была добавлена еще одна лаборатория, оборудование которой выдерживает критику даже иностранных специалистов. В этих лабораториях студенты на практике могут наглядно проработать все производственные составляющие вплоть до работы поездного диспетчера и дежурных по станции, а также применить знания по автоматизации и управлению на железной дороге. Для углубленного изучения техники и облегчения восприятия новых знаний была установлена виртуальная кабина машиниста электровоза. Этот действующий тренажер необходим для практической подготовки машинистов тепловоза. Все лаборатории и аудитории оснащены техническими средствами обучения и проекционными установками. Есть два лингафонных кабинета, которые прекрасно оборудованы новейшей аудио- и видеотехникой.

Научно-исследовательский железнодорожный полигон

На территории колледжа расположен полигон с реальной железнодорожной техникой. При колледже имеется библиотека — центр распространения знаний, культуры, духовного и интеллектуального общения. Библиотека располагает уникальным фондом научной и учебной литературы, объем которого насчитывает более 300 000 экземпляров. Ежегодно библиотека получает свыше 50 наименований журналов и газет, имеет издания на электронных носителях, постоянно развернута выставка поступления новой литературы. Также на территории имеется современный спортивно-оздоровительный комплекс открытого (1000 м²) и закрытого (1540 м²) типов с площадками для игры в футбол, баскетбол, волейбол, а также прекрасно оснащенный тренажерный зал. В спортивно-оздоровительном комплексе функционируют различные виды секций: легкая атлетика, настольный теннис, вольная борьба, таэквондо и другие. Кроме того, нуждающимся студентам предоставляются места в общежитии, где можно разместиться в двух-, трех- и четырехместных комфортных комнатах с евроремонтом. При общежитии имеются библиотека, просторный читальный зал, а также спортивный зал, оборудованный тренажерами, также работает круглосуточный медицинский пункт. Это далеко не весь перечень тех жизненно необходимых деталей, которыми насыщен АТЭКПС.

Железная практика

— Сегодня мы планомерно выстраиваем стратегию тесной интеграции с мировой образовательной и научно-информационной системой. Качественная подготовка обучающихся, воспитание творчески мыслящих специалистов, которые бы обладали высоким потенциалом и соответствовали требованиям конкурентоспособных кадров — главная образовательно-воспитательная задача колледжа, — рассказывает в интервью директор АТЭКПС Гульмира Амангельдиновна Омарова. — Колледж имеет тесные деловые контакты с работодателями сферы малого и среднего бизнеса, предпринимателями, организациями, структурными подразделениями АО «НК «КТЖ» и другими, которые охотно принимают на производственную практику наших студентов.

Гульмира Амангельдиевна Омарова, к.э.н., доцент, доктор PhD. директор Алматинского технико-экономического колледжа путей сообщения (АТЭКПС).

В период обучения студенты проходят четыре вида практики — это ознакомительная, учебная (по видам), производственно-технологическая и преддипломная, каждая из которых позволяет узнать предмет как можно глубже. Для проведения производственной и преддипломной практики в 2015/2016 учебном году заключены договора с крупнейшими компаниями Казахстана, задействованными в самых разных отраслях: это ПК «Дорпласт Инвест», филиал «Южный» АО «Пассажирские перевозки», Алматинский филиал по ремонту пассажирских вагонов АО «Вагонсервис», ТОО «Научно-производственное предприятие АСКБ «Алатау», ТОО «АЗМК», Автопарк № 3, Алматинская дистанция сигнализации и связи, АОФ «Казпочта», АО «Алматинский завод тяжелого машиностроения», костанайское отделение магистральной сети, АО «ЛСЦ», ТОО «Камкор-Локомотив», ТОО «Камкор-Вагон», дирекция магистральной сети, АО «НК «КТЖ» — «Дирекция перевозок», Алматинское отделение дороги, Алматинское отделение магистральной сети, дирекция магистральной сети, АО «ДЭУ-Автобаза», ТОО «Научно-производственное предприятие АСКБ «Алатау», ТОО «АЗМК», Алматинская станция сигнализации и связи.

Для трудоустройства выпускников руководство колледжа тесно сотрудничает с АО «НК «КТЖ «Казахстан Темир Жолы», АО «Метрополитен» г. Алматы, Алматинским отделением магистральной сети, дирекцией магистральной сети, АО «НК «КТЖ» — «Дирекция перевозок», Алматинским отделением дороги, АО «Казтранссервис», ТОО «Научно-исследовательский институт транспорта и коммуникаций».

Каждый учебный год колледж проводит Дни открытых дверей с приглашением представителей АО «НК «КТЖ «Казахстан Темир Жолы», Алматинского отделения магистральной сети, дирекции магистральной сети, предприятий автомобильного транспорта и так далее. Также приглашаются школьные коллективы близлежащих к колледжу школ города Алматы, где каждый школьник сможет прочувствовать на себе ту атмосферу, в которой студенты получают уникальные знания.

Предварительно, перед началом преддипломной практики, проводится ярмарка-распределение специалистов с приглашением представителей АО «НК «КТЖ «Казахстан Темир Жолы», руководителей предприятий и организаций транспортно-коммуникационной отрасли Казахстана. На основе данной ярмарки около 25 процентов выпускников очной формы обучения специальностей железнодорожного направления АТЭКПС трудоустраиваются.

По окончании обучения выпускникам выдаются дипломы государственного образца. Выпускники колледжа наиболее востребованы на рынке труда, они успешно трудятся в разных транспортно-производственных отраслях Казахстана. Оживление экономики, развитие промышленности возможно только при наличии добротных транспортных коммуникаций — именно поэтому их называют «артериями жизни». Однако для обеспечения деятельности путем сообщения требуется мощная инфраструктура, в которой заняты многочисленные специалисты.

Выпускники имеют возможность продолжить обучение по родственным специальностям в высших учебных заведениях по сокращенным образовательным программам высшего образования. Допустим, переход из колледжа в университет будет проходить по сокращенной программе, что в значительной степени снимает нагрузку с ученика, при этом дает возможность достичь лучших результатов. То есть речь идет о непрерывном образовании по программам довузовского послесреднего образования, бакалавриата и магистратуры. А значит, речь идет не об одном этапе жизни, когда человек учится перед началом самостоятельной трудовой деятельности, а о регулярности обновления знаний, повышении квалификации.

Перспективы, которые открываются после окончания колледжа, необозримы, а полученная база знаний раскрывает двери перед лучшими вузами страны. Какое учебное заведение выбрать для абитуриента, несомненно, решать каждой отдельной семье, а каким должен быть один из лучших колледжей Казахстана, мы только что рассказали.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру