По Казахстанским дорогам скоро поедут на все четыре стороны

У нас новая амбициозная цель — стать частью мировой дорожной сети

В Казахстане, согласно международному рейтингу, автомобильные дороги не самые лучшие, но и не самые худшие. Их общая протяженность составляет на сегодняшний день 128 тысяч километров, из которых 23 тысячи — дороги республиканского и международного значения.

У нас новая амбициозная цель — стать частью мировой дорожной сети

Чтобы ездить во все возможные стороны света

Пару лет назад в республике началась активная реализация госпрограммы «Нурлы жол» («Дороги будущего»), в которой намечалось или построить, или должным образом отремонтировать все казахстанские магистрали по пяти основным направлениям. Это, конечно же, из центра страны во все географические стороны — на север, восток, юг и запад, а также по направлению из Алматы на восток, то есть в Китай и далее.

Предусматривалось, что вся эта разветвленная дорожная сеть должна будет сформировать совершенно новую развитую национальную дорожно-транспортную инфраструктуру с последующей интеграцией в международную сеть транзитных коридоров.

Для соединения городов по лучевому принципу эффективным и качественным транспортным сообщением была предусмотрена и реализация 11 автодорожных проектов за счет средств из Национального фонда и республиканского бюджета.

При этом национальным оператором по управлению конкретно республиканскими автомобильными дорогами было определено АО «НК «КазАвтоЖол», официальные данные которого гласили, что «по итогам реализации госпрограммы семь тысяч километров автодорог будут переведены в 1 и 2-ю технические категории с двух-, четырех- и шестиполосным движением».

Кроме того, было запланировано, что «при проведении реконструкции в пиковый период 2017-2019 годов на всех проектах будет создано около 200 тысяч рабочих мест, полностью задействованы все отечественные производители по выпуску цемента, дорожного битума, инертных материалов, железобетонных изделий».

Что же касается дня сегодняшнего, то в конце этого года «КазАвтоЖол» планирует открыть проезд на всем протяжении транзитного коридора Западная Европа — Западный Китай, на участках Бейнеу — Шетпе, Астана — Темиртау, Алматы — Капшагай, Капшагай — Талдыкорган, и завершить строительство моста через реку Иртыш в Павлодарской области и моста через реку Тобол в Костанайской области. В целом будет открыт проезд на участках протяженностью около тысячи километров.

Однако одновременно, согласно Госпрограмме развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы Казахстана, до 2020 года запланировано и введение платного автомобильного движения на основных транспортных коридорах общей протяженностью в семь тысяч километров.

Сегодня «КазАвтоЖол» проводит работу «по определению оптимальной тарифной политики и технологического решения для системы взимания платы с учетом географических, технологических и финансовых аспектов». В рамках взаимодействия с Европейским банком реконструкции и развития достигнута договоренность о выделении заемных средств для внедрения оплаты за пользование дорогами, однако пока вопрос находится в стадии обсуждения и экспертного анализа.

Платить за проезд придется — выхода не будет

Но для автолюбителей, да и для всех остальных в этом все равно мало хорошего, поскольку, согласно законодательству, в Казахстане не предусмотрено обеспечение альтернативного платному участку проезда. В то же время, считают в «КазАвтоЖол», в виде альтернативы платной автодороге можно всегда выбрать маршрут до пункта назначения через другие города.

Например, от Астаны до Кокшетау в данный момент можно проехать через Атбасар. Хотя в этом случае, например, проезд на железнодорожном или воздушном транспорте, который также рекомендуют в компании, вряд ли можно считать альтернативой, учитывая специфические свойства каждого вида транспорта и особенно финансовый вопрос.

Вместе с тем нельзя не признать тот факт, что самый известный сегодня в республике платный автобан Астана — Щучинск не только приносит прибыль в размере более одного миллиарда тенге ежегодно, но и до сих пор создает немало проблем и порождает не меньше вопросов.

Оплата за проезд по нему осуществляется четырьмя способами — за наличный расчет, банковской картой, через терминалы и по услуге «Мобильный кассир». При этом «КазАвтоЖол» ссылается на создание льготных условий для жителей населенных пунктов, прилегающих к платной автодороге, на применение гибридной системы оплаты, на то, что для автомобилей, пользующихся дорогой между городами, оплата производится по счету, направленному по месту регистрации транспортного средства.

Однако нарекания от автовладельцев, автолюбителей и профессиональных водителей продолжают будоражить социальные сети в противовес утверждениям «КазАвтоЖол» о том, «что платность вводится на автомобильных дорогах для их полноценного содержания». Тем более что в будущем предполагается увеличение количества автомобильных дорог повышенной категории: цементобетонных и асфальтобетонных с четырех- и шестиполосным движением, и «на их содержание потребуется больше средств».

Хотя, надо признать, что, по данным компании, количество дорожно-транспортных происшествий на таких дорогах сокращается больше чем в три раза, а уровень тяжести последствий и травматизма в них — до восьми раз. Также в будущем на всех платных участках планируется внедрение интеллектуальной транспортной системы, в рамках которой будут установлены специальные камеры слежения для контроля за соблюдением скоростного режима и выявления правонарушений.

А пока приходится мириться с недостатками работы автоматических устройств для приема купюр, с их медленной обработкой, особенно в часы пик, с многочисленными заторами и тому подобными малоприятными вещами на платном автобане. Когда же все эти «мелочи» будут устранены, никто в указанном ведомстве сегодня ответить не может.

Дороги бывают разные, важные и не очень

Отдельного внимания заслуживают и объекты придорожного сервиса. Сегодня их в республике насчитывается более трех тысяч, из которых 1062 — автозаправочные станции, 1422 — пункты торговли и питания, 130 — гостиницы, 273 — станции технического обслуживания и 141 автостоянка.

И хотя на этих объектах работают в общей сложности 25 тысяч человек, многие из них не соответствуют требованиям национальных стандартов РК. А значит, далеки не только от должного уровня сервисного обслуживания, но и элементарного соблюдения санитарно-гигиенических правил. Тем не менее, согласно вышеупомянутой программе инфраструктурного развития, преду-смотрено строительство еще 260 объектов сервиса, в том числе за счет частного бизнеса — 229 объектов, за счет государственного бюджета — 31 объект.

Кроме того, в целях привлечения международного автотранспорта, информирования автоперевозчиков о существующих в Казахстане объектах сервиса, соответствующих международным стандартам по системе «Транспарк», а также возможности проведения анализа грузопотока и интенсивности, сегодня ведется совместная работа с Международной организацией автомобильного транспорта (IRU), представляющей интересы операторов грузовых и автобусных перевозок на международном уровне.

Таким образом, объекты сервиса, которые соответствуют нацстандарту, будут нанесены на карту «Транспарк», где у международных перевозчиков появится возможность ознакомиться с придорожным сервисом Казахстана. А вот что делать с остальными, «несоответствующими», пока не решено.

Может быть, потому, что основное внимание и усилия у «КазАвтоЖол» занимает реконструкция автодорог по направлениям Астана — Павлодар — Семипалатинск и Астана — Караганда. На Павлодарском направлении работами охвачено 516 километров дорожного полотна, полное завершение реконструкции запланировано на 2018 год. После окончания ремонтных работ автодорога будет расширена до четырех полос и отнесена к 1-й техкатегории. По большей части, участок будет с цементобетонным покрытием, как и на направлении Астана — Щучинск.

Что касается трассы Астана — Караганда, то там сегодня реконструируется 157 километров автодорожного покрытия, которые «КазАвтоЖол» обещает открыть по четырем полосам до конца текущего года, правда, пока только до Темиртау. Зато направление Алматы — Капшагай будет полностью закончено к началу следующего года, и начата реконструкция участка Курты — Бурылбайтал.

В декабре же года нынешнего планируется завершить и строительство мостового перехода через реку Иртыш протяженностью 12,3 километра. Данный мост направит транзитные потоки из Астаны на Семипалатинск и Усть-Каменогорск в обход Павлодара. Объект, по всем параметрам обещающий стать крупнейшим в Центральной Азии мостовым переходом, не уступает в уникальности строящемуся в рамках проекта Западная Европа — Западный Китай первому в истории республики тоннелю на участке автодороги Алматы — Ташкент — Термез, длиной в 940 метров. Этот тоннель, наконец, поможет решить вопрос беспрепятственного и безопасного автомобильного движения в горной местности.

В общем и целом наши дорожные планы амбициозны и масштабны. Будут ли они реализованы, покажет уже самое ближайшее будущее.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру