Можно ли сделать тендеры прозрачными и честными?

Вице-президент Всемирного банка по Европе и Центральной Азии Сирил Мюллер считает, что системе тендеров нужна кардинальная реформа

Международные эксперты из 25 стран обсудили в Астане вопросы обеспечения прозрачности сферы государственных закупок. Встреча состоялась в рамках Международного форума по закупкам, профессиональной этике, управлению и открытости.

Вице-президент Всемирного банка по Европе и Центральной Азии Сирил Мюллер считает, что системе тендеров нужна кардинальная реформа

Темы дискуссий были очень даже непростыми, но актуальными. Поскольку с тендерами, а точнее с их открытостью и прозрачностью у нас по-прежнему, мягко говоря, проблемы. И серьезные. Наносят они ощутимый вред национальной экономике и обильно подпитывают коррупцию. Это данные, например, международного фонда по борьбе с коррупцией «Трансперенси интернешнл». И сколько бы об этом ни говорили, ничего не меняется.

Поговорили и в этот, уже десятый раз. Первая такая встреча состоялась в 2006 году. С тех пор созданное тогда сообщество экспертов обменивается опытом и делится соображениями по поводу того, как сферу госзакупок сделать честной и справедливой, как победить «откатные» технологии и перестать делить компании на свои и не свои. Похоже, пока ничего дельного придумать сообществу не удается. Однако в этот раз, пообещали делегаты, все будет меняться.

В приветственном обращении к участникам форума министр финансов Казахстана Бахыт Султанов отметил, что правительство страны открыто демонстрирует свое намерение и готовность к повышению прозрачности и подотчетности государственного сектора.

— За последние годы Казахстан провел ряд фундаментальных реформ, направленных на усиление систем управления государственными финансами, — сказал он. — Результатом чего стала качественная законодательная основа для проведения госзакупок и финансового управления, а также возможность осуществлять среднесрочное планирование и составлять бюджет с обозначенными физическими и финансовыми целевыми показателями. А также были усовершенствованы процедуры закупок, в том числе эффективная и прозрачная система электронных госзакупок.

В свою очередь вице-президент Всемирного банка по Европе и Центральной Азии Сирил Мюллер отметил значимость астанинского форума.

— Двенадцатый форум в Астане является убедительным свидетельством готовности 25 стран-участниц продолжать работу платформы по налаживанию связей и обмену опытом, — сказал он. — Форум уже достиг того уровня зрелости, который дает возможность всем участникам свободно делиться своими знаниями, опытом и идеями для стимулирования эффективного и устойчивого сотрудничества в области госзакупок на региональном и глобальном уровнях.

Как обычно бывает на таких мероприятиях, все, о чем шла речь, выглядело красиво, перспективно и заманчиво. Если в двух словах, то вывод из всего этого следует такой, что теперь вот мы придумали, как сделать так, чтобы госзакупки стали прозрачными и открытыми. Для этого, мол, ими должны заниматься профессионалы. Если это осуществить, то перспективы тогда у госзакупочной сферы будут самые радужные.

Согласно прозвучавшему экспертному мнению, связанная с этим проблема большинства стран заключается в том, что функция государственных закупок в них не рассматривается как отдельная профессия. И это ведет к отставанию в формировании профессионального опыта в данной сфере.

Профессионализация играет критическую роль в содействии правительствам в поддержании результатов реформ и модернизации систем госзакупок. И только таким путем можно обеспечить прозрачный и справедливый процесс государственных закупок, создающий основу для эффективного расходования средств и представления качественных и своевременных услуг.

Следует сказать, что тема государственных закупок уже много лет входит в пятерку самых обсуждаемых не только на нашем медиапространстве. Сколько ни пишут о «тендерных мафиях» и их идейных вдохновителях, сколько ни пытаются бороться с этой гидрой путем гласности, в том числе и посредством медиаресурсов, все бесполезно. Как сказали в кулуарах некоторые из участников астанинского форума, воровали, воруют и, похоже, дальше будут воровать. Но уже в другом, более современном и изощренном формате.

А современный формат сегодня предлагается всем постсоветским странам. Не воровства, конечно же, а программной системы проведения тендеров. Это широко разрекламированная система электронных закупок, название которой указывать не будем, чтобы не делать рекламу. Фишка ее в том, что выбор победителя тендера осуществляет компьютер, государственный заказчик не видит списка участников, и побеждает тот, у кого самая низкая цена.

На первый взгляд, выглядит шикарно. Но для несведущего обывателя. На практике же, как рассказал нам человек, изучивший всю подноготную данной программной системы, с ней может произойти то же самое, что и с целым рядом государственных программ, направленных нам во благо. Но выполненных, скажем так, не очень качественно. Потому что аферам она никак не препятствует.

Дело участника тендера — зарегистрироваться и предлагать цену пониже. А что и как будут потом поставлять — вопрос отдельный. Были, говорит он, в международной практике случаи, когда по этой системе закупали одно вместо заявленного другого. То есть гарантий защиты от злоупотреблений она не дает, зато вполне способна принести радость и удовлетворение владельцам патента на монополию.

Любой умудренный бюрократическим опытом чиновник знает, что при проведении тендеров все внимание уделяется выписанным конкурсным требованиям. При этом механизм торгов никакого значения не имеет. И ничто не мешает сформулировать эти требования так, что под них будет подходить только «правильный», заранее договорившийся участник. Все остальное, как говорится, дело техники.

Исходя из нашей действительности уже сегодня можно говорить с высокой долей вероятности, что найдутся-таки те, кто на этой новой электронной программе обязательно захочет заработать.

Разумеется, здесь не обошлось без иностранных консультантов, которые и расписали все преимущества новой чудо-программы, способной, как они говорят, абсолютно прозрачно пропускать через себя все государственные тендеры.

Только вот восторженные отклики о результатах ее работы оказались тщетными. Более того, нам на глаза попалось высказывание консультанта Европейского банка реконструкции и развития Адама Янжука, проводившего аудит этой системы. Он заявил, что она «не отвечает стандартам ЕС и его наилучшим практикам и как метод борьбы с коррупцией неоднозначна».

А аналитик Еврокомиссии Матия Матокович, отвечающий за экономический анализ и электронные закупки, также заявил, что риск коррупции при действии данной программной системы не снимается полностью, а лишь передается на другой уровень.

А вот в странах Евросоюза до сих пор доминирует старая-добрая «бумажная» система проведения тендеров. А под электронными закупками понимается только наличие объявлений о покупке и победителе. К слову, там работают две модели — описанная выше так называемая моноплатформа и мультиплатформные системы, при которых торги проходят на нескольких площадках.

Так вот — только четыре государства Европы с далеко не передовыми экономиками внедрили у себя полностью электронную систему тендеров. Из них три — Португалия, Кипр и Мальта — выбрали мультиплатформы, и только одно реализовало у себя то, что предлагается нам. Это Албания. 

Вот и выходит, что если уж в цивилизованной и демократичной Европе слышны сетования по поводу коррупции при проведении тендеров по государственным закупкам, то что тогда говорить о нас с нашим гораздо более приземленным сознанием?

А форумы, подобные тем, что прошел в Астане, проводились десять лет и еще будут проводиться столько же. А то и больше. Только вот за десять лет никаких положительных изменений в тех вопросах, что на них обсуждаются, не произошло. Произойдут ли они еще через десять лет, время покажет.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру