Казахстан борется за проведение Кубка мира по ралли-рейду

Казахстанский автомотоспорт возрождается после нескольких лет застоя

Еще, казалось бы, совсем недавно ситуация в казахстанском ралли была безвыходной. Кризис сгустил серые тучи над большим спортом, и тогда прогнозировать дальнейшее его развитие, причем даже на ближайшее будущее, не мог никто.

Казахстанский автомотоспорт возрождается после нескольких лет застоя

Такая возможность дана отнюдь не каждому

Но Федерации автомотоспорта страны удалось пережить эту «непогоду», чему подтверждение — проведение ралли-рейда в нашей стране, что, кстати, дает ей возможность стать частью предстоящего Кубка мира.

Итак, 29 мая на набережной Актау был дан торжественный старт национального первенства «Ралли Казахстан-2016». И для организатора — Федерации автомотоспорта Республики Казахстан — это был настоящий экзамен. Само соревнование такого масштаба — это уже событие для страны, а когда за ним наблюдают не только тысячи болельщиков, но и иностранная комиссия, то ответственность за каждую мелочь на мероприятии удваивается. Нагрузка велика, но и на кону стоит солидная награда — возможность проведения одного из этапов Кубка мира по ралли-рейдам в 2017 году.

Напомним о том, что в прошлом году Казахстан провел первый ралли-рейд, который был организован на высшем уровне, что, собственно говоря, и позволило привлечь к стране внимание элиты мирового автоспорта. Таким образом, в этом году «Ралли Казахстан-2016» получил статус гонки-кандидата на включение в календарь Кубка мира по ралли-рейдам FIA (Международная автомобильная федерация). Нелишне будет сказать, что такая возможность дается отнюдь не каждому. В качестве наблюдателей приехала целая делегация, в числе которой была солидная фигура — вице-председатель комиссии FIA по ралли-рейдам Фред Галлахер.

— Я возлагаю на эту гонку большие надежды, — сказал в интервью перед началом гонок Фред Галлахер. — Климат и ландшафт Казахстана позволяют проводить здесь автоспортивные соревнования высокого уровня сложности, разрабатывать необычные маршруты, привлекать интерес со стороны международной общественности. Всей команде оргкомитета рейда я желаю удачи, а участникам — здорового спортивного азарта!

Так что высокая планка была определена, и ее нужно было придерживаться. И вот, на несколько дней пески и скалы Западного Казахстана превратились в поле боя, на котором 13 экипажей из нашей страны, а также из России, Украины, Беларуси и Литвы сразились за звание лучшего.

Президенты тоже рулят

Автомобильные соревнования подобного масштаба — это не только увлекательный, но и опасный вид спорта. Конечно, не «Дакар», который практически ежегодно уносит жизни людей, но и не прогулка по набережной.

Пустынные ландшафты скрывают в себе много коварных мест, поэтому организаторы помимо разработки сложных маршрутов уделили особое внимание и обеспечению должного уровня безопасности гонки. Так, были задействованы два медицинских вертолета оперативного реагирования, предоставленных комитетом по чрезвычайным ситуациям МВД Республики Казахстан, и целый парк спецтехники.

Стоит отметить, что одним из первых известных в мире спортсменов, изъявивших желание стать участником «Ралли Казахстан-2016», стал Антанас Юкневичус — многократный участник марафона «Дакар» и знаменитая личность в раллийном мире. Из казахстанских автогонщиков приняли участие такие фавориты, как Канат Шагиров — победитель ралли-марафона Africa Eco Race 2016; Артур Ардавичус, бронзовый призер «Дакар-2012»; Юрий Сазонов и Арслан Сахимов — многократные участники мировых автоспортивных первенств.

Примечательно, что и президент Федерации автомотоспорта РК Марат Абыкаев принял активное участие в этой гонке и стартовал в одной из дисциплин.

— Это огромная ответственность не только для нас как для организаторов, но и для всей страны — получить возможность стать частью международного календаря по ралли-рейдам FIA, — делится своими мыслями Абыкаев. — Я надеюсь, что в результате большого совместного труда, опыта и усилий каждого специалиста на этой гонке мы сможем добавить позитивных новостей о Казахстане и начать проведение этапа Кубка мира по ралли-рейдам на территории нашей республики со следующего года.

Всего за неделю гонщики преодолели более двух тысяч километров по территории Мангыстауской области. Протяженность скоростных спецучастков составила 1616 километров. Ралли-рейд прошел в пять этапов, каждый из которых преподнес участникам хороший урок. Было много сходов, не обошлось без серьезных поломок, но каждый раз все экипажи добирались до лагеря.

30 мая, первый день соревнований, был, можно сказать, разминочным и составил 330 «боевых» километров. Под термином «боевые» понимается отрезок пути от старта до финиша, но, как это часто бывает в соревнованиях такого класса, старт может быть расположен в сотне-другой километров от базы, которые также приходится преодолевать, пусть и в спокойном режиме.

Второй день гонки приготовил спорт-сменам самый длинный «кольцевой» спецучасток Кендерли — Кендерли, протяженность которого составила более 407 километров. В ходе третьего этапа (также Кендерли — Кендерли) гонщики преодолевали более 500 километров, из которых 275 пришлись на скоростной спецучасток. В четвертый день спортсмены направились из Кендерли в Актау, а это 334 километра спецучастка. Заключительный, пятый этап гонки, составил те же 334, но уже в окрестностях Актау.

На «Ралли Казахстан-2016» экипажи соревновались в категориях: Т1 — улучшенные серийные автомобили; Т2 — легковые автомобили с малым отличием от серийных моделей; Т3 — облегченные автомобили side-by-side (SSV); T4 — грузовики и национальный класс автомобилей, куда также вошли мото- и квадрозачеты.

«Как в Сахаре, разницы нет…»

Антанас Юкневичус рассмотрел в казахстанском ралли-рейде яркий неповторимый образ, в котором переплетается фантастическое разнообразие пейзажей. Иностранный спортсмен увидел в этих гонках не только раллийные трассы, но и большие перспективы в туристической отрасли.

— Шикарные дюны просто мирового класса! Места, где каньоны открывают неземные ландшафты, завораживают. Я попросил штурмана отметить их в книге звездочкой. Едешь и думаешь, как было бы хорошо здесь не вот так — на лету, а с шашлыками… На сравнительно небольшой площади компактно уместились необычные рельефы, как будто собранные со всего мира: самые большие дюны один в один похожи на Марокко. Другие — как в Сахаре, разницы нет. Каньоны напоминают ландшафты в Алжире, Ливии — вот самые красивые места мира, собранные в одной точке. Так что есть чем Казахстану порадовать туристов, — заключает спортсмен из Литвы.

Столь лиричное настроение и радужные комментарии Антанаса объяснимы, ведь природа Актау действительно поражает своей многогранностью, но тут, думаю, сыграл и другой фактор: дуэт Антанас Юкневичус (Литва) и Римвидас Римс (Литва) взял золото в категории Т2.

В Т1 лучшими стали Юрий Сазонов (Казахстан) и Дмитрий Цыро (Украина), а категорию Т3 возглавили Артур Ардавичус (Казахстан) и Георгий Чередников (Казахстан).

Если же посмотреть на общую таблицу зачетов, то победителем в «абсолюте» стал экипаж в составе пилота Юрия Сазонова и штурмана Дмитрия Цыро. Второе место заняли Андрей Чередников (Казахстан) и Андрей Рудницкий (Беларусь), замкнул тройку лидеров экипаж в составе Антанаса Юкневичуса и Римвидаса Римсы из Литвы.

Можно искренне порадоваться за сооте-чественников, ведь они пополнили копилку Казахстана солидными наградами. Но, пожалуй, даже больше собственных побед, наших спортсменов интересовал другой момент — мнение международных экспертов и оценка по итогам проведения гонок.

Конечно, сейчас еще рано говорить о принятии твердого решения, ведь утверждение списка стран — участниц Кубка мира по ралли-рейдам — процесс длительный. Но впечатление, которое было озвучено экспертами, дает уверенную надежду на то, что Казахстан сдал экзамен на пять с плюсом. Другим именитым наблюдателем из Международной автомобильной федерации FIA был Ронан Морган, который, вкусив казахстанского гостеприимства, пожелал испытать это чувство еще раз.

— Я думаю, что это фантастическая гонка. Имею в виду красивые виды вокруг, невероятные пейзажи и ландшафт. И потом — гонка хорошо организована, было бы здорово проехать здешние спецучастки. Хотел бы вернуться еще раз, поскольку я впервые приехал в Казахстан, — комментирует представитель FIA.

«Ралли Казахстан-2016» завершился в окрестностях города Форт-Шевченко, где прошла церемония торжественного награждения победителей. Этот экзамен сдан, но впереди еще целая серия солидных гонок, на которых казахстанские гонщики еще не раз напомнят о себе мировому автоспорту.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру