Зачастую жертвами процесса демократизации становятся тысячи невинных людей

Что есть защита прав человека, а что — политика?

Казахстан продолжает оставаться в поле весьма и весьма пристального внимания международных правозащитных организаций. Высокопоставленные представители Amnesty International специально прилетели недавно в Алматы, чтобы представить доклад о соблюдении прав человека в нашей стране.

Что есть защита прав человека, а что — политика?
Американская тюрьма "Гуантанамо" на Кубе стала символом бесправия и безнаказанности Вашингтона

Передовой отряд Пентагона?

Тема доклада — «Обреченное правосудие. Безнаказанность за пытки в Казахстане».

Интересно все-таки устроен мир, в котором рулит одна цивилизованная страна, построившая свою цивилизацию на геноциде одной расы и за счет порабощения другой. Существует ряд других цивилизованных стран, некогда колонизировавших половину мира и на протяжении нескольких веков развивавшихся за счет разграбления колоний.

Эти страны сегодня слывут самыми демократичными и обладающими правом учить жизни других. Ими созданы различные, считающиеся независимыми, правозащитные организации, которые определяют степень демократичности всех остальных государств. Вернее, не всех, а тех, что представляют для них особый интерес.

Их представители ездят по этим странам, проводят пресс-конференции, круглые столы, запускают интернет-проекты. А потом в них происходят процессы демократизации и защиты прав человека. Кое-где даже с тысячами, а то и с десятками тысяч человеческих жертв — по большей части тех, чьи права пришли защищать демократы.

Вот, например, когда-то одна из таких организаций выпустила разгромный доклад о нарушениях прав человека в Ираке и тирании деспота, каких свет не видел, а именно Саддама Хусейна. Говорилось в этом докладе о том, что народ иракский из тюрем не вылезает, света божьего не видит и поголовно пыткам подвергается. Тему тут же подхватили демократы всего мира и от себя добавили, что деспот не только народ свой тиранит, но и оружие массового поражения создает, чтобы всю планету затиранить.

Цивилизованные страны для защиты прав простых иракцев и уничтожения того самого оружия направили в эту страну свои войска. Те разбомбили всю страну, поймали деспота (оружия, правда, не нашли) и отдали его под суд, который в лучших традициях древнего англосаксонского правосудия приговорил его к петле. А освобожденным иракцам предоставили возможность заново построить свои дома вместе с демократией с нуля. Вернее, с руин. И, разумеется, не бесплатно, а в обмен на нефть. Поскольку за все, в том числе и за демократию, нужно платить.

Затем взоры правозащитных организаций обратились в сторону Ливии, где повторилось то же самое. Только тамошнего деспота даже судить не стали. Просто отдали на растерзание жаждущим демократии и защиты своих прав головорезам.

Потом пришла очередь Сирии. Но там осечка вышла.

После всех этих правозащитных процессов благодарные граждане освобожденных государств Ближнего Востока и Северной Африки массово отправились в Европу. И теперь впору писать доклады о защите прав европейцев, которых обалдевшие от свободы и демократии арабы радостно грабят, насилуют или просто избивают на улицах.

Казахстан привлекателен для всех

В том числе и для правозащитников. 

Сегодня (и это вызывает беспокойство…) Amnesty International гораздо важнее ситуация с правами человека именно в нашей стране, которой этой весьма уважаемой во всем цивилизованном мире правозащитной конторой посвящено внушительного размера писание. Как можно догадаться, объемный текст представляет собой сплошные ужасы о нашем с вами бытие.

«Власти Казахстана не справляются с обязательством быстро, беспристрастно и эффективно расследовать сообщения о пытках и других видах жестокого обращения, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов и учреждений исполнения наказаний», — говорится в документе.

«В то время как правозащитные организации в Казахстане ежегодно получают сотни сообщений о пытках и других видах жестокого обращения, страх преследования, отсутствие доступа к надлежащей юридической помощи или убежденность, что ничто не поможет, означают, что лишь небольшое количество дел регистрируется и еще меньшее количество затем расследуется».

По словам директора программ по Европе и Центральной Азии Amnesty International Джона Далхиусена, неспособность государства расследовать пытки и наказать виновных оставляет жертв с ощущением безнадежности и унижения, вынужденных полагаться на свои семьи и небольшой круг приверженных борьбе с пытками правозащитных организаций и адвокатов в поисках выхода из лабиринта бесконечных обжалований отказов расследовать сообщение о пытках.

— Казахстанская система расследования преступлений, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов, настолько испещрена пробелами и нацелена на поддержание внутриведомственных интересов, что виновные в пытках могут действовать в условиях практически полной безнаказанности, — говорит он. — До тех пор, пока такое возможно, пыткам не будет настоящего отпора. И многочисленные жертвы будут продолжать испытывать страдания. Что могли бы сделать казахстанские власти уже сегодня — это обеспечить, чтобы специальные прокуроры приняли на себя задачу расследования пыток независимо от правоохранительных органов, и чтобы был учрежден общественный консультативный совет по надзору за расследованием сообщений о пытках и иных видах жестокого обращения с участием представителей правозащитной общественности.

Все это с присущим им энтузиазмом подхватили оппозиционные СМИ, всякого рода «свободные и независимые» журналисты вместе с различными НПО. Вся эта братия принялась дружно трубить о том, как у нас все запущено, что все давно пропало и мы все умрем, если не прислушаемся к тому, что сказал мистер Джон.

Разумеется, доля правды в словах джентльмена, специально приехавшего к нам с берегов Темзы, чтобы ткнуть нас лицом в весеннюю жижу, есть. Но вот в некоторых соседних странах это называют не иначе как завуалированным вмешательством во внутренние дела суверенного государства. Однако мы все-таки решили прислушаться, но в то же время посмотреть, насколько ужасно выглядим в сравнении с ведущими странами мира. Скажем, с США.

Почувствуйте разницу

Тут сразу же в глаза бросается то, что нашему полицейскому, что бы ни произошло, закон запрещает применять оружие без словесного предупреждения и преду-предительного выстрела в воздух. Тогда как крутой американский коп может легко всадить всю обойму в любого, кто ему не понравится, включая несовершеннолетних и пенсионеров, без всяких прелюдий. Возможно, поэтому за время независимости в Казахстане при исполнении служебных обязанностей погибло около тысячи стражей порядка. И кто здесь выглядит гуманнее?

Согласно исследованиям, проведенным The Washington Post в 2015 году, в США от рук полицейских погибают в среднем по два человека в день. Возможно ли представить такое у нас?

А еще количество заключенных в этой самой цивилизованной и демократичной стране самое большое в мире. По данным на конец прошлого года их число составило 2 297 400 человек. Даже в Китае меньше. По данным Международного центра тюремных исследований (International Centre for Prison Studies), по количеству заключенных на 100 тысяч граждан США также впереди планеты всей — более 700. Тогда как в Казахстане этот показатель составляет от 300 до 500.

Правоведы цивилизованных стран давно озабочены не только количеством выносимых в США обвинительных приговоров, но и длительностью сроков заключения.

«Современная Америка более не является примером для всего мира, на нее взирают с ужасом, — писал некогда в журнале Social Research специалист по сравнительному праву из Йельского университета Джеймс Уитман. — Европейские правительства более не направляют к нам делегации, чтобы перенять наш опыт управления тюрьмами».

«В Соединенных Штатах тюремное заключение является гораздо более жестким, чем в любых других странах, с которыми обычно сравнивают Америку», — написал в своей книге «Учебник по преступлению и наказанию» (The Handbook of Crime and Punishment) американский эксперт-криминолог Майкл Тонри.

А по словам научного сотрудника центра тюремных исследований Вивьен Штерн, опубликованных в том же журнале Social Research, количество заключенных сделало Соединенные Штаты своеобразным государством-изгоем, страной, решившей не пользоваться нормальным западным подходом.

Что касается соблюдения прав заключенных, то у всего мира перед глазами пример содержания узников в американских тюрьмах за рубежом. (Кстати, больше ни одна страна в мире не имеет тюрем за своими пределами.)

Например, в печально известной «Гуантанамо» разрешено содержать пленников без предъявления официальных обвинений и на основании показаний, данных ими под пытками. (То есть пытки разрешены официально.) Об этом заявлял помощник генерального прокурора США Брайан Бойл, чьи слова процитировало информационное агентство Associated Press. Они были сказаны на заседании суда, рассматривавшего иски нескольких заключенных «Гуантанамо».

Брайан Бойл тогда призвал судей прекратить рассмотрение дел узников американской военной базы, мотивируя тем, что они не обладают статусом военнопленных, а считаются вражескими военными. И поэтому не имеют права не только выступать в суде, но и даже оспаривать в нем свое содержание под стражей. И кого же в данном случае интересует Женевская конвенция?

А еще есть не менее известная американская тюрьма «Абу-Грэйб» в Ираке и сеть секретных тюрем ЦРУ в нескольких странах мира. И даже есть сведения, что в них заключенные иногда умирают во время пыток.

Справедливости ради стоит сказать, что международные правозащитные организации об этом в своих докладах тоже пишут. Но разница в том, что в тех же Штатах их «писания» никому не интересны. Ведь отправлять туда войска для защиты прав заключенных и чернокожих подростков, отстреливаемых полицейскими, никто не будет.

Демократия — она для всех, кроме самих демократов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру