Суды косвенно потакают развитию популярности браконьерства в Казахстане

В РК наказание против браконьеров одно из самых мягких в мире

Несмотря на принимаемые Минсельхозом республики меры по борьбе с браконьерством животного мира, случаи отстрела диких животных не сокращаются. Даже краснокнижных и редких видов.

В РК наказание против браконьеров одно из самых мягких в мире

За последние несколько лет подведомственными подразделениями МВД и комитета лесного хозяйства и животного мира Минсельхоза только в ареалах распространения той же сайги было зафиксировано 318 фактов ее отстрела, а также приобретения и скупки рогов.

Не последнюю роль в этом играет применение наказания, никак не связанное с реальным сроком лишения свободы, причем без конфискации орудий преступления, таких как автотранспорт и снегоходы, по причине того, что в новой редакции Уголовного кодекса РК в статье 337 было исключено положение о конфискации этих самых средств совершения преступления. Принятие новой редакции привело только к ухудшению ситуации с охраной и сохранением животного мира.

Суды буквально стали возвращать в целости и сохранности эти орудия преступления, которыми являлись и являются оружие и автомобили, изъятые при задержании у браконьеров. Хотя в статье 48 действующего УК РК и предусмотрена конфискация имущества, являющегося орудием или средством совершения уголовного правонарушения, но она, как признают сами правоохранительные органы, нерабочая в отношении ситуаций с браконьерами.

Потому-то комитет лесного хозяйства и животного мира МСХ РК так ратует за ужесточение законодательства в этом отношении, причем не первый год. Тем более, это признают и зарубежные эксперты в области природоохранного законодательства — отсутствие дополнительных мер наказания нисколько не соответствует современным требованиям борьбы с незаконной охотой. Вот и сложилась в наших судах практика, когда при рассмотрении дел о незаконной охоте орудия преступления возвращаются браконьерам, которые впоследствии вновь используются для браконьерских рейдов.

Исключен такой же пункт и в статье 339 УК РК, что, по мнению представителей комитета также недопустимо, поскольку ясно, что браконьеры никогда не совершают преступление единожды, как правило, в суд по делу о незаконной охоте у них бывают неоднократные приводы. Потому-то так важно внесение изменений в статьи УК РК в отношении «конфискации имущества, являющегося объектом преступных действий, орудием или средством совершения преступления».

Более того, браконьеры в последние несколько месяцев настолько почувствовали свою безнаказанность, что в интернете все чаще стали появляться видео с сюжетами, в которых демонстрируется жестокое обращение с животными, несмотря на действующую 316-ю статью УК РК. Согласно ей, за жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, если это деяние совершено из хулиганских побуждений или с применением садистских методов, либо в присутствии малолетних, предусмотрено привлечение к уголовной ответственности в виде штрафа либо к исправительным общественным работам, или арест на срок до девяноста суток.

Однако этого мало, говорят в комитете лесного хозяйства и животного мира, к чьему мнению присоединяются неравнодушные казахстанцы в социальных сетях, поскольку наказание должно быть адекватно совершенному преступлению. А это в Казахстане отсутствует. Совсем.

Важно, чтобы в решении этой проблемы были задействованы все структуры начиная от семьи и школы и заканчивая средствами массовой информации и правоохранительными органами, когда по каждому факту должны быть приняты самые жесткие меры процессуального характера и общественного осуждения.

Например, в Европе за подобные злодеяния предусмотрен огромный штраф и несколько лет за решеткой, в Иране и Китае — смертная казнь. В африканских странах рейнджерам службы охраны дикой природы при исполнении служебных обязанностей разрешено стрелять в браконьеров на поражение.

Что касается Казахстана, то никому не нужная гуманизация законов, навязываемая, как ни странно, странами ЕС, приводит в республике к все более печальным результатам.

Так, в 2015 году инспекторами территориальных подразделений комитета лесного хозяйства и животного мира МСХ РК было проведено 10 054 рейда, составлено 6 456 протоколов о природоохранных правонарушениях, но к уголовной ответственности оказались привлечены судом только 111 лиц.

В финансовом отношении за нарушение природоохранного законодательства на браконьеров было наложено штрафов на сумму 80 миллионов тенге, но по прошествии времени из них взыскано только 73 процента — 58,3 миллиона тенге. За нанесенный ущерб рыбным ресурсам к нарушителям было предъявлено исков на сумму 15,1 миллиона тенге, из которых в казну на сегодняшний день выплачено только 9,3 миллиона тенге.

У нарушителей, а их оказалось более тысячи человек за год, было изъято 182 огнестрельных ружья, 12 123 орудия лова (в основном запрещенных сетей из мононити) и более 400 плавсредств. Не говоря уже о том, что государство лишилось 47 тысяч тонн рыбы, из которых более тысячи тонн составили осетровые.

Про дикую фауну и вовсе разговора нет. Конечно, ежегодная акция борьбы с браконьерством, в том числе в отношении незаконного лова рыбы, дает свои результаты, но этого слишком мало, чтобы остановить человеческую алчность и жажду наживы — уголовных «рыбных» дел было заведено всего на 144 человека из более чем, как уже упоминалось, тысячи задержанных браконьеров. Но даже из них наказание понесли только 32 человека.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру