Хоргос. Начали за здравие. А чем дело закончится?

С этим проектом связывали грандиозные перспективы, но получилось — как всегда

Начиная с 90-х годов прошлого века по сегодняшний день название маленького приграничного поселка Хоргос, исторически расположенного у одноименной речушки на казахстанско-китайской меже, у многих казахстанцев вызывает не совсем приятные эмоции.

С этим проектом связывали грандиозные перспективы, но получилось — как всегда

Начали за здравие

Прежде всего, конечно же, весь негатив ассоциируется с печально знаменитой таможней «Хоргос», с которой связаны одни из самых громких скандалов и уголовных дел последнего времени. Среди самих работников этого ведомства бытовало мнение, что назначение по службе на этот таможенный пост равносильно сидению на пороховой бочке. Поскольку и сегодня при обилии соблазнов он находится под пристальным вниманием спецслужб.

Однако с недавних пор название «Хоргос» стало упоминаться не только в контексте событий, сопряженных с таможней, но и с тем чудом, что возводится поблизости. Вернее, с тем, что должно стать чудом, но пока не стало. Похоже, чудес все-таки не бывает. По крайней мере у нас. Ибо мы обладаем удивительной способностью на корню губить все или почти все благие начинания.

Кто или что во всем этом виновато, люди прекрасно знают. Только вслух не говорят: мало ли чего. Пусть в этом разбираются те, кому положено. Только вот особой прыти с их стороны тоже не видать. А потому в печальном итоге имеем то, что имеем, все больше убеждаясь в том, что чудес действительно не бывает.

Вспомним, как все красиво начиналось. В то время, когда у наших соседей происходили цветные революции и межнациональные столкновения, принося немало бед и отбрасывая экономическое развитие на годы назад, президент мирного и стабильного Казахстана Нурсултан Назарбаев и тогдашний председатель Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао жали друг другу руки под объективы телекамер и фотоаппаратов, взаимно поздравляясь по поводу подписания двух весьма многообещающих соглашений. Одно из них касалось создания на границе двух государств Международного центра приграничного сотрудничества (МЦПС), который в силу своего географического расположения получил все то же знаменитое название «Хоргос».

Стоит отметить, что эта светлая идея принадлежит исключительно казахстанскому лидеру, узревшему в этом радужную перспективу. Еще бы! Крупнейший в мире экспортер товаров народного потребления Китай нуждается в расширении возможностей для своего экспорта как в воздухе. И создание сухого порта на границе будущего Евразийского экономического союза, существенно упрощающего доставку китайских товаров не только на все постсоветское пространство, но и в Европу, виделось как нельзя кстати. Казахстан же в этом случае получает на своей территории международный хаб, не имеющий аналогов в мире, со всеми вытекающими. Плюс возможность эффективной реализации своего огромного транспортного потенциала.

Та территория, что была выделена под создание центра, до 2018 года должна была быть застроена по последнему слову, образуя небольшой, но суперсовременный город со своей администрацией, небоскребами, бизнес-центрами, отелями, ресторанами, развлекательными и этнографическими парками, плавательными бассейнами, стадионом, теннисным кортом — словом, со всеми прибамбасами развитого делового центра. А самое главное в этом то, ради чего это все затеяно, — огромные терминалы для аккумулирования и дальнейшей транспортировки товаров из всемирной фабрики, коей является Поднебесная. Здесь же, по замыслу, должны заключаться многомиллионные контракты и вершиться миллиардные сделки.

После подписания соглашения о маленьком приграничном казахстанском селе узнали едва ли не во всем мире. Благодаря озвученным перспективам и соответствующей рекламе Хоргос сегодня на устах представителей экономических и политических кругов всей Европы, а то и Америки. Потому как по объему транзитных грузов он, по замыслу, должен составить серьезную конкуренцию таким портам, как Барселона, Марсель, Гамбург или Санкт-Петербург, отобрав у них значительную часть транспортировки товаров из Китая посредством уже почти достроенного автокоридора Западная Европа — Западный Китай и железнодорожной магистрали, входящей в инфраструктуру экономического пояса «Новый Шелковый путь». А посему к проекту проявили живой интерес многие страны, в числе которых Турция, Вьетнам, Сингапур, Южная Корея, Япония и другие.

Грандиозный проект — это когда очень долго и туманно

Казахстанское чиновничество восприняло идею «на ура», от души похлопало в ладоши, и дело пошло по инстанциям. И вот здесь как раз и проявилась наша удивительная способность превращать блестящие мысли в тусклую реальность. В общем, картина на сегодняшний день получилась далеко не маслом. Скорее, набросок пьяного примитивиста, так и оставшийся наброском ввиду физической невозможности по целому комплексу причин довести дело до логического завершения.

Начали с того, что создали управляющую компанию. Назначили руководителей. Но те, как обычно бывает у нас при реализации любых грандиозных проектов, не сдюжили. В результате очередной скандал, связанный не то с хищением, не то с использованием средств не по назначению, с возбуждением, следствием и логическим продолжением.

Пришло новое руководство. Но опять что-то пошло не так. В общем, разговоров много, а реального дела с гулькин нос. Иными словами, по истечении более чем десяти лет с момента подписания соглашения то место, где должен был вырасти город-сад, ну или, по крайней мере, появиться его очертания, продолжает оставаться пустынной каменистой равниной с несколькими одиноко торчащими зданиями. Разумеется, с нашей стороны. С китайской-то все идет по плану.

Реализаторы проекта вместо того, чтобы действительно его создавать, занимаются тем, что передают еще не созданный МЦПС в управление различным компаниям, пусть и государственным, но имеющим отношение к организации приграничной торговли весьма косвенное. Затем последовала мышиная возня по включению МЦПС в состав свободной экономической зоны (СЭЗ) «Хоргос — Восточные ворота».

Шаг этот был мало продуманным, поскольку спустя некоторое время МЦПС был выведен из состава СЭЗ. Как оказалось, по причине правового несоответствия между указом о создании СЭЗ и документами, регламентирующими деятельность МЦПС. Опять же обычное явление едва ли не во всех наших грандиозных проектах.

Созданная распоряжением премьер-министра рабочая группа как-то решила объявить МЦПС внетаможенной территорией Таможенного союза. И вновь поспешно. Так как это требовало разработки специального закона, который должен был быть согласованным со всеми членами ТС, что представилось весьма хлопотным. А поэтому от такой инициативы пришлось также отказаться.

Технико-экономическое обоснование проекта со стремительным течением времени вдруг затребовало корректировки. Она проводилась в течение двух лет. Но новый документ не прошел государственную экспертизу.

Купите свободную зону! Ну что вам стоит?

Вся эта возня вокруг МЦПС, возможно, кому-то и принесла пользу. Но только не стране. Во всяком случае, пока. Успех этого все больше кажущегося безнадежным дела выглядит все призрачнее. Вложенные государством 46 миллиардов тенге всходов пока не дают. И дадут ли вообще — вопрос интересный. Грандиозный и представленный с громкой помпой едва ли не всеми казахстанскими СМИ проект стал приобретать очертания очередного пшика. И в один прекрасный день управляющая компания объявила… о его продаже.

Поговаривают, что инициатива вызвана необходимостью возвращения тех 46 миллиардов в казну. Получается, за чей-то счет. А о тех деньгах, что ушли неизвестно куда, вроде как забыть. При таком раскладе кто-то явно останется в шоколаде. И не в простом, а в белом и пористом.

Однако и тут есть один интересный нюанс. А именно то, как на продажу этого теперь уже международного проекта посмотрят наши собратья по Таможенному союзу. Думается, неспроста они все это время тихо сидят и молча наблюдают.

По мнению некоторых сотрудников управляющей компании, тот, кто купит МЦПС (если такой найдется), приобретет целый ворох проблем, которые невозможно решить без участия государства. И теперь уже не одного. Ибо все они связаны с законодательством. Ведь до сегодняшнего дня нет единого правового акта, регламентирующего деятельность этого амбициозного проекта, не имеющего аналогов в мире.

Но, как оказалось, простофилю, желающего обзавестись столь гигантской головной болью, найти пока не удалось. Возможно, поэтому на свет появилось одно весьма интересное уведомление от управляющей компании. Уведомляет она в том, что намерена заключить дополнительный договор, предметом которого станет взимание комиссии, якобы предусмотренной технико- и финансово-экономическим обоснованием проекта, за управление свободной экономической зоной. Комиссия будет составлять ни много ни мало — от трехсот до пятисот тысяч тенге за один гектар в месяц.

Что это означает, мы до конца не поняли. Но сами сотрудники говорят, что все это похоже на попытку сдать МЦПС в субаренду.

Коли так, то все это похоже на дележку шкуры того медведя, что еще благополучно бродит по лесу. То есть будет достроен до конца МЦПС или нет, станет ли он когда-нибудь выполнять те функции, ради которых возводится, — всех этих управителей, арендаторов и субарендаторов, похоже, волнует не особо. Для них гораздо важнее другое. Всем хорошо известное. Впрочем, когда кто-то путает свою личную шерсть с государственной, мы не удивляемся. И уже давно.

Полностью проект должен быть завершен в 2018 году. Осталось ждать совсем чуть-чуть…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру