Казахстанские студенты в кризис создают рабочие места

Подведены итоги студенческого бизнес-конкурса продвижения фермерской продукции

Институт дает студенту хороший теоретический фундамент, который должен проторить путь в светлое будущее. Но в наше динамично развивающееся время недостаточно иметь хороший диплом. Порой гораздо больше ценится стаж работы.

Подведены итоги студенческого бизнес-конкурса продвижения фермерской продукции

Сложное уравнение с простым ответом

Можно ли совмещать работу с учебой и при этом двигаться заданным курсом? Как показали студенты Каспийского общественного университета (КОУ), заняв в конкурсе Enactus первое место, это очень даже можно.

Как ни крути, а жить по учебнику не получается: на протяжении всего сезона фермеры Чилика (мы уже писали о них) внимали опыту заграничных умов из университета Флориды. Их практические знания бесценны, однако экономическая матрица американских ученых оказалась из другой оси координат, так что просто перенести ее на земли казахстанских угодий не удалось.

Подход и методику нужно переписывать под особенности наших аграриев, что отнимает много времени и сил. Но стоит ли идти окольными путями? Ведь на самом деле — иногда намного проще создать что-то кардинально новое, чем переделывать старое. И потом, у нас есть свои светлые умы, которые выросли в национальной культуре и хорошо знают ее особенности и структуру изнутри.

Пожалуй, именно эта мысль и натолкнула на идею открытия нового направления в уже казалось бы сформированном проекте. Струя свежего воздуха должна обогатить фермеров концептуальными идеями, а их реализация может дать студентам ту неоценимую практику, которую они вряд ли смогут получить где-то еще.

В рамках проекта «Эффективные способы продвижения фермерской продукции» был организован конкурс, проводимый среди талантливой молодежи страны, который был инициирован ТОО «Филип Моррис Казахстан» (ФМК) совместно с международным движением Enactus.

В конкурсе приняли участие студенты разных факультетов из восьми ведущих университетов страны, семь из которых вузы Алматы и один — Павлодарский государственный университет имени Торайгырова. Основной задачей перед конкурсантами было придумать специальный проект, направленный на маркетинговое и экономическое продвижение программы. Эта стратегия должна помочь повысить узнаваемость бренда «Фермеры Чилика» среди потребителей и дать возможность фермерам, участвующим в проекте, реализовать выращенную продукцию через новые каналы с высоким уровнем рентабельности.

Конечно, в зачет шла и креативность, и четко изложенная структура плана, но высший балл конкурсанты получали за реалистичность воплощения их идеи в жизнь. Ведь в фантазиях бороздить необъятные просторы нашей Вселенной может каждый, а создать приземленный план, с которым можно было бы работать уже сегодня, — это и была сверхзадача, поставленная перед студентами.

Большие перспективы

Чуть больше месяца студенты готовили свои работы, и 12 ноября в конференц-зале одного из лучших отелей Алматы были презентованы работы всех восьми команд. Еще совсем юные спикеры до последнего оттачивали свои ораторские способности, ведь на подачу материала у каждой группы было всего по семь минут.

Как впоследствии рассказали студенты, это были неповторимые семь минут славы, в которых сочетались смелость и страх, долгие бессонные ночи подготовки и мимолетное мгновенье, за которое промчалась презентация. Для студентов это была не зазубренная демонстрация «домашних заготовок», а внеочередной экзамен, ведь после каждой презентации начиналась сессия вопрос/ответ, где отвечать нужно было безошибочно и четко. Вопросы звучали не только со стороны жюри, но и из зала, где разместились остальные конкурсанты и их группы поддержки. И если судей интересовали технические детали, то соперники старались «потопить» спикеров коварными, но справедливыми вопросами.

И все же, если корабль изначально сконструирован правильно и непотопляем, то небольшая брешь в борту не способна причинить ему большого вреда. Так, по итогам конкурса, третье место досталось студентам Казахского национального технического университета имени К.И. Сатпаева. Второе место отвоевала команда Казахского национального аграрного университета. Первое место, по мнению судей, оказалось достаточно широким для того, чтобы рядом с Каспийским университетом встали студенты из Университета имени Сулеймана Демиреля. Обе команды хорошо подготовились, при этом их проекты затронули разные сферы, сохранив тем самым себе право на существование. Их идеи должны помочь бренду «Фермеры Чилика» найти новые рынки сбыта.

— Фермерам нужна маркетинговая поддержка, — отметил управляющий по внешним связям ФМК Айдос Смаилов. — Поэтому мы решили привлечь студентов к поиску решения этой проблемы и инициировали конкурс. С одной стороны, это отличный повод для учащихся получить опыт и реализовать свой проект, с другой — отличная школа маркетинга для фермеров-овощеводов. И, что немаловажно, у студентов есть шанс презентовать свой проект на Национальном кубке Enactus -2016.

«Зеленый» шок

Каково стать победителем и каким был путь к триумфу, рассказала Юля Ли, лидер команды КОУ и единственный второкурсник группы, состоящей из потока 1-го курса:

— В чем заключается суть вашего проекта?

— Наш проект строился на идее создания бренда LIFE FOOD от компании «Фермеры Чилика». Основная задача была — разработать такой проект, благодаря которому повысились бы рентабельность и узнаваемость этой компании. Поэтому мы решили создать мини-бренды под общим лозунгом «Будь модным и здоровым — носи витамины с собой!». Также продукцию мы разделили на три потребительские группы: Life Food Kids — овощи для детей; Life Food fitness — овощи для спортсменов и активных, молодых людей; Life Food Lazy — овощи для «ленивых», что-то вроде полуфабрикатов, — мило улыбнувшись, уточнила Юля.

— С какими сложностями вы столкнулись при создании проекта?

— Сложностей, на самом деле, было очень много. Ранее команды «Энактус» в КОУ не было, то есть Каспийский не принимал участия. Для нас это был дебют. Поэтому хотелось выступить и заявить о себе на достойном уровне. На первом этапе идей было очень мало, да и время поджимало, не говоря уже об отсутствии навыков публичных выступлений. Был даже переломный момент, когда я как руководитель решила, что от выступления мы окончательно откажемся. Это было буквально за сутки до дедлайна подачи заявки. Но в этот же день после обсуждения с нашим эдвайзером (наставник) Аблайханом Камаладиным мы решили все-таки участвовать.

— Сколько времени было на подготовку?

— Мы спохватились очень поздно и о конкурсе узнали, когда он был в самом разгаре. У нас была буквально неделя, четыре дня из которой были потрачены практически впустую, но в последние три дня мы реорганизовались и наверстали упущенное. Да, пришлось сидеть допоздна и шлифовать каждую мелочь. Перед выступлением мы полночи репетировали речь. С сушками за щеками повторяли один и тот же текст, работая над интонацией и дикцией. Результат этой работы — дебют публичного выступления прошел на ура!

— Что послужило идеей вашей концепции?

— Мы решили сделать акцент на то, что продукт экологически чистый, а значит, заинтересует людей, ведущих здоровый образ жизни. Хотелось, чтобы это была не просто продажа овощей, а пропаганда нового, модного овощного тренда. На этом и строилась вся концепция.

— Есть ли еще какие-то регалии команды в других конкурсах?

— Нет, это наш первый совместный проект, наша первая и общая победа!

— По вашему мнению, что именно привело команду КОУ к победе?

— Я думаю, что основное наше преимущество было в том, что мы полностью прописали план реализации, просчитали бюджет, сделали полный анализ рынка, рассмотрели все варианты реализации. Другие команды охватили какую-то одну часть, кто-то рассказывал об анализе рынка, кто-то презентовал только идею, у некоторых не была прописана финансовая часть. У нас же было проанализировано и подготовлено все.

— Ранее вы слышали о существовании проекта «Фермеры Чилика»?

— Честно говоря, мы никогда не слышали об этой продукции и даже не подозревали о ее существование. Бренд «Фермеры Чилика» еще не получил большой популярности, хотя имеет ряд преимуществ над импортной продукцией. Думаю, это огромная проблема. Надеюсь, что совместными усилиями с Университетом СДУ через год этот бренд будет у всех на слуху.

— Как преподавательский состав университета отнесся к участию?

— Да, для всех это было шоком и большим удивлением, мы же новички, совсем «зеленые». Поэтому все были очень удивлены. Нас официально поздравили преподаватели, наш ректор, департамент по работе со студентами, ну и все остальные.

— Что хотелось бы сказать в заключение?

— Хотелось бы выразить огромную благодарность нашему второму бизнес-эдвайзеру — это Алексей Лигай. На протяжении всего времени он готовил нас, помогал, учил, поддерживал. Без него мы не победили бы. Все три дня он готовился вместе с нами до поздней ночи. Эта победа в первую очередь принадлежит ему!

Как показала практика, даже за три дня можно создать проект, способный перевернуть жизнь не только его авторов, но и адресатов. Насколько он будет реализован в будущем и как еще проявят себя юные таланты, мы узнаем в новом фермерском сезоне.

Справка МК: Enactus («Энактус») — международная некоммерческая организация, представленная в 36 странах мира, объединяющая студентов, академических и деловых лидеров, которые стремятся использовать предпринимательские возможности для улучшения качества и уровня жизни нуждающихся людей. Студенческое предпринимательство (ранее — SIFE, с 2012 года — Enactus) развивается в 50 ведущих вузах Казахстана, за 2014-2015 учебный год в рамках программы Enactus студенты реализовали 93 проекта, создав тем самым 1557 рабочих мест.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру