Казахстанцам катастрофически не хватает донорских органов

Даже те, кто нас покинул, еще способны нам помочь

«Один ушедший может спасти семь жизней», — констатируют врачи и призывают казахстанцев не хоронить своих близких, а делиться их органами, в которых ежегодно нуждаются 4-5 тысяч пациентов. Но общество еще не готово так спасать «ближнего своего».

Даже те, кто нас покинул, еще способны нам помочь

Вопросы тела — не души

Донорских органов нет в наличии. Точнее, они есть, но уходят в землю. К сожалению, казахстанцы консервативны в вопросах донорства. Отказ пожертвовать органы после смерти многие связывают с религиозными убеждениями. Однако христианство и ислам позволяют трансплантацию, считая, что если человек после трагической смерти спасает жизни других людей — это великий акт милосердия, благое деяние. Более того, муфтият Казахстана официально одобрил посмертное донорство в стране.

В буддизме, напротив, трогать труп запрещается, возможна только трансплантация у живых доноров.

Однако многие специалисты полагают, что религия — это «ширма», а истинная причина отказа казахстанцев — боязнь, что органы могут изъять и продать. Медики уверяют, что это запрещено законодательством, однако многие не доверяющие отечественной медицине не исключают таких фактов. Именно страх быть «разобранным на запчасти» тормозит в стране развитие «жизненно важной» отрасли.

Между тем, по словам медиков, один труп может подарить семь жизней: две почки, два легких, сердце, поджелудочную железу, печень. В стране около четырех тысяч граждан, среди которых немало детей нуждаются в трансплантации различных органов — в основном почек, печени и сердца. В 2014 году в Казахстане в пересадке сердца нуждались 138 человек, в пересадке печени — 250-300, почек — 1 384, легкого — 35, поджелудочной железы — 37.

В большинстве это люди молодого и трудоспособного возраста, которые могли бы создать и сохранить семью, приносить обществу пользу, радоваться жизни. Врачи говорят, что теоретически этих пациентов можно спасти в течение года, но нехватка биологического материала вынуждает их страдать. Около 75 процентов нуждающихся в органах, так и не дождавшись своей очереди, медленно умирают. Кроме того, в Казахстане практически отсутствует трансплантация органов у детей раннего возраста.

Сложнейшие и дорогостоящие операции, которые казахстанцы раньше вынуждены были делать за рубежом, сейчас могут выполнить и отечественные высококвалифицированные хирурги. Сегодня трансплантацией органов в стране занимаются шесть клиник. С 2012 года функционирует Республиканский координационный центр трансплантологии, сформированы региональные и стационарные координаторы в Астане и в ряде других регионов. Начиная с 2012 года в Казахстане выполнено 445 трансплантаций почек, 76 — печени и 21 операция по пересадке сердца, 11 из которых — за четыре месяца 2015 года.

При этом донором может стать далеко не каждый умерший, а тот, у которого консилиум врачей констатирует смерть мозга. Такое заключение делается на основании нескольких клинических тестов. При этом сердце продолжает биться, а легкие подключены к аппарату искусственной вентиляции. Зачастую такое бывает вследствие тяжелой травмы головы или инсульта. Ежегодно в Казахстане от инсульта умирают около 12 тысяч человек, из которых 10 процентов могли бы стать донорами, а на дорогах гибнет 2,5 тысячи человек.

И пусть это звучит довольно резко, но эти люди могли бы спасти не одну жизнь. Тело такого погибшего можно продержать замороженным от суток до месяца. За этот срок медики найдут нуждающихся и совместимых реципиентов. А вот тело человека, умершего вследствие биологической смерти, непригодно для подобных операций.

Жертвуй, и пожертвуют тебе

Отечественное законодательство исходит из презумпции согласия. Если человек, умерший в результате насильственной смерти, при жизни не оформил документ, запрещающий использовать его внутренние органы, то врачи имеют полное право пересадить их нуждающимся людям. Однако де-факто использовать органы человека для спасения других жизней не всегда получается, поскольку родственники погибших зачастую против такого «кощунства». Это и тормозит развитие трансплантологии в стране. И тогда хирурги-трансплантологи и другие специалисты, имеющие отношение к этой проблеме, решили, что должны подготовить народ к тому, что каждый может быть донором, к тому, что родственники должны добровольно давать согласие.

В зарубежных странах трансплантация стала рутинным делом, и сейчас там решают вопросы клонирования органов, уже давно отработали механизмы посмертного донорства. В Европе и США наоборот действует презумпция несогласия. То есть для того, чтобы органы умершего пошли на спасение другого человека, необходимо его прижизненное разрешение на этот акт или официальное согласие родственников.

Это делают просто: согласен на донорство в случае смерти — тебе поставят отметку в документы, удостоверяющие личность, либо в водительское удостоверение. А социальная сеть Facebook ввела даже дополнительный пункт в личной информации, в котором указывается согласие на посмертное донорство. Причем в европейской практике человек, который отказывается от донорства органов, попадая в ситуацию, когда ему самому требуется трансплантация, исключается из списка на лечение.

И напротив, у потенциальных доноров есть одна привилегия — систематическое медицинское обследование, причем бесплатное. В Америке, где летальность в листе ожидания составляет в среднем 6,5 процента (для сравнения: в России — 25 процентов), ежегодно производятся более чем 20 тысяч трансплантаций печени, почек, поджелудочной железы, сердца, легких, тканей и кишечника.

Уровень выживаемости среди прооперированных подобным образом больных сегодня составляет 95 процентов для получателей почек, 87 процентов — реципиентов донорской печени и 86 процентов — сердца. При этом в Европе пересадку органов ожидают 60 000 пациентов. Ежедневно 12 человек умирают, так и не дождавшись трансплантации.

Поэтому неудивительно, что европейский парламент поддержал директиву о новых стандартах донорства органов человека. Самое важное заключается в том, что страны — члены ЕС должны обеспечить наивысшую защиту живых доноров. При этом донорство должно осуществляться исключительно на добровольной основе и бесплатно, хотя живые доноры имеют право получать компенсацию.

Ежегодно от доноров в Испании получают 2000 почек, 1000 печеней, 500 сердец для спасения жизни соотечественников. Католическая церковь тоже сыграла свою роль. Папа римский Бенедикт XVI благословил трансплантацию, назвав ее «актом любви к ближнему», признал богоугодность этого и призвал общество к помощи в этом вопросе. До своего избрания на престол он и сам имел удостоверение донора.

Каждый год в Испании отмечают День донора, а при входе в церквях висят таблички с надписями: «Уходя на небо, оставь свои органы на земле, они тебе там не понадобятся». Среди стран СНГ наибольшее количество операций по трансплантации проводится в Беларуси. Кстати, в Турции, где преобладающее число мусульман, посмертное донорство органов развито. Медицинский туризм, где делают операции по пересадке органов, развит в Израиле, Германии и Пакистане.

Кстати, в некоторых странах за донорство родственникам возмещаются расходы на погребение и прочие нужды, а также предоставляются определенные льготы. В Казахстане тоже предлагали взять государству на себя расходы на погребение тех, кто стал донором. И даже озвучивалась сумма «помощи»— 200 тысяч тенге. Однако главный принцип, согласно международным стандартам ВОЗ, в этом деле — альтруизм.

Кодекс поменять можно, а вот наше сознание…

Отечественные врачи понимают — пока не изменится общественное сознание, трансплантология в стране не будет развиваться. Поэтому в республике несколько лет назад стартовала масштабная акция по пропаганде органного донорства. Кроме того, необходимо менять и законодательство.

Сегодня для того, чтобы после смерти стать донором, казахстанцам необходимо при жизни написать заявление и оставить его у родственников, а копию принести в Центр трансплантации АО «Республиканский научный центр неотложной медицинской помощи». Но Министерство здравоохранения и социального развития Казахстана планирует внести изменения и дополнения в Кодекс «О здоровье народа и системе здравоохранения» по вопросам донорства. Поправки коснутся правил регистрации прижизненного добровольного согласия на посмертное пожертвование тканей и органов. Уже продумано несколько способов.

Первый — регистрация через поликлиники по месту жительства, которые охватывают практически все местное население. Желающие смогут заполнить заявку в регистратуре. Второй — регистрация через сайт электронного правительства с использованием своей электронно-цифровой подписи. По предварительным оценкам, такая система регистрации позволит охватить через сайт электронного правительства три процента населения, а через амбулатории — 15-20 процентов казахстанцев.

Все заявки будут перенаправлять в единую республиканскую базу с рабочим названием «Регистр доноров и реципиентов». Основу под нее уже подготовили — сегодня в базе около двух тысяч пациентов, но информацию будут уточнять и дополнять. Сервер базы будет находиться в Минздраве. Чтобы данные о потенциальных донорах, которые опасаются за свою жизнь, не попали к третьим лицам, доступ будет ограничен и защищен в техническом плане.

Канал передачи данных будет зашифрован, а информация доступна для двух-трех человек. У каждого сотрудника будут свои логин и пароль, при помощи которых осуществляется контроль — кто и когда открывал базу, с какой целью, какие данные скопировал, что внес и т.д. Кроме того, в дальнейшем чиновники планируют учесть и опыт многих зарубежных стран — в водительских правах ввести графу «донорство».

Врачи надеются, что с принятием поправок в законодательство ситуация изменится. Произойдет не только снижение смертности от органной недостаточности, но и уменьшатся государственные затраты, поскольку лечение одного пациента, который находится на диализе, в три раза дороже, нежели поддержание больного с пересаженной почкой.

Черные доноры

В мире процветает незаконная торговля человеческими органами. Преступные группы наживаются на горе людей с обеих сторон — на тех, кто страдает от нищеты, и на отчаявшихся богатых пациентах, готовых пойти на все ради спасения своей жизни. Чаще всего донорские органы поставляются из Китая, Индии, Бразилии и Филиппин. Продавцы, чтобы избежать уголовной ответственности, говорят, что отдают свои почки безвозмездно, выступая добровольными донорами. Никаких договоров при этом не составляется. Юристы только разводят руками — доказать факт купли-продажи органов почти невозможно.

По данным организации Organs Watch, правозащитной группы из Беркли (штат Калифорния), занимающейся вопросами незаконной торговли органами, примерно 150-200 тысяч почек ежегодно незаконно продаются на мировом черном рынке. По неофициальным данным, цены на черном рынке очень разнятся и зависят от многих факторов.

Для покупателя они выглядят примерно так: стоимость почки — 50 000 — 100 000 долларов, фрагмента печени — 100 000 — 150 000 долларов, костного мозга — 10 000 — 40 000 долларов. От мертвых доноров часть поджелудочной железы будет стоить от 50 000 до 70 000 долларов, легкого — 200 000 — 250 000 долларов, а сердца — от 300 000 долларов и дороже.

В свою очередь, американские исследователи попытались построить модель, которая позволила им выявить цену на человеческие органы, если бы в данной области действовали рыночные механизмы. Гипотетическая цена на человеческие органы базируется на трех основных факторах: понижении качества жизни донора, вероятном ухудшении здоровья, что в свою очередь может привести к смерти, а также временной или полной утрате работоспособности. Суммируя стоимость компенсации всех трех факторов, можно предположить, что приблизительная цена за донорскую почку составит 15 200 долларов.

Чтобы бороться с «черными» трансплантологами, придуман ряд мер. В частности, в каждый орган вживляется чип, в котором заложена вся информация — откуда был взят орган, как его пересадили и так далее. И если кто-то воспользовался услугами нечистоплотных врачей и пересадил себе незаконный орган, впоследствии у него будут затруднения с получением медицинской помощи в случае какого-либо недомогания или осложнений. В европейских странах донорские органы не продаются «на сторону». Они предназначены только для жителей Евросоюза. Приезжие могут получить помощь по пересадке при наличии родственного донора. И стоить это будет 150 000 евро. Мировая практика показывает, что нуждающихся в трансплантации очень много. И эта цифра, к сожалению, будет расти, но не от того, что врачи плохо лечат, а от того, что есть заболевания, вылечить которые практически невозможно. Можно замедлить ход развития болезни — не больше. Всего 20 процентов в мире обеспечиваются донорскими органами. Остальным остается только ждать и надеяться на чудо.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру