"Доступное жилье" критикуют в Казахстане

У госпрограммы слишком много операторов

Программа “Доступное жилье”, которую более десяти лет реализуют в Казахстане под разными названиями, дает возможность обретения крыши над головой лишь трем процентам очередников. Но, учитывая качество строительства, далеко не все новоселы причисляют себя к числу счастливчиков. 

У госпрограммы слишком много операторов
Госпрограмма "Доступное жилье" - дитя семи нянек

Первая критика в адрес программы звучала в правительстве еще в далеком 2004 году, когда Григорий Марченко, стоявший у истоков ее создания, сам же публично отвернулся от своего детища. Экс-глава Нацбанка был крайне не согласен с предполагаемым снижением стоимости одного квадратного метра жилья на тот момент в Астане и Алматы с рыночных 500-700 до 250 американских долларов за квадрат. При этом средняя заработная плата казахстанцев составляла около 80 долларов в месяц.

Уже тогда банкиры заявляли, что цены на жилье должны устанавливаться естественным образом в зависимости от рыночной конъюнктуры, указывали на то, что независимый Казахстан может наступить на те же грабли, что и в советский период, когда государство намеревалось обеспечить жильем всех и вся. Кроме того, известный казахстанский банкир не раз подчеркивал, что ипотека обычно ориентируется лишь на обеспеченных людей, но никак не является продуктом ни среднего класса, ни тем более - социальной категории.

Прошло уже немало лет, а воз и ныне там. Еще три года назад в парламенте озвучивали данные, по которым из 147 тысяч очередников лишь три процента становятся новоселами. И несмотря на то, что число вводимых “льготных” квадратов растет, очереди меньше не становятся (скорее, напротив).

И похоже, что именно для того, чтобы завуалировать несостоявшиеся планы правительства, в обновленной госпрограмме “Доступное жилье-2020” (Госпрограмме жилищного строительства на 2005-2007 годы, затем - на 2008-2010 годы) прописаны девять направлений, в каждом из которых свои ответвления и правила. Нередко вносят свои корректировки и местные власти. У этой госпрограммы немало и операторов, а потому в тонкостях ее реализации порой сложно разобраться даже узким специалистам. Однако единого информационного центра, куда бы граждане могли направить все свои вопросы, нет. Это особенно удивляет в век компьютерных технологий, когда часть жизни люди уже проводят в социальных сетях.

И так как стоимость дешевых квадратов по-прежнему далека от реальности, застройщикам, так же, как и портному из известной сказки, приходится шить из одной шкуры семь шапок. Причем список самих граждан, которые могут претендовать на доступное жилье, столь же необъятен, как и сам документ, и операторы госпрограммы.

Так, в многострадальную госпрограмму в начале апреля прошлого года внесли дополнение, в соответствии с которым список участников программы сформировали по трем группам.

Первая группа - очередники местных исполнительных органов (дети-сироты, социально уязвимые слои населения, госслужащие, работники бюджетных организаций). Вторая - все категории лиц, в том числе приоритетные категории лиц по направлению “Жилье АО “ИО “КИК”, а именно работники государственных юридических лиц, негосударственных организаций любой формы собственности, осуществляющие виды деятельности в социальной сфере. Третья группа - молодые семьи.

Не будем вдаваться в подробности, почему такое внимание уделяется молодым семьям (супруги могут относиться и к вышеупомянутым двум категориям), подчеркнем лишь, что цена за квадратный метр жилья 4-го класса комфортности по линии ЖССБК составила: в городах Атырау, Усть-Каменогорск и Актау - 110 тысяч тенге (600 долларов по нынешнему курсу), в остальных регионах - 90 тысяч тенге (500 долларов). По линии АО “ИО “КИК” цена за один квадратный метр жилья 4-го класса комфортности составила: 115 тысяч тенге (600 долларов) - в городах Атырау, Усть-Каменогорск и Актау, в остальных регионах - 110 тысяч тенге (600 долларов). В городах Астана и Алматы стоимость не изменилась и составляет 120 тысяч тенге (650 долларов).

По направлению программы для очередников акиматов стоимость осталась такой же: в городах Астане и Алматы она составляет 120 тысяч тенге (650 долларов), в остальных регионах - 80 тысяч тенге (430 долларов) за один квадратный метр. Такие меры приняли из-за несоответствия стоимости одного квадратного метра жилья фактическим расходам на строительство, что могло бы привести к некачественному строительству жилья и срыву реализации программы.

Но так как при такой стоимости жилье можно строить только на окраинах, из самых дешевых материалов и самой маленькой квадратуры (так как даже при таких параметрах для социально уязвимых слоев населения оно является недоступным), для некоторых операторов госпрограммы сделали исключения.

Так, при покупке жилья по линии АО “Фонд недвижимости “Самрук-Казына” способом “прямой продажи” цена одного квадратного метра общей площади жилья в первый год реализации обойдется не более чем в 180 000 тенге (1000 долларов) в городах Астана, Алматы, Атырау, Актау и их пригородных зонах, а стоимость квадратного метра в других регионах страны - не более 144 000 тенге (780 долларов).

И таких исключений немало. Подчеркнем, из одного источника найти исчерпывающую информацию по всей госпрограмме невозможно. Государству всегда легче отчитаться о ее реализации, учитывая масштабы всей страны, чем говорить конкретно по каждому из операторов программы.

Открытыми остаются и вопросы после того, как в рамках программы “Нурлы жол” правительству было поручено найти новый подход к предоставлению доступного жилья. Пока не понятно, идет речь о внесении дополнений в уже существующую программу “Доступное жилье-2020” или о запуске новой программы дешевого ипотечного кредитования.

Тем не менее, планы Кабмина в этом направлении являются многообещающими: в целом, в 2012-2020 годах государство планирует построить 69,1 миллиона квадратных метров жилья, для чего из госказны планируют направить около двух триллионов тенге, не считая кредитные средства фонда национального благосостояния “Самрук-Казына” и средства из Нацфонда в общей сумме около 100 миллиардов (они будут направлены через АО “Фонд недвижимости “Самрук-Казына”).

В этом контексте нельзя не привести и факты, свидетельствующие о том, что порой не все планируемое реализуется. Так, после февральского секвестра бюджета Кабмин был вынужден пойти в том числе и на сокращение премии вкладчикам Жилстройсбербанка. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру