Кто отпугивает аиста? Мужчина или женщина?

Далеко не все семейные пары могут иметь детей

Одни отказываются от этого сознательно, желая жить в свое удовольствие, другие — по медицинским показаниям, причем последних в Казахстане становится с каждым годом больше 

Далеко не все семейные пары могут иметь детей

Амур, аборт — бонжур

С каждым годом проблема бесплодия становится все более актуальной. Сегодня с ней сталкивается каждая пятая семья. В целом в Казахстане 15 — 16 процентов бездетных супружеских пар. И, по оценкам специалистов, тенденции к снижению этой цифры не предвидится. Напротив, год за годом идет ухудшение репродуктивного здоровья как у женщин, так и у мужчин. Принято считать, что если число бесплодных пар превышает 15 процентов, то возникает прямая угроза воспроизводству населения страны и сохранению ее генофонда. Наша страна уже достигла этой опасной черты.

По словам медиков, в Казахстане каждый пятый случай бесплодия — результат абортов. И, хотя их уровень в республике снизился за 10 лет почти в три раза, тем не менее, число таких операций остается достаточно высоким по сравнению со странами Европы.

По данным экспертов, 10 процентов казахстанских подростков начинают половую жизнь в возрасте до 14 лет. Более 20 процентов девочек в возрасте от 15 до 17 лет уже живут половой жизнью. При этом 10 процентов рожениц — это как раз подростки в возрасте от 15 до 18 лет.

Медики предупреждают, что ранняя беременность для подросткового организма вредна и опасна не менее, чем аборт. При этом прерывание первой беременности в половине случаев вызывает бесплодие. Однако это не пугает девочек: три процента всех абортов в стране приходится на возраст от 15 до 19 лет. В Казахстане девочки делают аборты в 4-5 раз чаще, чем в Европе. Это в среднем более десяти тысяч случаев в год.

Бесплодие — диверсия недругов…

Впрочем, было бы неправильно рассматривать проблему бесплодия как сугубо женскую беду. Сегодня доказано, что в половине случаев присутствует мужской фактор. Однако мужчины порой даже не знают, куда им обратиться, стесняются ходить по врачам, что, по их мнению, подтвердит в глазах окружающих их мужскую несостоятельность. В то же время в Казахстане есть несколько госпрограмм, посвященных женскому здоровью, а вот отдельного, чего-то аналогичного, по мужскому здоровью нет.

Бесплодие многих казахстанских пар медики связывают и с тем, что сейчас в репродуктивном возрасте находятся представители «переходного» поколения, которое выросло в 1990-х годах. В частности, речь идет о молодых семьях в возрасте 25-30 лет. Тогда, в эпоху больших перемен, был несколько ослаблен контроль со стороны государства в отношении того, чтобы молодежь вовремя лечилась. Для этого поколения, по словам некоторых экспертов, свойственны беспорядочные половые связи, которые в итоге приводили к венерическим заболеваниям, передающимся половым путем, и к абортам.

Среди версий о распространившемся бесплодии, пожалуй, самая абсурдная и ничем не подтвержденная — диверсия со стороны соседей. Якобы товары народного потребления и продукты питания, идущие к нам из Китая, обработаны раствором, негативно влияющим на репродуктивное здоровье. Так это или нет — до сих пор не выяснено. Но всерьез эту версию эксперты не рассматривают.

Но что бы ни явилось причиной, лечить этот недуг сегодня можно, и для этого существует немало способов. Каждая третья бездетная пара нуждается в лечении путем только вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ), таких как экстракорпоральное оплодотворение.

Казахстанское законодательство, касающееся вспомогательных репродуктивных технологий, считается одним из самых демократичных в мире. В республике буквально можно все: вовлекать в процесс рождения суррогатную мать, использовать донорские ооциты (яйцеклетки) и сперму. Кроме того, уровень оснащенности современной техникой, профессионализм врачей некоторых клиник и относительно небольшая (в сравнении с мировыми расценками) стоимость процедур привлекают в Казахстан и многих иностранцев, мечтающих стать родителями. Лечение методами ВРТ в нашей стране прошли более 20 тысяч супружеских пар, на свет появилось около 6000 долгожданных малышей в семьях, ранее обреченных на бездетность.

С 2010 года государством выделяются средства на экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО). Если в 2010 году количество циклов, финансируемых государством, составляло 100, то к 2015 году в рамках госпрограммы «Саламатты Казахстан» объем ЭКО увеличен до 750 циклов.

Две мамы? Это не то, о чем вы подумали

Однако, несмотря на все достижения и уровень развития сегодняшней медицины, в некоторых случаях она оказывается бессильной. Не каждая женщина может самостоятельно выносить и родить ребенка, и в этом случае на помощь приходит суррогатная мать.

В программах суррогатного материнства в Казахстане ежегодно участвуют свыше 200 пар. Только в алматинском Институте репродуктивной медицины в год проводится около 100 таких программ, в результате чего обретают детей около 50-60 семей. Почему не все 100? Потому что такой метод не всегда оказывается эффективным. В республике 10 центров ЭКО имеют лицензию на оказание услуг суррогатного материнства. Во многих медучреждениях есть база суррогатных мам, однако «заказчики» предпочитают сами заниматься поисками, чтобы не платить медцентрам процент, иначе сумма удвоится.

За время существования суррогатного материнства в Казахстане, а это с 1998 года, когда был принят Закон «О браке и семье», который дал право на использование данного метода вспомогательных репродуктивных технологий, практика показала, что необходима четкая регламентация отношений между суррогатной матерью и семейной парой, желающей стать родителями.

К примеру, медицинские документы оформлялись на суррогатную мать, и только через суд родители могли забрать своего малыша. Были случаи, когда суррогатная мать не хотела отдавать ребенка либо, наоборот, генетические родители отказывались от новорожденного.

Позже права и обязанности сторон были прописаны в Законе (ныне — Кодекс) «О браке (супружестве) и семье», принятом в декабре 2011 года. Как отмечают юристы, Казахстан — одна из немногих стран с демократичным законодательством в сфере суррогатного материнства: женщина, выносившая ребенка семейной паре, не имеет на него никаких прав. К примеру, в соседней России генетические родители признаются официальными только после того, как суррогатная мать напишет отказ от ребенка.

Рожать за деньги теперь может далеко не каждая желающая. Ввели ограничения по возрасту: суррогатной матерью может стать абсолютно здоровая женщина от 20 до 35 лет, имеющая как минимум одного ребенка, и если она состоит в браке, то должна заручиться официальным разрешением мужа.

Этим правом, чтобы подзаработать, успешно пользуются многие состоявшиеся матери. Как правило, суррогатные матери в Казахстане — это женщины в возрасте до 35 лет, у которых один или два ребенка, со средним специальным образованием или без образования. За свои услуги «живые инкубаторы» просят немалые суммы — от 15-30 тысяч долларов, и это не считая ежемесячной «зарплаты», а также возмещения расходов на медицинские обследования, процедуры, лекарства и одежду для беременных.

Чтобы не лечить последствия, медики предлагают научить казахстанцев «правильно» жениться и настоятельно рекомендуют влюбленным перед подачей заявления на регистрацию брачного союза посетить открывшиеся в стране «Кабинеты здоровья».

Справка "МК"

Первая лаборатория экстракорпорального оплодотворения появилась в Казахстане в 1995 году в Алматинском городском центре репродукции человека. И уже через год родился первый ребенок.

В 1999 году в Центре репродукции человека провели первую программу суррогатного материнства.

Первый случай суррогатного материнства был зарегистрирован в 1985 году в Соединенных Штатах Америки.

Пожилая женщина выносила ребенка своей дочери. По статистическим данным, таких детей в мире около полутора тысяч.

На законодательном уровне суррогатное материнство разрешено далеко не во всех странах. К примеру, оно запрещено во Франции, Германии, Австрии, Норвегии, Швеции и некоторых штатах США (Аризона, Мичиган, Нью-Джерси).

Есть также страны, в которых за свои услуги суррогатные матери не имеют права получать материальное вознаграждение. В Израиле соглашение о суррогатном материнстве должно получить одобрение специального комитета, состоящего из социальных работников, врачей и религиозных деятелей.

Данный вид вспомогательных репродуктивных технологий крайне редко встречается в Японии — Ассоциация акушерства и гинекологии не одобряет этот способ зачатия. Частные клиники сами решают — предоставлять клиентам такие услуги или нет. В Бельгии, Ирландии, Финляндии суррогатное материнство никак не регламентируется. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру