Тратить “по-белому”

Вслед за всеобщим декларированием доходов власти нацелились на введение всеобщего декларирования расходов.

Вполне возможно, что уже к 2025 году все граждане Казахстана должны будут показать налоговым органам не только объемы зарабатываемых средств, но и объемы личных трат

Вслед за всеобщим декларированием  доходов власти нацелились на введение всеобщего декларирования расходов.

Юлиана Жихорь

На днях правящая партия “Нур Отан” презентовала проект новой программы по противодействию коррупции на 2015 - 2025 годы. В ней впервые (для подобного рода программ) ответственность за коррупцию в стране возложили не только на государство, но и на население. Что, впрочем, удивительно, поскольку в УК уже давно существует статья, гласящая, что дача взятки должностному лицу наказывается: от штрафа (700-2000 МРП) до 15 лет лишения свободы. Причем речь идет не только о госслужащих, но и о приравненных к уполномоченным на выполнение государственных функций.

В общем, наказание есть, а желания нести это наказание (вдруг поймают) - нет. А потому партийцы решили воспитывать у населения “нулевую терпимость к любым проявлениям коррупции”. Как заявил член фракции партии в мажилисе Нурлан Абдиров, партия будет добиваться “воспитания у граждан антикоррупционной культуры, стойкого антикоррупционного иммунитета”.

Но главное, что предлагает партия (а устами партии у нас глаголит исполнительная ветвь власти) - это добиваться прозрачности использования каждого тенге заработанных средств госслужащими. И четкого мониторинга всех расходов чиновниками и членами их семей. Более того, в проекте антикоррупционной программы говорится, что партия намерена продвигать меры по широкому распространению практики размещения в свободном доступе информации о доходах и расходах государственных служащих.

“Нормой должно стать опубликование декларации не только о доходах государственного служащего и членов его семьи, но и в перспективе в рамках предстоящего всеобщего декларирования имущества граждан, перехода к массовому безналичному расчету, еще и расходах конкретного государственного служащего и членов его семьи. Это нормальная практика, которая должна быть внедрена в нашем обществе”, - заявил директор НИИ уголовно-процессуальных исследований и противодействия коррупции КазГЮУ Марат Когамов.

Если посмотреть историю введения всеобщего декларирования, то госслужащие - всегда на передовой. Собственно, на них уже “обкатали” процедуру тотальной сдачи деклараций до 1 апреля: государственные служащие сдают ее уже много лет. Другой вопрос, что теперь аналогичную процедуру применят и к другим лицам, выполняющим государственные функции: работникам нацкомпаний, госпредприятий и бюджетникам. Процесс этот стартует уже с января 2016 года. А с 2017 года к ним присоединятся и все остальные граждане РК и лица, имеющие вид на жительство, старше 18 лет. Они должны будут заявить обо всем, что у них имеется: движимое и недвижимое имущество, ценные бумаги и т.п.

Процессу введения всеобщего декларирования предшествует амнистия в связи с легализацией имущества. То есть государство дает последний шанс объявить о наличии внезарплатных (то есть налоговыми органами не учтенных) денег, ценных бумаг или объектов недвижимости. Мол, сейчас все выведите на свет - будете жить спокойно, с “чистого налогового листа”. Но зато потом налоговые органы обещают не жалеть должников. Уже по действующей норме УК уклонение от уплаты налогов в бюджет грозит физическому лицу штрафом до трех тысяч МРП или тюрьмой до трех лет. Для юридических лиц наказание и того больше.

В будущем, вполне возможно, эти нормы будут еще более ужесточены.

Дело в том, что в стране развертывается большая кампания по борьбе с теневой экономикой. Легализация - одна, первая, из ее ступеней. Всеобщее декларирование - тоже ее часть.

Однако еще несколько лет назад, когда только появилась идея ввести всеобщее декларирование доходов, наблюдатели, среди которых звучало немало голосов и народных избранников, неоднократно говорили, что “обеление” только доходов ничего не даст. Необходимо увидеть соотношение доходов и расходов граждан, чтобы понять: кто - коррупционер, а кто - честный человек.

Видимо, поэтому в стране начали всерьез задумываться над тем, чтобы проверять: кто сколько зарабатывает и на сколько живет. Ведь нередки случаи, когда “честные” чиновники на не особо высокую зарплату госслужащего или бюджетника умудряются жить весьма и весьма нескромно: многочисленные объекты недвижимости (в том числе и за рубежом), дорогие машины и много других “благ цивилизации”, недоступных гражданам, получающим такую же зарплату, но не имеющим возможности “брать”. При этом большинство этих “благ” записано на многочисленных родственников (благо с этим в Казахстане проблем нет).

В общем, с введением всеобщего декларирования и доходов, и расходов объяснить ниоткуда взявшиеся средства будет ой как сложно.

Разумеется, по отработанной схеме начнут эксперимент с госслужащих с плавным распространением его на все остальные слои населения. Но...

Не все так легко, как на бумаге написано.

Если с чиновниками и бюджетниками все понятно, то как быть с самозанятыми? Правительство намерено в самое ближайшее будущее перевести почти два миллиона казахстанцев из этой категории в число участников МСБ (включая ИП), вынуждая “влиться” в законодательное поле. То есть платить налоги. Однако как это будет выглядеть и когда процесс “озаконивания” завершится - пока непонятно.

Равно как не ясна картина и с доходами тех, кто продает продукцию с собственных дач - например, тех же бабушек. Ведь процесс легализации доходов-расходов предполагает обязательное наличие чека о совершенной сделке. Как бабушка, продающая дачную морковку, будет пробивать чек, совершенно непонятно. То есть процесс внедрения всеобщего декларирования расходов предполагает обязательное наличие у всех субъектов рынка кассовых аппаратов, а еще лучше - POS-терминалов. Однако пока кассовые аппараты у нас выдают лишь владельцам ИП (и выше по бизнес-лестнице). Про POS-терминалы вообще говорить не приходится: норма об их обязательном наличии у бизнеса вроде как в законодательстве существует, однако наказание за их отсутствие все еще не применяется (государство, бизнес и банки никак не могут договориться между собой о размерах мзды за пользование терминалами и обеспечить необходимый стране объем наличия самих аппаратов).

В общем, проблем, связанных с планами введения всеобщего декларирования доходов и расходов, немало. Успеют ли власти реализовать желание правящей партии до заявленного 2025 года - ответ, скажем так, не очевиден.

Астана 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру