Уроки милосердия от красных следопытов

Для того, чтобы дети и взрослые преисполнились духом сострадания, в Павлодаре идут необычные уроки - на них учат не точным наукам, а милосердию.

Занятия проходят не за школьными партами в классах, а на погосте или в доме престарелых. Автор методики Людмила Асеева уверена, эти и другие “болевые точки” уроков помогут раскрыть тайну за семью печатями - как сделать из юного человека настоящего патриота

Для того, чтобы дети и взрослые преисполнились духом сострадания, в Павлодаре идут необычные уроки - на них учат не точным наукам, а милосердию.

Ирина Ковалева

Этой школе в Павлодаре уже 22 года. Из урока о добре и памяти о военной године она выросла в детско-молодежное общественное объединение. Инновации во всем. Например, тематический урок “Живые и мертвые” проходил на кладбище, урок “Что есть жизнь” - в хосписе, где люди умирают от рака. А тему “Деды - ветераны, внуки - следопыты” дети изучали с ветеранами Великой Отечественной войны в доме престарелых.

- Один из таких уроков про ветеранов в доме престарелых и я, и дети запомнили на всю жизнь, - вспоминает Людмила Асеева. - Я написала об этом в своей книге. Казалось бы, война давно закончилась. Но в 1981 году, когда я с этим столкнулась, пришла в ужас - страшно вспоминать! В те годы их хоронили без гробов, иногда по два-три человека в одной могиле. Сверху одна только табличка с номером. Мы писали письма во все инстанции. В итоге вместе с советом ветеранов добились, чтобы на памятники ветеранам государство выделяло деньги. Один памятник стоил 168 рублей - это был 1985 год. Об этом я рассказываю и на сегодняшних уроках. Это нужно помнить.

Я всегда тщательно готовлюсь к встрече. Ведь на каждом уроке я оставляю частичку своего сердца.

На уроке она читает свои стихи, использует музыку и видеоматериал. Темы, что интересуют ребят, разные. И отношения в семье, и взаимопонимание со взрослыми, правильное поведение, вопросы здоровья и нравственности. Но главной темой уроков стала великая правда о войне. В этом году Людмила Асеева отметила свой 75-летний юбилей, о войне она знает не по книжкам.

- Я ребенок войны, - рассказывает она. - Меня всегда притягивала эта трагическая тема. Когда отец пришел с фронта, он о войне не мог говорить - был десантником, у него и тут осколок, и там. И в сантиметре от сердца огромная рана. Но эта рана была глубже - в душе. Есть такая фраза: “Пока не будет похоронен последний погибший солдат, война продолжается”. Для нас, чье детство прошло в годы войны, она звучит особенно остро. Потому что в начале нашей жизни были война и победа. А сколько героических судеб было потеряно для истории?

Автор уникальной методики Людмила Ивановна Асеева - ветеран педагогического труда, отличник народного просвещения РК, отличник культуры РК, руководитель отряда красных следопытов имени В.М. Дьяченко, создатель и первый руководитель музея “Деды - ветераны, внуки - следопыты” во Дворце пионеров и школьников имени М.М. Катаева, руководитель детско-молодежной школы милосердия.

Для совершенствования патриотического воспитания молодежи Людмила Ивановна разработала проект “Педагогика милосердия” и выпустила одноименную книгу-учебник, которую высоко оценили на республиканском уровне. Ее уроки милосердия удачно прошли в школах Павлодара, а также на заседаниях школы молодых политиков, проводились занятия для преподавателей истории.

- Именно от учителя истории зависит, что он принесет юным сердцам, - уверена Людмила Ивановна. - Есть опыт, которым я хотела бы поделиться. Учитель в школе милосердия должен иметь моральное право говорить о каких-то качествах человека. Он обязательно должен мыслить, говорить и делать так, как думает. Поэтому я говорю: все проверяйте на себе прежде, чем идти к детям. Вы не обманете ребенка, дети всегда говорят истину, они чутко воспринимают то, о чем вы говорите.

Оригинальность уроков милосердия - с самого начала занятий. Присутствующие становятся не наблюдателями, а участниками действа. Людмила Ивановна приглашает их “войти” в урок, распределяет роли. Один будет звукорежиссером, включать тщательно подобранное музыкальное сопровождение. Другой назначается хранителем времени, он будет отмерять 45 минут урока. Есть чтецы, певцы и философы-аналитики - каждому достанется важное дело.

- Инновация уроков милосердия в том, что для учителей истории это была тайна за семью печатями: как сделать из человека патриота, - комментирует занятие для педагогов Асеева. - Это можно сделать, когда у каждого ребенка появится личное поисковое дело по установлению судьбы пропавшего без вести солдата Великой Отечественной войны. Неважно, родственника или неизвестного солдата.

Людмила Ивановна всю свою жизнь посвятила поиску и увековечению памяти солдат, пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны. С 1981 года она ведет работу поискового отряда в павлодарском Дворце пионеров. Тогда школьники писали много писем-запросов по всему СССР, но исследовательской работой не занимались. Стали вести учет корреспонденции. Поначалу военкомат не разрешал работать, называя пропавших без вести солдат “предателями”! Но красные следопыты не прекращали заниматься поисковой работой, и, когда пошли удачно завершенные дела, в отряд поверили.

За 17 лет работы павлодарский отряд красных следопытов обнаружил останки 400 солдат-павлодарцев, пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны. Во Дворце пионеров был открыт музей “Деды - ветераны, внуки - следопыты”, в экспозицию которого вошли уникальные фотографии, военные письма и прочие исторические артефакты. Павлодарские красные следопыты выезжали на поиски в Молдавию, Белоруссию, Украину, Россию. Их знали и ценили их работу по всему Советскому Союзу. Богатейший материал о пропавших бойцах издавался в сборниках, которые отправлялись и в музеи России.

Но в 1997 году во Дворце пионеров сменилось руководство, и Людмилу Асееву без объяснений уволили, а плод ее многолетних трудов - 400 поисковых дел - затерялся где-то в недрах дворца. И, даже оказавшись отстраненной от дел, Людмила Ивановна продолжила поисковую работу рядовым бойцом в составе отряда “Майдан жолы”, организованного на АО “Алюминий Казахстана”. Вместе с ним она выезжала на раскопки в Псков. В результате деятельности этого отряда обнаружили останки 200 солдат, считавшихся пропавшими без вести. Об одном из потрясений у деревни Монаково Новосокольнического района Псковской области, где шли ожесточенные бои и где после войны велись поиски, Людмила Ивановна рассказывает на уроке.

- Я пишу об этом случае в книге “Монаковское зазеркалье”, - говорит Асеева. - Когда я была в составе отряда “Майдан жолы”, произошло что-то, чего я не могу объяснить. Когда мы похоронили солдат, ночью мне приснилось, нет, я вдруг увидела отряд, который стоял возле окна. Я почувствовала, что там стоят люди, темные, у них нет никакого выражения лица.

Я их ощущала! А проснулась я от того, что услышала крик. Баба Таня, женщина, в деревенском доме которой я жила, плачет. Она говорит: мне приснился отряд, который стоит у нашего окна! Тогда я пошла и рассказала это российским поисковикам, с которыми мы там работали. Они говорит - да, ОНИ приходят к нам - солдаты той войны, то хлеба попросят, то воды. Мы захоронили их, и они могут уйти. И я могу теперь утверждать, что душа бессмертна.

К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне Людмила Асеева подготовила проект по достойной встрече этого праздника. Вместе с инициативной группой движения “Связные истории” она предлагает, чтобы 2015 год стал Годом ветерана Великой Отечественной войны. Движение “Связные истории” стартовало в 2012 году, когда вышла одноименная книга Людмилы Асеевой. Инициативу поддержали более сотни представителей госучреждений, НПО, депутатов и общественных деятелей. Еще одним интересным штрихом к празднику может стать написание каждым школьником личного кодекса чести. Из них учениками будут созданы коллективные уставы для своих школ, колледжей и вузов.

Фото из архива Людмилы Асеевой

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру