Освещенные миллиарды

Республика в третий раз пытается привлечь теневой капитал в экономику

Казахстан готовится к проведению масштабной налоговой амнистии. Несмотря на то, что эта будет уже третья легализация имущества за годы независимости страны, на сей раз власти ставят жесткое условие бесплатной амнистии — выведенные на свет деньги должны идти в экономику страны

Республика в третий раз пытается привлечь теневой капитал в экономику

Юлиана Жихорь

Деньги любят тишину и полумрак
Сегодня объем теневой экономики Казахстана достигает, по разным подсчетам, от 20 до 35 процентов (оценка Всемирного банка — 19,2 процента к ВВП или около шести триллионов тенге). Причем в разных секторах процент «тени» разниться: если в области оборота алкоголя она, по подсчетам Ассоциации «КазАлко», составляет 22 процента, то в розничной торговле ее объем, по разным подсчетам, от 40 до 70 процентов. (Интересно, что четверть всего «теневого рынка» приходится на Алматы). Значительная часть теневой экономики приходится на долю самозанятых и МСБ, специализирующихся на услугах (частные уроки, медицинские услуги, автомобильный ремонт, строительные, ремонтные, дорожные работы, рекрутинг, мелкая торговля, уборка, «челночный» бизнес). То есть в тех сферах, где расчет происходит вне кассовых аппаратов и, соответственно, вне учета налоговых служб.

Огромный «взнос» в долю «тени» дает и коррупция. Особенно в таможенной сфере. Достаточно вспомнить громкое Хоргосское дело, фигурантам которого совсем недавно вынесли обвинительные приговоры. Там речь шла о миллиардных оборотах в обход госказны.

В любом случае, в настоящее время в «тени» находятся не миллионы, а миллиарды. В иностранной валюте.

Казахстан уже предпринимал попытки сократить уровень теневой экономики, проведя две волны налоговой амнистии. Первая пришлась на 2001 год. Тогда за 30 дней граждане легализовали около полумиллиарда долларов (в то время ВВП страны составлял всего 20 миллиардов долларов). Причем часть (хоть и малая) из амнистированных средств даже прибыла из-за рубежа. Впрочем, наибольшая доля легализованных денег пришлась на наличные. Причем в отдельных случаях граждане приносили в банки около 800 тысяч «живых» долларов.

Первая в истории Казахстана налоговая амнистия оказалась государству выгодна только с точки зрения введения в дальнейший оборот амнистированного имущества и средств — легализованные деньги никаким налогом не облагались.

Зато вторая волна легализации (2006-2007 годы) уже пополнила национальную казну — за «вовлечение в легальный экономический оборот имущества, приобретенного на скрытые доходы или оформленного ненадлежащим образом», граждане должны были платить особый «амнистийный» налог — 10 процентов от суммы легализуемого.

Практика обложения низкими налогами во время подобных амнистий существует во многих странах мира. В Италии сумма налога составляет 2,5 процента, в Бельгии — 6 процентов. В Германии во время последней налоговой амнистии в 2004-2005 годах налоговая ставка на возвращающиеся капиталы составляла 25 процентов в течение первого года действия программы, а в последние три месяца — 35 процентов. В обычном порядке налог на сбережения в Германии составляет 48,5 процента.

Из тени в свет перелетая
В Казахстане же во время второй легализации имущества (это понятие включает в себя капитал, недвижимость, движимое имущество, ценные бумаги) в казну поступило около 60 миллиардов тенге в виде налогов. При этом эффект от самой налоговой амнистии составит семь миллиардов долларов, или 8,3 процента к ВВП того года. Четверть данной суммы приходится на объекты недвижимости.

Нынешняя амнистия имущества, включая деньги (изначально планировало провести легализацию исключительно капитала) существенно отличается от предшественниц. Наверное, единственное сходство в названии.

На сей раз правительство пошло несколько иным, нежели в прошлые разы, путем.

Сегодня государству требуется поступление значительных инвестиций в экономику — под угрозой срыва Программа форсированного индустриально-инновационного развития (ПФИИР). Несмотря на все надежды правительства и красивые картинки, рисуемые казахстанскими агентами перед зарубежными инвесторами, те не спешат вкладывать деньги в экономику страны. Во-первых, сегодня западные инвесторы сами находятся в весьма затруднительном положении в связи с продолжающимся экономическим кризисом. Западные банки хоть и обладают должным запасом ликвидности, но значительно повысили рисковые требования к любым потенциальным процентам для финансирования. Во-вторых, серьезный урон государственным планам развития нанесли нестабильная ситуация в Украине и реакция стран Запада на позицию России в вопросе урегулирования украинского кризиса. А Казахстан с Россией идут в таможенной связке. А это значит, что санкции, которые Запад постепенно начал вводить против Москвы (а грозит еще более серьезными) могут отра-зиться и на Казахстане.

Внутренние, национальные, инвесторы тоже не торопятся вкладывать деньги в пропагандируемые властями проекты. Отчасти потому, что многие из них разрабатываются, как говорится, «для галочки» — без учета будущих рынков сбыта продукции. А значит, нет никакой гарантии возврата инвестиций, не то что прибыли, в будущем. Даже при гарантировании этого возврата государством.

А деньги нужны. Их отсутствие в казне и стало основной подоплекой будущей налоговой амнистии. Поскольку ключевой «заманушкой» для возвращающихся капиталов стала возможность вернуть их абсолютно бесплатно.

По предлагаемой процедуре легализации деньги должны вводиться в оборот путем зачисления на специальные счета в банках второго уровня. А дальше гражданам предоставляется выбор.

Деньги можно держать на счетах в БВУ в течение трех лет, получая при этом вознаграждения по рыночным ставкам. Это значительно повышает ликвидность банков, что позволяет им, в свою очередь, кредитовать экономику «короткими» деньгами. А при открытии внешних рынков заимствования речь может идти и о «длинных» кредитах.

Второй вариант для возвращающихся денег: их можно инвестировать в экономику путем приобретения государственных ценных бумаг, облигаций банков второго уровня, национальных управляющих холдингов и компаний, институтов развития и акций в рамках Программы «Народное IPO», а также иных ценных бумаг, размещаемых на Казахстанской фондовой бирже. То есть опять же возвращаемые средства вливаются в экономику и направляются на реализацию госпрограмм.

Третий вариант — граждане могут приобрести объекты в рамках второй волны приватизации. Напомним, что масштабная приватизация объектов государственной собственности (начиная от зданий котельных и заканчивая отелями в Турции) стартует уже в этом году.

Последний механизм реализации денег предполагает отказ гражданина от «бесплатного сыра» — использования вышеперечисленных механизмов инвестирования. В этом случае владелец средств может распоряжаться своими деньгами на свое усмотрение. Но лишь с условием сбора в бюджет в размере 10 процентов от легализуемых денег.

Миллиарды от доверчивого населения
По словам главы Национального банка РК Кайрата Келимбетова, ожидаемый объем поступлений от легализации имущества, включая деньги, исчисляется в миллиардах долларов (точнее глава Нацбанка прогнозировать не стал). Но, добавил он, получить эту сумму можно лишь в том случае, «если мы достаточно квалифицированно объясним населению, предоставим гарантии и население поверит».

Нынешняя налоговая амнистия продлится, по расчетам правительства, года полтора: начнется летом года нынешнего, а закончится в конце 2015-го. Как раз к подведению итогов первого года второй пятилетки ПФИИР. К этому времени станет понятным объем нехватки средств в экономике страны, а значит — пути возможного инвестирования замороженных на счетах вернувшихся средств.

Если говорить языком цифр, то несколько (возможно, десятков) миллиардов долларов вряд ли серьезно отразятся на уровне теневой экономики страны. Согласно официальной версии, «в тени» находится до 40 миллиардов долларов. Однако еще больше давно вывезено за рубеж. И там счет идет уже не на десятки, а на сотни миллиардов. Точной статистики выведенных в оффшоры денег нет даже у Национального банка Казахстана. Эти средства, увы, вряд ли вернутся в страну.

Однако…
Нынешняя акция приурочена к введению в 2017 году всеобщего декларирования доходов. После этого (как пообещал глава государства) будет вводиться и всеобщее декларирование расходов. И уж тут-то власти смогут «отыграться» на «забывших» вернуть в страну «заработанные» средства.

— Нужно понимать, что в какой-то момент будут жесткие репрессии со стороны государства, если граждане не платят налогов, не показывают имущество с 1 января 2017 года, — заявил Келимбетов.

Тем не менее у планов Кабмина по всеобщему декларированию нашлись противники.

Старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Ерлен Бадыхан предлагает отложить всеобщую декларацию доходов, «по крайней мере, до тех пор, пока уровень жизни в Казахстане не сравняется с уровнем жизни в тех странах, на которые нам все министры предлагают ориентироваться при введении всеобщего декларирования».

Эксперты не против введения декларирования хоть в следующем году, но только для государственных (в том числе и политических) служащих, служащих высшего звена, работников нацкомпаний, министерств и их родственников. (Впрочем, эта категория работников уже давно сдает декларации о доходах). Бадыхан также предлагает включить в «декларируемую» категорию нотариусов, адвокатов и врачей.

К слову, эксперты не согласны с властями, что всеобщее декларирование как-то уменьшит уровень коррупции в стране. Более того, она только вырастет:

— Всегда найдутся люди, которые забудут отметить тот или иной пункт, которым налоговый инспектор поможет исправить это за ту или иную плату, — считает Ерлен Бадыхан.

Советник главы Нацбанка Олжас Худайбергенов считает, что коррупционер всегда найдет лазейку в законе: «Первая декларация предусматривает легализацию того имущества, которое есть. Они (чиновники. — МК) могут задекларировать это с избытком, а простое население подпадет под штрафы и ненужный документооборот».

Возможно, вопросов и протестов было бы меньше, если бы в Казахстане изначально всеобщее декларирование доходов совместили с декларированием расходов. Потому что уровень зарплат министров, акимов и депутатов уже и так на всю страну объявили. Да вот что-то «не бьется» он с уровнем жизни некоторых чинуш, владеющих виллами на «веточках» эмиратовских пальм и лазурных берегах. Потому как народ без помощи формул и калькуляторов может подсчитать, что накопить на такие «предметы роскоши» даже с крупночиновничьей зарплатой можно лишь за несколько десятилетий (при современном уровне зарплат). Да и то экономя на всем. Чего, увы, за многими нашими чиновниками не наблюдается…

Астана.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру