Первым о проведении Олимпийских игр в Алматы заговорил президент. Две недели назад на презентации мультиспортивного клуба "Астана" он объявил: "После проведения Универсиады в 2017 году мы хотим претендовать на зимние Олимпийские игры в Алматы. Там для этого уже все есть, надеемся на поддержку".
Глава государства также напомнил, что республика должна стать "спортивной державой мирового уровня":
– Мы завоевали 12-е место среди 250 стран мира на последней Олимпиаде в Лондоне, и об этом надо говорить… Спортивные успехи делают Казахстан узнаваемым в мире. Мир должен знать казахстанцев как нацию победителей.
Авторитетнее, выше, круче
Президентскую идею, как и водится, мгновенно подхватили спортивные чиновники и уже в минувший четверг поспешили отрапортовать о начале подготовки к Олимпиаде-2022. Так, на пресс-конференции в Алматы вице-президент Национального Олимпийского комитета страны Павел Новиков предложил считать этот брифинг "первой рабочей встречей по подготовке к Олимпиаде" и сразу оговорился: обсуждать предложение президента не имеет смысла, а от спортивных функционеров сейчас требуется только одно – прыгнуть выше потенциальных конкурентов. Среди них швейцарские Санкт-Мориц и Давос, столица Норвегии Осло и столица Каталонии Барселона. Ожидается, что в борьбу за право называться зимней олимпийской столицей также вступят немецкий Мюнхен и украинский Львов.
– Задачи поставлены, и нам надо только мобилизовать все свои ресурсы, чтобы выполнить эту работу, – прокомментировал Новиков. – Конечно, мы переживаем, хотим выиграть, и амбиции наши очень высоки. Такая поддержка главы государства очень обязывает. Это дополнительная ответственность и нагрузка.
Подать заявку на участие в конкурсе Алматы должен до 14 ноября этого года. Известно, что отбор городов-кандидатов будет проходить в несколько этапов. После этого в южную столицу приедут представители Международного олимпийского комитета – будут оценивать инфраструктуру и спортивные объекты города. Навскидку Новиков назвал три сооружения, которые только предстоит построить. Это санно-бобслейная трасса, крытый конькобежный стадион и олимпийская деревня. Где будут располагаться эти объекты, пока неизвестно. Нет даже проектов.
– Еще ничего не определено, никто этим не занимался и не отводил землю, – пояснил вице-президент Национального олимпийского комитета. – Нет каких-то архитектурных решений и проектов. Это работа, которую еще предстоит сделать, в том числе и по развитию того же лыжно-биатлонного стадиона: там и гостиницы нужны, и дополнительные трассы. То есть это совершенно другой уровень, отличный от Азиатских игр и даже от Универсиады.
Главное, чтобы костюмчик сидел
Зимние Азиатские игры-2011 обошлись Казахстану более чем в 1,5 млрд долларов США. Правда, тогда часть выделенных денег ушла "налево", а главу дирекции Азиады обвинили в крупных хищениях.
По словам Новикова, Олимпиада-2022 будет стоить казахстанцам в разы дороже. Сумму пока не оглашают, но предупреждают: она будет фееричной.
– Это разные уровни, ни с какой Азиадой сравнивать нельзя, – говорит Новиков. – Это же самые крупные международные соревнования, на которые приедет весь свет. Конечно, бюджет будет значительно существеннее.
Но чиновников от спорта предстоящие затраты не смущают: главное, чтобы костюмчик сидел.
– Прежде всего, проект имиджевый, – напомнил Новиков. – Такие проекты всегда затратны. Я не знаю Олимпийские игры, которые были бы доходными. На мой взгляд, самой удивительной Олимпиадой были летние игры в Австралии в 2000 году. Эта страна, чтобы о ней узнали, приняла абсолютно всех за свой счет. Такого вообще никогда не было. Вы представляете, какие были затраты? Только приезжайте! Вот на что идут государства, чтобы о них узнало мировое сообщество. Это самое главное, я думаю. А "сколько мы завоюем медалей, и какое у нас будет место" – над этим надо работать… Главное здесь – узнаваемость страны через проведение крупных международных соревнований.
На вопрос, как он сам оценивает шансы Алматы на победу, Новиков ответил:
– Алматы привлекателен тем, что здесь все можно провести очень компактно. Это редко сейчас встретишь при проведении Олимпийских игр. Те представители международной федерации, которые здесь уже были, отзываются о возможностях города очень хорошо… Шансы у нас хорошие, авторитет страны высокий. Сегодня весь мир живет в сложной экономической ситуации. Казахстан (на этом фоне. – Т.К.) выглядит очень достойно. Посмотрите, какие мы проводим мероприятия. Это не просто вызов нынешней финансовой ситуации, это то, что Казахстан реально может на себя взять. В один год мы проводим Универсиаду и выставку EXPO. Это же серьезные затраты, но мы на это идем. Показываем, что есть и силы, и финансовые возможности, и стабильность.
Впрочем, еще два года назад отечественные СМИ писали, что республиканский бюджет не потянет сразу два крупнейших мероприятия в один год, а перед правительством стоит непростой выбор – провести в 2017 году всемирную зимнюю Универсиаду или всемирную выставку EXPO. Ожидалось, что власти откажутся от "студенческо-спортивного удовольствия", ведь по самым разным подсчетам оно обойдется стране от 500 млн до 1 млрд долларов. Глава федерации студенческого спорта Кайрат Закирьянов тогда возмущался: и откуда взялась такая огромная сумма?
На дворе 2013-й, но от Универсиады никто не отказался. Более того, на прошлой неделе заместитель акима Алматы Болат Сауранбаев с гордостью сообщил: подготовка к студенческим играм уже началась.
К слову, еще месяц назад министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев, выступая на заседании правительства, посетовал: доходная часть республиканского бюджета сокращается на 226,1 млрд тенге.
Но если доходы бюджета снижаются, то расходы на имидж только растут.
Моя попытка №3
Между тем это уже третья попытка Казахстана принять у себя Олимпийские игры. Первая была в 2005 году, тогда чиновники от спорта выдвинули Алматы на проведение зимней Олимипиады-2014. Не удалось: победу одержал российский Сочи.
Не повезло нам и с зимними Олимпийскими играми 2018 года – заявка оказалась безуспешной, и Игры пройдут в южнокорейском Пхенчхане.
Говорят, Алматы – давний кандидат на проведение Олимпиады. Идея его выдвижения на роль столицы Олимпийских игр появилась еще в советское время. Причем первыми об этом заговорили иностранные специалисты, оценившие природно-климатические условия региона. Тогда, в СССР, эта идея так и осталась в головах ее инициаторов. Сегодня, в независимом Казахстане, она может превратиться в реальность. Конечно, если попытка №3 окажется удачнее двух предыдущих.
Впрочем, все тот же вице-президент Олимпийского комитета Новиков делает ставку именно на нее:
– Это для нас самая принципиальная попытка. Казахстан и Алматы никогда еще так поэтапно не шли к Олимпийским играм. Мы провели Азиатские игры, в 2017 году состоится зимняя Универсиада и как логическое завершение – Олимпийские игры. Все идет последовательно, и мы набираем силы, мускулы для этого. Много еще нужно сделать, но это все реально.