EXPOнометр для режиссера

Привлекать туристов на ЭКСПО-2017 будут, "как на Олимпиаде в Лондоне", – с помощью кино. При этом будущее самого казахстанского кинематографа туманно, как тот самый Альбион

06.05.2013 в 12:37, просмотров: 3426

Президент "Казахфильма" Ермек Аманшаев предложил сделать ход конем и пропиарить Астану в отечественных фильмах в преддверии выставки ЭКСПО-2017. По его словам, подобным рекламным ходом в свое время уже воспользовались организаторы Олимпиады в Лондоне. Год назад им удалось привлечь рекордное число туристов, и кинематограф сыграл в этом едва ли не ключевую роль.

EXPOнометр для режиссера
Фото Андрея Халина

– У нас есть обязательства по привлечению туристов на ЭКСПО, есть определенная квота, – пояснил Аманшаев на заседании по вопросам развития культуры и искусства общественного совета "Мирас". – Я думаю, что Олимпиада в Лондоне добилась рекордного успеха по привлечению туристов, в том числе благодаря бондиане "Скайфолл", в которой показывались лондонские локации. – Сейчас у нас есть проект, в котором мы хотим показать Астану. Мы уже говорили с национальным комиссаром по ЭКСПО о том, что можно использовать потенциал кино. Для мирового зрителя это было бы очень важно.

Отступать некуда. Позади "Казахфильм"

Также глава "Казахфильма" предложил продвигать отечественное кино на местных телеканалах в рамках соцзаказа, предать рекламе национальных фильмов социальный статус и принять закон "О кино". Без него дальнейшее развитие кинематографа невозможно, считает Аманшаев:

– Настало время принять отдельный закон о кино, потому что киноиндустрия растет, многие зарубежные режиссеры хотят снимать у нас фильмы, но отсутствие закона притормаживает этот процесс… Анализируя опыт стран, лидирующих в кинематографе, мы понимаем, что нужна прогрессивная законодательная база. Например, в таких странах, как Китай, Сингапур и Турция, развитие киноотрасли относится к приоритетам государственной политики. В России, США и Франции для развития киноиндустрии тоже созданы благоприятные экономические условия. В частности, российский закон о поддержке кинематографа, принятый в 1996 году, можно считать прорывным: кинодеятелей освободили от НДС, от таможенных пошлин на ввозимое оборудование, был введен льготный режим для инвестирования в кино. Благодаря этому мы и наблюдаем бум российского кино.

В прошлом году в отечественный прокат вышел 281 фильм: 225 американских и европейских, 42 российских и только 14 казахстанских. Это катастрофически мало, говорит Аманшаев. Если в ближайшие годы не увеличить местный контент до 40–45 картин в год, зритель, "которого мы вернули ценой неимоверных усилий, снова переключит свое внимание на зарубежные фильмы, и аудитория казахстанского кино будет утрачена вновь".

Об уязвимости внутреннего кинорынка говорит и статистика: за последние пять лет количество проданных билетов в кинотеатрах страны увеличилось на 6 млн – ощутимый прирост для маленького Казахстана. Вот только фильмы made in Kazakhstan смотрит лишь 8% патриотично настроенных зрителей, остальные 92% – по-прежнему голосуют кошельком за зарубежные киноновинки.

– Соответственно, чтобы сдерживать натиск зарубежных игроков, нам необходимо увеличивать долю казахстанского кино, – считает президент "Казахфильма". – Иначе люди, у которых уже появилась традиция смотреть собственное кино, тоже перейдут на американские и российские фильмы – потому что основные игроки ежегодно выпускают столько, сколько необходимо для удержания зрителя.

В тесноте и в обиде

Будущим отечественного кинематографа всерьез озабочена и продюсер нашумевшей картины "Жаужурек мын бала" Алия Увальжанова. По ее словам, если не снимать казахстанское кино много и часто, уже скоро мы заговорим на турецком языке, как герои заполонивших страну сериалов.

Алия Увальжанова. Фото Андрея Халина

– Я не могу сказать, что наше кино финансируется по остаточному принципу, но этого абсолютно недостаточно, – сетует Увальжанова. – Поэтому, когда Ермек Аманшаев с гордостью докладывает, что мы делаем по 10 фильмов в год и добились повышения на 5–6%, лично мне хочется плакать от обиды. Потому что у нас есть и возможности, и таланты, и технологии делать по 40–45 картин. Это реально! Почему-то нас связывают только с идеологией, но ведь мы – еще и экономическая единица. Мы создаем рабочие места и платим налоги. Этого всего нельзя упускать, иначе нас с нашего же рынка вытеснят российские фильмы и российские актеры, которые уже сегодня стоят дороже. Я уже молчу про патриотическое воспитание через кинематограф.

Картина "Жаужурек мын бала" режиссера Акана Сатаева вышла весной 2012 года и по кассовым сборам превзошла самые смелые ожидания. Только за первый уик-энд "Тысяча отважных ребят" (в переводе с казахского) собрала около 1 млн долларов. Более того, в рейтинге контрафактных DVD-дисков, составленном департаментом юстиции Алматы, фильм занял беспрецедентное первое место. Оказалось, что впервые за долгие годы местные пираты начали подделывать не голливудские блокбастеры, а казахстанскую продукцию.

– В каждом национальном кинематографе есть картины, знаменующие новый этап развития отрасти, – рассуждает глава "Казахфильма". – В России это были фильмы "Девятая рота" Федора Бондарчука и "Дозоры" Тимура Бекмамбетова. Для нашего кинематографа поворотным фильмом стал "Жаужурек мын бала". Его успех связан не только с кассовыми сборами, но и с появлением новых позитивных трендов. Объясню почему: обычно мы формируем списки копий для кинотеатров в пропорции 70% на русском языке и 30% – на казахском. Так вот, уже в первую неделю после выхода "Жаужурек мын бала" прокатчики затребовали новые копии картины на казахском языке, потому что этого захотели зрители в регионах. И еще один момент: фильм вышел в один день с очень популярным голливудским блокбастером "Мстители", который в мире собрал более 1 млрд долларов. Наш "Жаужурек мын бала" обогнал его в (казахстанском. – Т.К.) прокате уже через две недели. Это говорит о начале конкурентоспособности наших фильмов.

Goodbye, Америка?

По словам Аманшаева, именно после выхода на экраны "тысячи храбрецов" международное киносообщество посмотрело на Казахстан как на достойного партнера: нами всерьез заинтересовались в Голливуде, а недавно появился инвестор, готовый выложить 1 млн долларов на создание анимационной версии этой картины.

Ерлан Карин. Фото Андрея Халина

– Я подписан на разные интернет-ресурсы, и недавно мне пришла рассылка из университета в Вашингтоне, где всерьез обсуждалось новое казахстанское кино, – рассказал политолог Ерлан Карин. – Запомнилась одна их фраза: "Казахстанские кинематографисты приступили к созданию новой культурной истории страны". Наверное, это очень точная характеристика... Посмотрите, сегодня о кино говорят все. Появляются новые казахстанские фильмы, которые привлекают внимание зрителей и создают определенную волну обсуждений в социальных сетях. Наверное, хорошо, что страна живет, обсуждая не только политику и спорт.

Ермек Шинарбаев. Фото Андрея Халина

Удержать интерес к отечественным картинам и не сдать кинорынок без боя – вот главные задачи наших кинематографистов. Впрочем, некоторые из них считают, что свою войну казахстанское кино уже выиграло: пока весь мировой кинематограф загибается от кризиса, в Казахстане куется едва ли не новый Голливуд. Такое оптимистично-фантастичное заявление сделал режиссер Ермек Шинарбаев:

– Последние пять лет мировой кинематограф находится в кризисе, вся система проката сильно пошатнулась, и даже в Голливуде очень сильный кризис. Есть одна страна, где такого кризиса в кино нет. И это Казахстан! Вы знаете, это удивительно: вы можете приехать в любое государство, участвовать в любых совещаниях, и везде вам скажут: "Одна страна осталась – Казахстан. Там правительство финансирует кино"! Я знаю, что Ермек Амирханович (Аманшаев. – Т.К.) сейчас очень важная фигура, куда бы он ни приезжал. Потому что все знают: это президент "Казахфильма", где делается кино.

Переедет ли измученная экономическими потрясениями киноэлита с голливудских холмов на казахстанские жайляу – большой вопрос. Да и нужно ли им это? Зарубежные звезды и без того прочно обосновались на наших киноэкранах – это уже факт, который пока только пытается заслонить важная фигура Ермека Амирхановича. Пусть даже с "ЭКСПОнометром" в руке.