– На следующий день после "Акжайыка" (игра чемпионата Казахстана, прошедшая в сентябре, где "Актобе" у себя на поле проиграл коллективу из Уральска со счетом 3:4. – М.В.) Муханов пришел ко мне с просьбой об увольнении, – сообщил недавно одной из газет Актобе президент ФК "Актобе" Сагат Енсегенулы. – Я сказал ему: "Давай доработаем сезон", потому что была поставлена последняя задача: выиграть Кубок Казахстана. Первые две – стать чемпионом и выйти в группу Лиги Европы – он провалил. Сняв копию, оригинал заявления я передал директору клуба. Именно эту копию аким области и порвал, когда встречался с командой, чтобы поднять дух футболистов. Кстати, Муханов просил об отставке еще раньше. По итогам первого круга команда заняла лишь седьмое место, хотя ставилась промежуточная задача – быть в тройке лидеров. Вот тогда он и попросился в отставку первый раз в этом сезоне, но я оставил его за прошлые заслуги.
Чтобы прояснить ситуацию, мы позвонили домой Владимиру Васильевичу в Подмосковье, где он сейчас находится, и задали ему несколько вопросов не только о ситуации с увольнением из клуба, но и о многом другом.
О конфликте
– Сколько раз вас увольняли из команд, которые вы тренировали?
– (после паузы) Ни разу, начиная с того момента, как я дебютировал в качестве наставника "Нефтехимика" из Нижнекамска в 1992 году и заканчивая сегодняшним днем. Я всегда уходил сам.
– Тогда что произошло в ФК "Актобе"?
– Читал заявление главы ФК "Актобе" г-на Енсегенулы о моем уходе. В нем нет ни слова правды, кроме того, что я действительно подавал заявление об уходе. Это произошло, когда мы проиграли матч казахстанского первенства "Акжайыку" 26 сентября, а это была важная встреча для нас – в том смысле, что, если бы мы победили, то могли бороться за чемпионство. Я взял вину на себя и подал заявление об уходе. Своим поступком хотел встряхнуть некоторых своих подопечных, поскольку они в последнее время не полностью отдавались игре. Сыграло свою роль и то, что результатами команды не были довольны ни аким, ни болельщики. Я никогда не цеплялся за свое место, поэтому был готов ответить за те неудачи. Через несколько дней прошло собрание команды, где аким области порвал это заявление и сказал, что работаем дальше в том же составе. В итоге мы выполнили поставленную задачу и, став бронзовыми призерами чемпионата РК, попали в зону Еврокубков. Ребята отправились в отпуск, а я еще находился в расположении актюбинского клуба, занимаясь оргвопросами. В ноябре должен был вылететь в отпуск, однако за два дня до отъезда мне позвонил президент клуба Сагат Енсегенулы и сказал, что на основании того заявления, которое я написал в сентябре, они хотят расторгнуть со мной контракт. Причем мне объяснили, что на собрании команды, где меня оставили, аким разорвал копию заявления о моем уходе, но не сам документ. Получается, когда я был необходим клубу, меня оставляли, а теперь стал не нужен, и меня можно увольнять. Это довольно-таки грязный прием, он оставил у меня неприятный осадок.
– Насколько мне известно со слов того же г-на Енсегенулы, вам даже не причитается теперь и компенсация в связи с тем, что ушли вы якобы сам…
– Этот человек, видимо, живет в каком-то особом правовом поле. Есть документы ФИФА и УЕФА, нужно их внимательно изучать. С ФК "Актобе" контракт у меня должен был закончиться в январе 2014 года.
– Ваши дальнейшие действия?
– Лично я ничего делать не буду, этим займутся мои юристы. Видимо, чтобы восстановить справедливость, они подадут документы в УЕФА.
О казахстанском футболе
– Вернемся к казахстанскому чемпионату, где ваши подопечные заняли третье место. Мог ли "Актобе" выступить лучше?
– Мог, но при определенном стечении обстоятельств. В первом круге мы потеряли слишком много очков – это первое. Далее – футболисты, которых мы взяли в летнее трансферное окно, были подуставшими из-за того, что без перерыва играли уже второй сезон. Они могли выступить еще сильнее.

– Вы работаете у нас не первый год. Действительно ли уровень казахстанского футбола растет?
– Безусловно. Однако это происходит не так быстро, как хотелось бы.
– Почему?
– Потому что в Казахстане существует слабая подпитка своими игроками. Долгое время у вас не работали футбольные школы, только сейчас их начали создавать.
– А может, еще и потому, что уровень игры наших футболистов не соответствует тем деньгам, которые они получают здесь, и из-за этого наши таланты не стремятся в более сильные чемпионаты, например, в российский или украинский?
– Тема достаточно сложная. Я просто уверен, что зарплата должна соответствовать качеству. Если футболист показывает высокий уровень мастерства, то и получать он должен соответственно. Если нет, то и котируется он ниже.
– Тогда почему в настоящее время ни один из казахстанских игроков не выступает в более сильных чемпионатах?
– Первое: чтобы выступать в более сильных первенствах, нужно в своем играть на две-три головы выше. Второе: сейчас рынок более качественных футболистов, имеющих свою трансферную стоимость ниже, чем казахстанские, весьма насыщен. Так что выбирать есть из кого. И значит, казахстанцы уступают в мастерстве своим конкурентам из других стран.
– Через сколько лет сборная Казахстана попадет хотя бы в финальную стадию чемпионата Европы?
– Вопрос некорректен. Думаю, в настоящее время ответить на него никто не сможет. Для начала ваша сборная должна выбрать свое направление и стиль. Главная команда страны должна придерживаться его, невзирая ни на что, только тогда придет успех. Армяне, которых еще несколько лет назад ни во что не ставили, лишнее тому подтверждение.
– Давайте теперь поговорим о позитиве. Что вам нравится в нашем футболе, в наших игроках?
– На данное время в первенстве намного больше бескомпромиссных игр. Уровень мастерства многих команд подравнялся, и результаты матчей сложно предугадать. Работа в этом направлении должна продолжаться. Мне хочется, чтобы игроки и команды были более конкурентоспособны. Но для этого нужно больше отдаваться самому футболу. По разговору с другими наставниками, а также из своих наблюдений знаю (опять же это негатив), что многие довольствуются тем, что имеют. Это неправильно, ведь футболисты и их наставники должны повышать планку достижений и соответственно совершенствовать свое мастерство. Тем более что для этого в Казахстане уже стараются создавать все условия. Не хватает, конечно же, хороших стадионов и полей, но это дело наживное.
– Назовите лучшего казахстанского футболиста, игру которого вы видели в нашем первенстве.
– Могу назвать человек 5–7, однако по этическим соображениям делать этого не буду.
О личном
– В Казахстане вы работаете 10 лет. Казахский изучили?
– На бытовом уровне объясниться могу. Что касается разговорного, то дело в том, что почти все, с кем я работаю и работал, прекрасно говорят по-русски. Но если бы возникла такая необходимость, то выучил бы обязательно.
– Наша страна стала для вас вторым домом?
– Без сомнения.
– Между тем ни разу не встречал информацию о том, что к вам приезжали жена и ваши дети…
– (смеется) Я себя не пиарю. Зачем об этом знать посторонним? Моя супруга приезжала ко мне часто. Она была у меня и в Костанае, и в Астане, и в Актобе. Ей здесь очень нравится.
– Как вы с ней познакомились?
– Познакомились достаточно банально – на катке. С 1978 года мы законные муж и жена. Сейчас она домохозяйка.
– А как Елена Владимировна относится к тому, что вы долгое время находитесь вне семьи?
– Это только укрепляет наши чувства. В молодости по этому поводу мы часто повторяли: чем реже видишься, тем крепче любовь.
– Кто ваши дети?
– Старшему Александру 33 года. Он имеет физкультурное образование, но работает в торговой фирме. Дочери 27, ее зовут Лина. Она воспитывает ребенка, по образованию менеджер по туризму.
– Охарактеризуйте себя как семьянина.
– Я великолепный семьянин. Живем душа в душу. Да и человек я бесконфликтный.
– Есть ли у вас какие-то увлечения помимо футбола?
– Раньше играл еще и в хоккей. Сейчас при удобном случае с удовольствием встаю на коньки. Играю немного в шахматы. Ну так: разные головоломки и кроссворды.
– Есть ли сейчас предложения от казахстанских команд?
– Наметки есть, но афишировать пока не буду.
– Вы не раз приводили казахстанские клубы к чемпионству, выигрывали Кубок страны и Суперкубок. Остались ли еще какие-то мечты в профессиональном плане?
– Хочу довести одну из команд до группового этапа Лиги Европы или Лиги чемпионов.