Остров песни

Настоящий бард понимает, что поэзия – это главное!

В Алматы прошел фестиваль бардовской песни и поэзии "Остров песни – 10 лет!", на который съехались именитые мастера этих жанров из Москвы и Санкт-Петербурга: Татьяна Визбор, Валентин Вихорев, Владимир Шемшученко, Наталья Приезжева и другие. Помимо грандиозного двухдневного концерта с участием большого количества казахстанских исполнителей, россияне дали мастер-классы, с пристрастием оценивая способности местных бардов и без стеснения делая им критические замечания.

Настоящий бард понимает, что поэзия – это главное!

Пока алматинка Ирина Лобода, аккомпанируя себе на гитаре, исполняла песню на стихи своей подруги-поэтессы Татьяны Кушулун, немногочисленные участники мастер-класса, проводившегося Валентином Вихоревым и Натальей Приезжевой, затаив дыхание ловили каждый аккорд и каждое ее слово. Великолепный вокал Лободы проникал прямо в сердце, минуя ум:

Наталья Приезжаева

Где-то за седьмой рекой

Потянусь к тебе рукой,

Стану трогать память

Спокойно, без боли.

А пока себя лечу,

На одном крыле лечу

К новому порогу,

Где счастье, где воля…

Ирина Лобода

Когда она закончила, раздались аплодисменты. Казалось, что Вихорев, просидевший всю песню с задумчивым видом, должен остаться довольным. Однако бард-шестидесятник, не одну собаку съевший на авторской песне, обратился к Ирине с таким вопросом:

– Как ты считаешь, фраза "на одном крыле лечу" – это поэтическая находка или абсурд? На одном крыле никто никогда не полетит. Не кажется ли тебе, что следует более строго подходить к выбору репертуара, чтобы потом не приходилось краснеть перед слушателями? Я понимаю, что стихи написала твоя подруга, но нельзя же закрывать глаза на поэтические нелепости.

Попытавшись оправдаться, Ирина поняла, что спорить бесполезно. А Вихорев продолжил свою мысль, сказав, что главный козырь бардовской песни – ее смысловое содержание. И что остались еще слушатели, которые хотят вникнуть в то, о чем ты поешь. Потом, смягчившись, все же признал, что голос и подача Ирины спасают эту песню, и, в общем-то, слушать ее приятно. А затем попросил спеть что-нибудь свое.

Когда стихли последние аккорды песни "Осень" на стихи Лободы, слушатели из зала признали, что собственные песни удаются Ирине еще лучше. Вихорев же продолжил справедливую критику.

– Про осень уже очень много спето, – заметил он. – Осень – просинь, опавшие листья, тоска – все это мы уже сто раз слышали. Ничего нового. Нужно находить собственную изюминку, вкладывать в стихи личностное восприятие этого времени года. К сожалению, я такого не увидел.

Фарид Сахабутдинов

Лобода, державшаяся довольно уверенно перед мэтром, и после этих слов не опустила голову, а улыбнулась и сказала, что примет к сведению все замечания, а затем передала гитару другому алматинскому барду – Фариду Сахабутдинову.

Первая же песня Фарида "выстрелила", попав в сердца слушателей, особенно женские. Музыка, написанная бардом на стихи Леонида Тернова, так гармонично окутала текст, что слушатели попросили ее на бис. Там были такие слова: "…Мы не любовники, мы – влюбленные. Вряд ли за это нас Бог осудит". Не сказав ни слова по поводу этой композиции, Вихорев попросил Сахабутдинова исполнить что-нибудь другое. И песня "Холода" на стихи Неверовича понравилась слушателям значительно меньше. Взяв пример с именитого барда, они начали высказывать свои претензии по поводу содержания песни. Сам же Вихорев отметил однообразие исполнения.

– У тебя нет ощущения, что ты идешь на поводу у своей гитары? – строго заметил он. – Она ведет тебя, ты как бы на вторых ролях. Вещь абсолютно сырая: слова слабые и незапоминающиеся, аккомпанемент – слишком громкий и монотонный. Ты был слишком напряженным на протяжении всего исполнения, значит – это не твоя песня.

– Даже у великих поэтов есть слабые стихи, – поддержала коллегу Наталья Приезжева. – Кроме того, не каждые стихи ложатся на музыку. Просто нужно уметь выбирать правильные тексты. Песня должна проживаться на одном дыхании, а твои проигрыши создают тягостные разрывы, и думаешь: когда же они кончатся? А вот первая песня очень хорошая, и стихи, и музыка великолепны и полны смысла.

По словам Натальи, самые лучшие песни пишутся за пять минут, во всяком случае, у нее происходит именно так. Если со стихами приходится мучиться, то в 90% случаев ничего хорошего не получится. Кстати, юность Приезжевой прошла в Алма-Ате. Именно здесь в 1980 году она впервые стала лауреатом Всесоюзного фестиваля авторской песни.

Вот, оказывается, как непросто быть бардом. Исполнение песенки в три аккорда с простенькими словами вызовет у слушателей лишь стойкое неприятие всего жанрового направления. Поэтому нужно помнить: не всякий, кто считает себя бардом, является таковым в реальности. Однажды кто-то неудачно сравнил барда с человеком в свитере и трико с вытянутыми коленками. Однако ни Окуджава, ни Галич, ни Визбор, ни Высоцкий никогда не позволяли себе появляться на сцене небрежно одетыми.

Валентин Вихорев

– Отношение к бардовской песне сильно поменялось, – говорит один из алматинских участников фестиваля, известный казахстанский бард Александр Губерт. – Если раньше это музыкальное направление в целом безоговорочно воспринималось как нечто значительное, то теперь существует четкое разделение на профессиональное исполнение и низкопробный ширпотреб. Настоящий бард понимает, что поэзия – это главное, и если текст пустой, никакая музыка не поможет. Дискредитируют бардовскую песню и неряшливые музыканты. Если на природе многое прощается, то на сцене нужно выглядеть соответственно. Я частенько бываю соорганизатором подобных мероприятий, и случалось, что мы просто не выпускали людей на сцену по причине их внешнего вида.

Фестиваль "Остров песни – 10 лет!" проводился с целью подведения итогов 10-летнего творчества бардов, поэтов и музыкантов, внесших вклад в развитие бардовской песни в Казахстане, и он сорвал аншлаги! Видимо, казахстанцы соскучились по высокой поэзии в душевной песне.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру