Generation Пелевина

Виктор Гинзбург: "Он меняет сознание людей"

Виктор Пелевин считается самым неэкранизируемым писателем России. Реальность в его произведениях тесно переплетается с фантасмагорией, времена смешаны, стиль динамичен. Поэтому редко кто берется перевести сентенции Пелевина на язык кино. Режиссер Виктор Гинзбург, решившись экранизировать "Generation П", не прогадал. Даже спустя год после выхода картины на экраны она продолжает заявлять о себе на международных форумах. Недавно одноименный фильм получил статуэтку на казахстанском кинофестивале "Звезды Шакена" в номинации "Лучший дебют".
Виктор Гинзбург: "Он меняет сознание людей"
Виктор Гинзбург рассказывает, что захотел экранизировать роман Пелевина о влиянии рекламы на жизнь одной личности и целого общества сразу же после его прочтения. Немаловажную роль сыграл тот факт, что режиссер ощущал профессиональную связь с главным героем романа, бросившимся в омут рекламного бизнеса с головой, Вавиленом Татарским. Ведь поначалу, живя в США, Гинзбург занимался созданием брендовых рекламных роликов.
 
 – Я никогда не работал криэйтером или копирайтером – с точки зрения продажи самого дорогого, но духовное погружение в рекламный бизнес у меня все-таки произошло, – смеется режиссер.
 
Впрочем, в США Виктор имел дело не только с рекламой, но и с клипами. Он делал художественное видео для таких популярных исполнителей, как Пэт Бенатар, Белинда Карлайл, Джоди Уэтли, Лу Рид и группа Gorky Park.     
 
Следующей пробой пера Гинзбурга стала скандальная картина "Нескучный сад", опровергающая постулат о том, что в Советском Союзе секса не было. Фильм был снят практически подпольно в последний год существования империи СССР.  
 
– Playboy заказал мне три или четыре сюжета о советской сексуальной революции, – рассказывает Виктор. – Я поехал в Россию и погрузился в изучение этого вопроса. В итоге не только снял сюжеты для Playboy, но и большое кино. Фильм также обошел около 40 фестивалей, но картина была слишком хулиганской. Мы как-нибудь выпустим ее еще раз.
 
Меж тем Гинзбург продолжал писать сценарии, и один из них выстрелил. Задумка экранизировать злоключения Вавилена Татарского пришла к Виктору в 2000 году, а в 2006-м он взялся за дело. Из-за финансовых проволочек картина стоимостью 7 млн долларов пришла к своему зрителю только в 2011 году. 
 
Весь художественный дизайн ленты, включая комнаты героев и вавилонский мир, был создан в Лос-Анджелесе в соавторстве с другими художниками. Большую помощь Виктору оказала его супруга Джина, которая к тому же выступила в качестве соавтора сценария. По словам Виктора, в России он не смог найти человека, который мог показать эстетику внутреннего и внешнего мира Татарского. 
 
Виктор Гинзбург
В российском прокате лента "Поколение Пи", вышедшая на 540 копиях, стала по продажам третьей. На Каннском фестивале объявили, что в США она выйдет на 1500 экранов. Гинзбург объехал порядка 20 фестивалей – от США до Индии. По его словам, фильм получал дополнительный сеанс практически на каждом из них – и это при том, что жесткая сатира на окружающую действительность обычно не в фестивальном тренде. Исключение разве что составляли фильмы "Фаренгейт 911" Майкла Мура и "Заводной апельсин" Стенли Кубрика.
 
Кстати, поначалу Виктор Пелевин отговаривал своего тезку от экранизации "Generation П": "Зачем тебе браться за такое "некинематографичное" произведение?"
 
– Решающим стало то, что я передал писателю некое видение этой картины, он его понял и принял, – поясняет Гинзбург – Более того, я уже тогда понимал, как хочу продлить эту сюжетную линию. Сейчас Виктор называет "Поколение Пи" своим любимым фильмом.
 
Меж тем пелевинская киноэпопея в жизни режиссера не окончена. Он приступает к работе над другим произведением культового писателя – "Empire V", логическим продолжением "Ge­neration П".
 
О некоторых особенностях первой картины Виктор Гинзбург рассказал корреспонденту "МК в Казахстане". 
 
– Виктор, в вашем фильме задействовано множество медийных персон: Михаил Ефремов, Владимир Епифанцев, Александр Гордон, Роман Трахтенберг, Рената ЛИТВИНОВА. Вы специально хотели наполнить свою ленту таким количеством знаменитостей? 
 
– Клянусь вам, нет! Изначально на главную роль Вавилена Татарского планировалось пригласить Константина Хабенского, но тогда я выбрал никому не известного Владимира Епифанцева. Вообще кастинг – очень сложный процесс, который позволяет принимать совершенно неожиданные решения.       
 
– Ваш фильм был показан в рамках телепрограммы "Закрытый показ" Александра Гордона. Гордон же исполнил одну из основных ролей. Каково ваше впечатление от работы с этим человеком как актером и от общения с ним как известным телеведущим?              
 
– Впервые мы познакомились на кастинге, он прошел очень сложные пробы. Это человек, способный на полное погружение в материал, абсолютно самоотверженный актер, от сотрудничества с которым у меня осталось совершенно потрясающее впечатление. Программа "Закрытый показ" мне также понравилась, жаль, что в эфир она выходит в сокращении. К концу передачи между нами завязался серьезный диалог о фильме, но, к сожалению, от него оставили только несколько фраз. 
 
– А что вы скажете о Романе Трахтенберге, который, к сожалению, недавно покинул этот мир?
 
– Рома играл себя, и это тоже непростая задача. У него нет профессиональной техники, но он сумел остаться самим собой. Очень сложно заставить непрофессионального актера сыграть самого себя. Есть некий живой талант, и задача режиссера – находиться с ним на одной волне.
 
– Какую цель вы ставили, сняв этот фильм: показать энциклопедию 90-х годов или процесс потери человеком самого себя?  
 
– А как вы думаете? Я никогда не задавался целью показать энциклопедию тех лет. Фундамент этой истории я хотел выстроить именно на магическом реализме. А потом уже увидел другие мотивы.
 
– Вы все-таки опустили известные бренды в своей картине или, наоборот, возвысили их?     
 
– Это тонкий вопрос, поскольку любое упоминание положительно сказывается на продукте. Думаю, в этой картине выиграли все бренды. Они показали свое чувство юмора и, пожалуй, впервые за всю историю разрешили над собой постебаться. В принципе, все остались довольны. На самом деле бренды в картине играют очень важную роль, например, невозможно убрать сцену, когда Вавилен Татарский говорит: "Поменяйте всю пепси-колу в буфете на кока-колу". 
 
– Владимир Епифанцев сразу согласился раздеться в кадре?
 
– Епифанцев за деньги сделает все что угодно (смеется). И думаю, что не только он.
 
– Как вы относитесь к черному пиару?
 
– Я не отделяю черное от белого и считаю это некой манипуляцией реальностью. На самом деле понятие "черного пиара" осталось в 90-х годах. Если вы употребите это сочетание в Америке, вас просто не поймут. Пиар есть пиар.  
 
Виктор Пелевин
– Каким режиссером вы себя все-таки считаете – русским или американским? 
 
– Я вообще считаю себя настоящим шизофреником, поскольку во мне сочетается и то и другое. Я чувствую себя американцем в России и русским в Америке. У меня русские корни, большое влияние на меня оказал русский кинематограф, однако как режиссер я сформировался именно в США. У меня нет российского паспорта, я – гражданин Америки. 
 
– Виктор, ваш фильм довольно дорогой. Может ли, по вашему мнению, молодой режиссер сделать неплохую картину без дорогой аппаратуры?
 
– Снимать можно на что угодно, главное, чтобы звук был хороший, картинка не всегда играет роль. Если я снимаю не фокусную сцену, звук непременно должен быть четким.
 
– Ваш дед Григорий Гинзбург был известным пианистом. А вам передался этот дар по наследству?
 
– Я, видимо, не расположен к этому генетически. Лет с шести меня пытались приобщить к музыке, но из этого ничего не вышло.
 
– Как вы думаете, в чем феномен Виктора Пелевина?  
 
– Наверное, в том, что он меняет сознание людей.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру