Безопасный метод Лейбина

"Как Юнг мог спать с пациенткой и брать с нее деньги?!"

Накануне интервью с известным писателем Виктором Ерофеевым знаменитый московский психоаналитик Валерий Лейбин увидел во сне евро и фею: сочетание этих слов подсказывало фамилию собеседника. Сам Лейбин шутит, что никакой мистики здесь нет – просто так "балуется" наше бессознательное. Об этом свойстве человеческой психики, грешках Фрейда и Юнга, киноляпах Кроненберга, "студенческом инцесте", послеродовом либидо и болезни под названием "любовь" профессор рассказал "МК в Казахстане" во время своего пребывания в Алматы по приглашению общественного Фонда развития психоанализа в Казахстане провести авторский курс.
"Как Юнг мог спать с пациенткой и брать с нее деньги?!"
– Валерий Моисеевич, не упал ли интерес к Зигмунду Фрейду в настоящее время?
 
– После 1920-х годов его работы находились под неофициальным запретом. Первый полноценный труд знаменитого ученого "Лекции по введению в психоанализ" вышел в 1989 году. Эта дата стала отправной точкой возрождения его популярности. Спрос рождает предложение: работы Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга все время переиздаются. Так, недавно вышли 10- и 26-томники Фрейда.
 
– Буквально месяц назад в казахстанском прокате прошел фильм "Опасный метод" Дэвида Кроненберга о взаимоотношениях Карла Юнга и его пациентки Сабины Шпильрейн, роль которой сыграла голливудская актриса Кира Найтли. Как вам такое художественное воплощение?
 
– Я смотрел эту картину. В титрах значилось, что материалы фильма основаны на театральных постановках, которые шли в Нью-Йорке несколько лет назад. Вряд ли режиссер читал переписку между Сабиной и Юнгом. Дневники этой женщины совершенно случайно обнаружили в 1970-х годах в подвале Женевского психологического университета, где она работала. Тогда же все узнали, что Карл Юнг нарушил этические нормы, вступив в связь со своей пациенткой. Но режиссер на то и режиссер, чтобы иметь право на домыслы и отступления. Еще я читал, что актриса Кира Найтли, чтобы хорошо вжиться в роль, посещала психиатрические больницы.
 
– Какие еще ляпы вы заметили в фильме?
 
– В одном из эпизодов Отто Гросс в беседе с Карлом Юнгом спрашивает его: "Вы до сих пор не трахаете своих пациентов?" Тогда это слово еще не вошло в обиход. В другом – Фрейд и Юнг плывут на корабле, и последний держит в руке бокал вина. А ведь автор трудов об архетипах был настолько великим трезвенником, что даже учредил общество анонимных алкоголиков в 40-х годах. Хотя говорят, что Фрейду удалось два раза соблазнить своего ученика, и он все-таки пригубил. И еще: в фильме показано, как Сабина и Карл занимаются сексом с элементами садомазохизма, что тоже вряд ли могло быть. Кстати, еще один подобный фильм на эту тему под названием "Меня звали Сабина Шпильрейн" показывали на одном французско-русском симпозиуме. Помню, как один маститый психоаналитик даже воскликнул от возмущения: "Как Юнг мог спать с пациенткой и брать с нее деньги?!"
 
– Часто ли психоаналитики и их подопечные вступают в романтическую связь?
 
Фото Фонда развития психоанализа
– Феномен, когда пациент может влюбиться в своего терапевта, Фрейд называл переносом, а если наоборот – контрпереносом. Такие случаи есть, но здесь нужно помнить не только об этической, но и технической стороне дела: все психозы и неврозы будут отыгрываться на докторе как на любовнике. Психоаналитик обычно проводит личный анализ пациента. И бывали случаи, когда в его результате между людьми возникала химия чувств, и они вступали в брак. Типичный пример – Эрих Фромм, который проходил анализ у женщины-психоаналитика на 10 лет старше его. После двух лет такой работы образовалась семья. Или Вильгельм Райх, личный анализ у которого проходила молодая девушка, – потом они поженились. Когда пациент и психоаналитик становятся близки, доктор передает своего подопечного другому человеку. Кстати, опасаясь быть обманутым, Райх вручил свою жену психоаналитику в возрасте.
 
– Действует ли еще ваш семейный театр кукол "Фани"?
 
– Он появился, когда у меня родились дети. Сейчас он практически не функционирует, однако мы используем куклы при работе с маленькими пациентами. С помощью игры ребята могут рассказать о своих чувствах. Помню, как работал с одним ленивым, но способным мальчиком, который очень плохо читал и писал. И с помощью кукол и поэзии мы нашли способ, как победить его неохоту к учебе. Как только мальчуган начинал лениться, он сразу вспоминал придуманные мною строчки: "Лень, Лень, дребедень, брысь, Лень, не порти день".
 
– В 1995–1997 годах вы провели эмпирическое исследование отношения российских студентов к психоаналитическим идеям, в частности к Эдипову комплексу. Какие результаты они показали?
 
 – В 2000 году вышла моя книга "Эдипов комплекс: инцест и отцеубийство". Итоги исследования 90-х годов поразили меня самого. Я никак не ожидал, что проблема инцеста очень часто фигурирует в сновидениях студентов. 35% опрошенных сообщили, что видят такие сны, некоторые даже описывали их. 40% не сознались в этом. Подобные исследования я проводил и среди преподавателей, культурологов, социологов и нашел много сходных вещей, корни которых лежат в детстве. Кстати, в отличие от Запада в советской ментальности присутствует явление под названием социальный Эдип – это когда своего родного отца можно было заложить ради отца всех народов – Иосифа Сталина. Вспомните того же Павлика Морозова.
 
– А что за история с вещим сном о Викторе Ерофееве?
 
– Однажды меня в качестве эксперта по сновидениям пригласили на передачу радиостанции "Свобода", ведущим которой был этот известный писатель. А накануне выхода радиопрограммы мне приснился сон, где я шел по городу и искал какое-то здание. В итоге нашел обменник с вывеской "Евро". Дверь открылась, и оттуда вышла молодая девушка с кокошником, похожая на фею. Я зашел внутрь… Вот так хитро работает наше бессознательное. Евро и фея символизировали слегка завуалированную фамилию Ерофеев.
 
– В каких еще проектах вы участвовали?
 
– Недавно из Киева приезжали журналисты и снимали сюжет про гомосексуализм при советской власти. В те времена был крайне популярен анекдот: "Если двое мужчин целуются, это могут быть не гомосеки, а генсеки". Еще одна съемочная группа делала документальный фильм о Сабине Шпильрейн, где я выступил в роли одного из экспертов.
 
– Вы описали четыре типа психосексуализации материнства. Все-таки после рождения ребенка женское либидо снижается, или же дама, наоборот, становится сексуально активной?
 
– До рождения ребенка сексуальность может быть не раскрытой, а после – наоборот. Нужно изучать статистику и проводить массовые исследования по этому вопросу, но пока никто этим не занимался. Когда у молодой пары рождается ребенок, семья может разрушиться. Поскольку супруга, сосредотачивая все свое внимание на младенце, отдаляется от мужа. Во избежание разрыва мужчина должен участвовать в воспитании ребенка. Кстати, сейчас в Германии наблюдается тенденция, когда мужчины остаются дома и смотрят за младенцем, тогда как их жены выходят на работу. И некоторые охотно идут на это.
 
– Недавно ученые приравняли любовь к болезни. Вы с ними согласны?
 
– Безусловно. Когда вы влюблены, вы ослеплены и только через год-два начнете замечать недостатки второй половины. Есть женщины с ярко выраженной невротической потребностью любить: такие непременно будут требовать от вас взаимности, невзирая ни на какие обстоятельства.
 
– А нормально ли, если молодая женщина или девушка влюблена в знаменитого человека и не хочет замечать других представителей противоположного пола, мотивируя это тем, что они и рядом с кумиром не стояли?
 
– Все мы немного невротичны, но не все мы невротики. Кто-то просто восхищается известным телеведущим или спортсменом, а кто-то забрасывает его гневными письмами с признаниями в любви. Для кого-то влюбленность в человека из телевизора – это болезнь, а для другого – стимул творить.
 
– Вы ведь и стихи пишете…
 
– Да, с 6 лет. У меня уже вышло пять сборников: "Психоанализмы", "Любовь и время", "Знаки времени", "Смехоград", "Эрос жизни".
 
– Был ли в вашей практике случай, который изменил ваше мировоззрение?
 
– Каждый человек – это индивидуальность, открывающая нам что-то новое. Когда слушаешь разговоры пациентов об их богатых ярких сновидениях, испытываешь комплекс неполноценности. В этот момент понимаешь, насколько же богат внутренний мир человека и хочется уйти туда. Это подчас одаренные люди. Все наши проблемы похожи, но по-разному переосмысливаются – у них разный вектор направления.
 
– Фрейд и Юнг, которые одно время дружили, впоследствии стали непримиримыми соперниками. Вы входите в десятку лучших психоаналитиков России. Кого вы считаете своим главным конкурентом?
 
– Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг создавали собственные школы. А я – одиночка, для которого важна не только научная сфера, но и личная жизнь – у меня жена и трое детей. Кстати, у Фрейда было шесть ребятишек. Анна Фрейд – единственная, кто пошел по стопам отца. Человек всегда ищет баланс между реализацией в личной и профессиональной сфере. Счастлив тот, кто находит его!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру