По гамбургскому счету

Казахстанские студенты в зарубежных вузах сегодня не редкость

Наши золотые джигиты и бриллиантовые кызымки уже давно облюбовали берега Туманного Альбиона, выкидывая на британский ветер сотни тысяч родительских евро и фунтов. Между тем знающие люди уверяют: не Англией единой жив студент! Получить образование не хуже оксфордского можно и в континентальной Европе, причем стоить оно будет не намного дороже нашего, казахстанского.

Казахстанские студенты в зарубежных вузах сегодня не редкость
Марат Таурбаев

О том, как дать ребенку хорошее образование за границей и не разориться, мы поговорили с бизнесменом Маратом Таурбаевым, старший сын которого закончил вуз в Германии, а младший недавно поступил в Мадридский государственный университет.
 

Среднее зарубежное
 

– Марат Серикович, вы человек небедный, работаете в строительной сфере. Почему же тогда не отправили своих сыновей в британский Оксфорд или Кембридж? Ведь наши состоятельные граждане предпочитают учить своих отпрысков именно в Англии. Это и престижно, и модно.

– Крутое английское образование – это миф. С наших там по 50 тыс. фунтов стерлингов дерут, а мы все равно шлем и шлем своих детей туда. Возил я в эту Англию сына, смотрел вузы – не понравилось. Наши студенты там не учатся, а только пьют и морды друг другу бьют. Наших там уже все знают, во многие кабаки даже не пускают. Поэтому все казахстанские студенты собираются в одном кабаке и устраивают междусобойчики: хвастаются, у кого "телега" (автомобиль. – Т.К.) круче. Я такого "счастья" для своих детей не хотел. Немецкое образование, например, гораздо лучше.

– Ваш старший сын Сакен окончил университет в Германии. Не страшно было отправлять родное чадо в такую даль?

– Я так считаю: чтобы ребенок вырос самостоятельным, его надо выпускать из гнезда пораньше. Тем более, чтобы ребенок знал язык идеально – здесь одним репетитором не обойдешься. Надо заканчивать школу уже там – за границей.
Вот пример моего  старшего сына. Он начал учиться здесь, в Алматы, в школе Архимеда,  в 8-м классе перешел в "Мирас". Раньше там наши и иностранцы учились раздельно. Я его "закинул" к иностранцам, и он начал учиться на английском языке. Сакен с детства помешан на Германии, поэтому параллельно в "Мирасе" изучал немецкий. А уже в 14 лет мы с ним поехали в Германию.

Марат Таурбаев с сыновьями

– Школу нашли сами или через посредников?

– У меня друг во Франкфурте живет. Мы к нему прилетели и спрашиваем: "Где здесь у вас хорошие школы?" Он говорит: "В Кельне и Дюссельдорфе". Ну мы и поехали. В общем, объездили миллион школ. В итоге остановились на гимназии Теодора Фридриха в Дюссельдорфе. Она соответствовала всем моим требованиям.

– А какие у вас были требования?

– Я хотел, чтобы в школе было много учеников. Знаете, для чего это нужно? Учеба рано или поздно заканчивается, а жизнь-то продолжается, и старые контакты остаются. Поэтому, когда у ребенка много одноклассников и друзей, это очень помогает в дальнейшей взрослой жизни. Тем более, если школа хорошая, то и одноклассники будут хорошие.

В общем, дюссельдорфская гимназия оказалась именно такой – 2500 учеников, к тому же по местным меркам она считается образцово-показательной. Более того, там есть маленький интернат, в котором можно жить. Мой сын там и поселился.

– Цена вопроса?


– Хочу оговориться, что дюссельдорфская школа – общеобразовательная, все немецкие дети учатся там бесплатно. В Германии вообще все образование бесплатное. Но мы платили 1500 евро в месяц, включая питание и проживание. Причем школа была "упакованная": с бассейном, футбольными и баскетбольными полями. В общем, все условия.

Что меня еще поразило? У сына выпускной был в пятизвездочном "Хилтоне". Так вот, у нас, в Казахстане, за выпускные такие бабки бешеные берут. А там – 180 евро с каждого выпускника и по 40 евро с гостя. Причем я такого шикарного выпускного ни разу в жизни не видел.
 

Поступил на инженера
 

– Как решали вопрос с вузом?

– После окончания школы сыну выдали аттестат. Он разослал его по университетам, из них некоторые дали положительный ответ. Так он поступил на инженера в Кайзерслаутерне.

– Почему выбрали именно эту специальность?


– У нас (в Казахстане. – Т.К.) вообще нет инженеров. Кругом одни юристы и экономисты, все хотят только руководить и контролировать. Дети мечтают работать в полиции и финполе. Я вообще этого не понимаю. Какое-то искаженное сознание у людей, на мой взгляд.

– Сколько платили за учебу в вузе?

– Платили 550 евро за семестр + за общежитие 330 евро. Но там такие общежития, скажу я вам! Все оборудовано по последнему слову техники. Еще меня поразило, что у них там целый комбинат питания. Причем обед стоит всего 2 евро (по курсу на 19 января 2 евро = 379 тенге. – Т.К.). У нас на эти деньги нормально не пообедаешь, а у них там и первое, и второе, и третье, а порции огромные.
 

Забугорная деградация
 

– Раз в Германии все так "шоколадно", почему ваш сын после окончания учебы вернулся обратно в Алматы?

– Я сейчас одну историю расскажу, и ты все поймешь. После окончания первого курса мой сын должен был переезжать из съемной комнаты в студенческое общежитие. Учеба закончилась 5 сентября, а переезд планировался на 9-е. А я как раз в те дни был в Испании. Звоню ему и говорю: "Приезжай ко мне в Испанию на четыре свободных дня, в море покупаешься, отдохнешь". А он мне: "Нет, папа! Поеду в Алматы". Я ему: "Ты с ума сошел? Зачем? Лучше на море отдохни, четыре дня в Алматы роли не играют". Так он  уперся и все тут. Даже готов был отказаться от переезда и жить потом целый год в худших условиях – лишь бы побывать в родном городе. А вы спрашиваете, почему он не остался в Германии. У моих сыновей даже мысли такой нет. К слову, в том, что дети выросли такими, сказывается воспитание моей жены.

– Болашаковцев, например, одно время силком возвращали на родину.

– Конечно, они поехали за счет государства, ни копейки не вкладывая. Сбой был в самой программе, но сейчас его исправили: требуют оставлять залог.

Я одно могу сказать: то, что за бугром жизнь слаще, – это иллюзия. Лучше, чем на родине, нигде не будет.

Расскажу одну историю на эту тему. Я служил в Беларуси. Помню, сразу спросил: "Алматинцы есть?" Вышли семь уйгуров и один дунганин. Так мы и стали общаться. Некоторые из них откочевали в Бельгию. С тех пор прошло 10 лет, но ничего в их жизни не изменилось. Они приехали и на 5 лет лишились своих паспортов. За это время привыкли жить на соцпособие, потеряли инициативу и вообще разучились мыслить. Знаете, как рыбки, которым регулярно корм на голову сыплется. Так зачем туда ехать? За коркой хлеба?
 

Национального образования у нас нет
 

– Если вы патриот, почему тогда не дали сыновьям отечественное образование?

– Да потому что его нет! С распадом СССР  все разрушилось. Я помню, ректор транспортной академии, профессор из Новосибирска, в 90-е калымил возле вокзала на своей "Волге". Ну куда это годится?!

Хороших педагогов не осталось. Соответственно, нет и грамотных выпускников. Знаете, я занимаюсь строительством, так вот, нам приносят проекты, которые по качеству сравнимы с курсовыми работами, которые я писал, когда сам был студентом. Поэтому вопрос об отечественном образовании в моей семье в принципе не стоял. Зато сейчас мой старший сын вернулся в Казахстан и работает здесь, на родине. И младший вернется, когда доучится. Я его в Испанию отправил, будет строителем.

– Цены на учебу в Испании соизмеримы с германскими?

– Я его "закинул" в Испанию, как и старшего, в 14 лет. Выбрали частную школу в Мадриде. Стоило это 2000 евро в месяц – с проживанием и питанием. После окончания учебы сын сдал экзамены и поступил в Мадридский государственный университет. Там стоимость семестра составляет 660 евро.

– Стоимость обучения во многих наших университетах на порядок выше, а уровень образования – существенно ниже. Мы сможем когда-нибудь преодолеть это несоответствие цены и качества?

– Понимаешь, у альма-матер должна быть история. Например, Кельнскому университету 500 лет. У нас ведь этого нет, а чтобы нагнать упущенное, нужны годы и конкретные действия.

– Многие родители боятся отправлять своих еще зеленых детей за рубеж. Думают: как бы чего не вышло. Вы без опаски отпускали сыновей в свободное плавание?

– Конечно, не надо доверять никаким образовательным центрам, которые обещают устроить ребенка в заграничную школу или институт. Надо самому ехать и воочию убедиться, что все в порядке. Но могу сказать одно: бояться не стоит! Это не так страшно, как кажется на первый взгляд. И потом, дети после таких жизненных уроков становятся более закаленными и целеустремленными. А во взрослой жизни это ой как пригождается!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру