Пускай Блэр казахский учит!

Всё волшебство в мире от начальства происходит

Зачем Казахстан нанял британского экс-премьера экономическим советником? Воскресная новость английской газеты The Daily Telegraph о том, что Казахстан нанял бывшего британского премьера Тони Блэра экономическим советником за 8 млн фунтов в год, повергла меня в смешанные чувства…

Всё волшебство в мире от начальства происходит

Впервые лидера лейбористов я увидел с галёрки Палаты общин Вестминстера, британского парламента (туда, на галёрку, кстати, допускаются не только журналисты, но и прочие граждане, включая иностранных туристов), в апреле 1999 года на Question time. Это нечто вроде "правительственного часа" в мажилисе, только на растерзание депутатам посылают не министров, а приходит лично глава кабмина. Причём дважды в неделю – по вторникам и четвергам (по крайней мере, так было в конце 1990-х). И он не читает доклад по бумажке, а 60 минут работает в жёстком режиме "вопрос – ответ".

Дискутировали тогда какой-то непростой вопрос, вроде афганский, точно сейчас не вспомню – но Блэр заронил в меня респект к тому, как он владеет собой, ситуацией и аудиторией, половина которой была настроена к нему, мягко говоря, недружелюбно. Выступал Антон Чарльзович как-то полубочком ко мне, и лица я не разглядел, но руками махал он изрядно. Что дало повод полюбопытствовать позже у знающих людей, не служил ли Блэр на театре. Нет, отвечали знающие люди, это обязон для всех членов правительства и парламентариев – владеть риторикой и ораторским искусством. Ну да, вспомнил я, у них же там выборы, конкуренция – кто кого перериторит.
 
Через несколько лет, в мае 2005 года, я отправился на Great Election – парламентские выборы в Великобритании. Там в городке Экклз под Манчестером занимался shadowing – то есть битую неделю ходил как приклеенный за кандидатом от лейбористов Йеном Стюартом по домам избирателей, встречам с ними, партийным сходкам и прочим тусам. Йену корячился четвёртый срок в парламенте, на районе всё у него было схвачено, и он не сильно температурил по поводу своего избрания (позже его с большим перевесом и выбрали), поэтому каждый вечер мы заканчивали раньше графика в пабе. И вот за пару дней до выборов, которые прошли 5 мая, Питер, помощник Стюарта, говорит мне: "Слушай, в соседнем округе баллотируется Тони Блэр. Завтра он туда приезжает. Не хочешь съездить?" Заметьте – действующий премьер избирался, как простой одномандатник. Хочу ли я съездить? Дурацкий вопрос!
 
Прибыли мы с Питером загодя, и я с удивлением увидел протестующих с плакатами "No Bliar!" (игра слов, нечто вроде "Нет Блэру-лжецу!"; он, если помните, вместе с США насвистел по поводу наличия оружия массового поражения у Саддама Хусейна, впоследствии никак не подтверждённого, но это было поводом для вторжения в Ирак в 2003-м). Вне себя от возмущения, я подошёл к митингующим и строго спросил: "Сейчас такой человек приедет, а вы… Кто разрешил?! Где санкция местного акимата?!" Не могу сказать, что нашёл в этой толпе понимание. И не из-за языкового барьера: английский знаю прилично. Люди смотрели как-то отстранённо – как на дикого помещика. Только один ребёнок пожалел меня и объяснил: "А нам не нужно разрешения".
 
Тем временем приземлился геликоптер с кандидатом в депутаты Палаты общин Тони Блэром, и фанаты устремились в некое богоугодное заведение на встречу с ним. Пропускали по спискам – ну хоть что-то родное. В список я попал и, мысленно показав средний палец демонстрантам, которым обломилось, насладился самым лучшим английским языком, который только доводилось слышать за все четыре мои поездки на Туманный Альбион да и за его пределами. Да, Блэр это умеет! По быстро розовеющим щёчкам я немедленно распознал в нём энергетического вампира и практически видел, как он сосёт витальную силу из аудитории. Но, насытившись ею, он, как истинный харизматик, стократно возвращал её обратно. Получив заряд, толпа возопила.
 
…Вертолётик с Блэром улетел, а я с Питером возвратился в Экклз. Потом мы с Йеном выиграли выборы. А на прощанье обменялись пузырями: я ему задарил нашу водку "Адиль", а он мне – вискарь "House of Commons" ("Палата общин") с автографом на этикетке "From Tony Blair".
 
Лучше б он этого не делал. Бывает философский камень, а здесь – философский флакон. Ну и как я должен с ним поступить? Кто меня знает, не поверит: я выбрал наихудший вариант – в июле выставил бутылку с факсимиле Блэра на интернет-аукцион e-Bay. За $1999. Потом колдырь заныкал и забыл куда.
 
Через некоторое время пришёл Новый год и длинные каникулы. 4 января, когда надоели и праздники, и гости, я стал мониторить квартиру в поисках чуда. И набрёл на заныканный раритет. Конечно, он пошёл в общую топку. А на следующий день я получил по электронке предложение о его покупке от коллекционера автографов из Индии. "Эх, e-Bay – копай!" – подумал я и проверенным способом примирился с действительностью. Заодно сделав два мудрых вывода:
 
1. Никогда не стоит продавать подарки.
 
2. Хорошо не жил – не стоит и начинать.
 
Теперь вы понимаете, что для меня лично значит приход Тони Блэра на казахстанскую госслужбу. Да ладно, что я – человек маленький, теперь уже с понедельника и не знающий, кем являюсь – журналистом или работником связи? Связистом или связным? В советской армии песня была: "Должна работать связь! Должна – закон такой!" А я ж законопослушный. Однако послушаем не только закон, но и законодателей – что они говорят о приглашении Тони Блэра на пост экономического советника нашего государства. В разрезе, понимаешь, глобализации.
 
Депутат мажилиса Владимир Нехорошев в понедельник немедленно заявил, что идея пригласить Блэра – "это гениальное решение". Владимира Анфиановича понять можно: для него, как для героя Салтыкова-Щедрина, "всё в мире волшебство от начальства происходит". И я насчёт гениальности идеи даже с ним согласен. Хотя и по другой причине. Но о ней позже.
 
К Нехорошеву, держа независимый вид, примкнули и его коллеги – мажилисмен Ирак Елекеев ("Привлечение Тони Блэра в качестве консультанта по экономическим вопросам, в качестве специалиста я только поддерживаю: одно дело – наши отечественные эксперты, и другое – когда глава одного из ведущих правительств – правительства Великобритании – такие консультации даёт") и сенатор Гани Касымов ("Привлечение в качестве консультантов зарубежных специалистов – это мировой опыт, в этом нет ничего страшного; и дело тут совсем не в высоких гонорарах и не в том, сколько Тони Блэр заработает, занимая эту должность").
 
А вот депутат мажилиса Сат Токпакбаев – против! (И вы ещё говорите, что у нас плюрализма нет.) Вот что он сказал:
 
– Я не думаю, что это хорошее решение, и не поддерживаю эту идею. У нас своих кадров достаточно. Это 15–20 лет назад такое практиковалось, и тогда нужно было использовать в качестве советников и помощников зарубежных экспертов. Но сейчас на дворе 2011 год – наших специалистов предостаточно. Я думаю, мы обошлись бы своими.
 
Да, всё так. В качестве советников у нас в 1990-е годы подвизались и Борис Немцов, и Григорий Явлинский, и ещё ряд людей, которых к ночи лучше не поминать, хотя история об их подвигах на ниве экономических реформ в Казахстане умалчивает. А вот кого из наших экс-премьеров иностранные правительства приглашали в качестве советников – Сергея Терещенко, Нурлана Балгимбаева, кто там ещё?
 
Вы не поверите, но один был.
 
Весной 1999 года за ужином в лондонском ресторане в компании казахстанских журналистов, среди которых был и я, бывший премьер-министр РК Акежан Кажегельдин признался, что оказывает финансовые консультации в Швейцарии. Но, как вы понимаете, тот консалтинг не имел отношения к глобализации.
 
Я, собственно, к чему клоню. Если Антон Чарльзович станет (или уже стал) советником – стало быть, он госслужащий. Поэтому ему необходимо изъясняться на государственном языке. В чём чиновников – и не только их – усиленно убеждают все 20 лет суверенности, а в последние годы с особенной страстью. Те, кто от этого прессинга из страны ещё не свалил, на всё уже согласные и изо всех сил взыскуют эффективных ускоренных методик изучения языка (которых нет, но это отдельная песня). Мне интересно: перед Блэром ставили такое условие – выучить казахский язык? Или для него сделают исключение?
 
Да, обязанность знать госязык – пока не закон, но общественный тренд, и никаких исключений для иностранных чиновников в нём не предусмотрено.
 
Более того, сенатор Иран Амиров, например, предлагает обязать всех зарубежных буржуев, кто сватается за наших красавиц, до свадьбы выучить казахский.
 
А уж Блэру сам Высоцкий велел: "Я б с киркой в Москве уран нашёл при такой повышенной зарплате!" Тем более что урана у нас валом, а при восьми-то миллионах фунтов в год (это больше 1 млрд 830 млн тенге!) можно и педагога нанять. Иначе получится так: одному – исключение, у второго – "объективные обстоятельства", у третьего бабушка заболела… Так и потеряем культурное наследие.
 
Впрочем, будучи реалистом поневоле, которого иногда тянет на сказки, вынужден признать: Блэра пригласили вовсе не для того, чтобы мордовать его изучением госязыка. И не столько для международного пиара, как уверяет политолог Нурлан Еримбетов. А чтоб однажды вызвать на ковёр и спросить: "Это кто нам двойки по демократии ставил?"
 
Вот в чём гениальность, о которой Владимир Анфианович Нехорошев и не подозревал. Моё патриотическое чувство утолено сполна.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру