В понедельник, 5 сентября, информационное агентство "Интерфакс-Казахстан" распространило следующее сообщение (приводим его полностью): "Ряд общественных деятелей, политиков, литераторов и деятелей культуры обратились с открытым письмом к президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву с требованием исключить из Конституции пункт об употреблении русского языка наравне с государственным – казахским", – под этим письмом подписались 138 человек, в том числе сопредседатель ОСДП "Азат" Булат Абилов, председатель партии "Ак жол" Азат Перуашев, Герой Советского Союза, летчик-космонавт Тохтар аубакиров, народная артистка СССР Бибигуль Тулегенова, председатель Партии зелёных "Руханият" Серикжан Мамбеталин, а также писатели, публицисты и многие другие.
"Несмотря на то, что в 7 статье Конституции четко написано "В Республике Казахстан государственным является казахский язык", и несмотря на доказательства Конституционного Совета, что второй пункт этой статьи ("наравне с казахским официально употребляется русский язык") не означает, что русский язык является "официальным" и никак не может стать вторым государственным языком, данный пункт 7 статьи вводит в заблуждение народ, русский язык незаконно выполняет функцию государственного языка. Поэтому нужно исключить второй пункт 7 статьи из Конституции", – говорится в тексте письма. Кроме этого, подписавшиеся требуют внесения нормы "О поэтапном использовании исключительно государственного языка в государственных органах и ведении делопроизводства на казахском языке с 2012 года" в законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной языковой политики".
"Мы нигде и никогда не поддерживали идею насильного обу-чения казахскому языку. Прошло 22 года с того дня, когда казахский язык получил государственный статус 22 сентября 1989 года. В честь этого праздника мы каждый год проводим акцию "Поддержка государственного языка", – отмечается в письме.
Вместе с тем в обращении подчеркивается, что "власть не одобряет акцию и всеми силами пытается помешать участию в данном мероприятии своих сотрудников и работников, молодёжи и учеников школ". "В этом году акцию по поддержке государственного языка планируется провести 25 сентября в 11 часов. Надеемся, что власть изменит свой характер и будет вместе с нами в этом важном событии, организация которого планируется в честь 20-летия независимости", – говорится в обращении.
Подписавшиеся также выразили свою поддержку законопроекту, разработанному Министерством культуры Казахстана, "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной языковой политики", куда была введена норма "Об обязательном обращении к государственным органам на государственном языке".
"Министерство культуры руководствуется статьями 7 и 93 Конституции. В статье 93 черным по белому написано: "В целях реализации статьи 7 Конституции правительство, местные представительные и исполнительные органы обязаны создать все необходимые организационные, материальные и технические условия для свободного и бесплатного овладения государственным языком всеми гражданами Республики Казахстан в соответствии со специальным законом", – говорится в письме. "Предупреждаем, если власть в ближайшее время не примет меры по развитию государственного языка и не станет основой в их реализации, то мы готовы пойти на крайние меры", – отмечается в обращении. Письмо адресовано также премьер-министру Казахстана Кариму Масимову, председателю сената парламента Кайрату Мами и председателю мажилиса парламента Уралу Мухамеджанову".
Ура! Наконец-то! Спустя 22 года, в конце концов, нашли виновника того, по чьей вине казахстанское народонаселение никак не может поголовно выучить государственный язык. И это не убитое образование в школах и вузах, не дефицит специалистов, которые бегут из учреждений образования, где и должны преподавать его основы, – а конституционный статус "великого и могучего, правдивого и свободного".
Скажу вам с прямотой римлянина: я – За официальное запрещение статуса русского языка как официального. И не думайте, будто я в один момент "переобулся" или "перекрасился".
Причина очень простая. Никогда на просторах Советского Союза и его поздних наследников не было лучшей рекламы чего бы то ни было, чем запрет.
Люди старших поколений вспомнят фразы типа: "Сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст". Из собственной юности приходят на память запрещённые – и потому такие популярные – джинсы, жвачка, кока-кола, рок-н-ролл, и в том числе отменённый концерт The Beatles в Советском Союзе. Если хотите знать, всю так называемую "перестроечную литературу", которая пришла к нам легально в конце 80-х – начале 90-х: Мандельштама, Пастернака, Цветаеву, Булгакова, Солженицына, Войновича, да мало ли… – я и мои товарищи прочли ещё во второй половине 1970-х, в расплывчатых пятых машинописных экземплярах, часто при свете сталинского ночника и в ванной – чтоб не мешать спать соседям по общежитской комнате… Потом ещё с мая 1985-го нам водку запретили, а мы из чувства противоречия – как давай давиться палёным продуктом "из-под моста" или там "турчатника".
…По роду службы я уже больше 30 лет занимаюсь редактурой журналистских текстов, которые (подразумевается!) вообще-то должны быть написаны по-русски. Но с начала нулевых меня всё чаще терзают смутные сомненья: а не засылают ли ко мне под видом начинающих корреспондентов иностранных шпионов? Слова-то у них вроде все знакомые, привычные, а в целом материал – будто подстрочник с чужого языка. Спросишь такого: а тебе в школе или вузе русский язык преподавали? Говорит – да. А у самого глаза – хитрые… Вот и бьёшься, как голубь мира, в тесноте кабинетной коробки с одной мыслью: когда же придёт настоящий день? Появится ли в моих дверях хоть один по-настоящему грамотный молодой человек?
И вот – сбылись мои чаяния! Группа космонавтов во главе с тов. Абиловым своим призывом к отмене конституционного статуса русского языка сделала ему такой пиар, какого бы не выдумал и негр преклонных годов.
Я уже сейчас вижу, как представители нового поколения снимают с родительских книжных стеллажей томики Александра Сергеича, Льва Николаича и даже, не побоюсь этого слова, Ильфа с Петровым, сдувают с корешков пыль прошлого века, расклеивают слипшиеся от долгого непользования страницы – и с интересом начинают вчитываться: а что ж там такого запретного? И заметьте – найдут они там не какую-нибудь "палёнку", а чистое золото.
У кого мама с папой книжные завалы пропили – те пойдут в публичные библиотеки, слава Богу, пока не все закрыли. Или в книжные магазины. Или на сайты с окончанием доменных имён на "ru".
А там, глядишь, и на мою улицу придёт праздник, и в моём кабинете появится молодой человек, а лучше девушка, у которого(ой) правила и исключения русского языка будут от зубов отскакивать… И сам я избавлюсь от репутации дикого лингвистического помещика.
Вот за всё за это – огромный рахмет группе космонавтов-русофилов во главе с тов. Абиловым, признанным носителем классического литературного государственного языка!