Доверяй, но проверяй
Для одних он стал незаменимым помощником, позволяющим быстрее справляться с поставленными задачами и открывающим доступ к знаниям, о которых еще десятилетие назад можно было только мечтать. Для других — источником тревог, ведь вместе с новыми возможностями технологии приносят и риски — от утраты навыков самостоятельного мышления до некритичного доверия современным инструментам. Именно обсуждению этих противоречивых последствий цифровой трансформации и была посвящена встреча студентов в Карагандинской областной универсальной научной библиотеке имени Н.В. Гоголя. Здесь состоялась интерактивная лекция на тему «Искусственный интеллект. Как он изменит жизнь молодежи», объединившая учащихся различных вузов и колледжей региона. Мероприятие прошло в рамках заседания клуба «Жаспен бірге» и стало площадкой для открытого разговора о возможностях и рисках стремительного прогресса.
Старший преподаватель факультета математики и информационных технологий КарНУ имени Е.А. Букетова Сая Дауылбаева рассказала участникам не только о современном состоянии искусственного интеллекта, но и о его происхождении, роли в научных исследованиях и повседневной жизни. По словам спикера, важно понимать, что ИИ — это не магия, а результат многолетней работы ученых, программистов и инженеров. Главное — сохранить принципы гуманности при использовании современных технологий, убеждена она.
— Искусственный интеллект — область информатики. Я являюсь математиком-физиком. Могу преподавать и информатику. Работала на кафедре информационных систем Карагандинского национального университета старшим преподавателем. Вела физику, информатику для будущих программистов, специалистов по IT. Мы уже много лет назад пытались разрабатывать автоматизированные рабочие места. Это системы, которые должны облегчить нашу жизнь, высвободить время у работников. И создаваемые нами автоматизированные рабочие места «разруливали» многие проблемы, — поделилась Сая Дауылбаева.
История искусственного интеллекта началась задолго до появления современных нейросетей. Уже в середине XX века английский математик Алан Тьюринг предложил фундаментальный вопрос — может ли машина думать? Это стало точкой отсчета для первых исследований в области создания систем, способных имитировать человеческое мышление. В 1956 году на двухмесячном научном семинаре в Дартмутском колледже в Ганновере (США) термин «искусственный интеллект» был официально введен в научный оборот, и специалисты начали разрабатывать алгоритмы, учить компьютеры распознавать символы, решать логические задачи и даже играть в шахматы.
С годами возможности вычислительной техники росли, и вместе с ними развивался ИИ. В начале 2000-х годов появились нейронные сети нового поколения, а затем и методы глубокого обучения, благодаря которым машины смогли анализировать огромные массивы данных, распознавать речь и изображения, прогнозировать события и вести диалог с человеком. Именно эта технологическая база позже позволила создать чат-боты, такие как ChatGPT.
Чат «дурачится»
Сая Дауылбаева сравнила искусственный интеллект с огромной промышленностью, состоящей из множества направлений и технологий. ChatGPT, по ее словам — лишь локальная часть этого сложного «производства». Словно отдельный механизм, создающий специфические детали для решения конкретных задач. Он работает на основе больших языковых моделей, обученных на текстах из открытых источников, и способен формировать ответы, анализируя миллиарды примеров языка.
— Человек и сам может выполнить многие задачи, которые мы передаем чату, — подчеркнула спикер. — Но на это уйдут часы или дни. В плане упрощения задач чат незаменим.
Студенты активно интересовались, как устроены такие системы, и чем они могут быть полезны в учебе, научных проектах или будущей профессии.
Однако, по словам преподавателя, важно помнить, что у чат-ботов есть и слабые стороны.
— У чата есть помарки и недочеты. Это истина. Но зачастую мы сами портим его некорректными запросами, промптами. Он принимает их всерьез и до последнего утверждает, что прав. «Дурачится». Подростки этого не понимают и часто копируют ответы без анализа, — отметила Сая Дауылбаева. По ее мнению, бесконтрольное использование ИИ может приводить к снижению ответственности и критического мышления у молодых людей, заменяя последнее суррогатом порой нуждающихся в доработке выдаваемых пользователю данных.
— Специалист, который разбирается в сути вопроса, может откорректировать, отредактировать ответ чата. Но дети тупо копируют его. Списывают. Это грозит деградацией подрастающего поколения. Молодежь не идет по пути развития. Это приводит к безответственности, излишней доверчивости по отношению к тому, что выдает чат GPT, — сказала преподаватель.
Так, постепенно участники встречи подошли к обсуждению плюсов и минусов искусственного интеллекта. Ребята защитили свои проекты. В ходе их обсуждения спикер и участники встречи выделили несколько ключевых преимуществ ИИ. Во-первых, это экономия времени и ресурсов. ChatGPT способен быстро обрабатывать большие объемы информации, что облегчает выполнение учебных заданий, поиск данных для проектов, подготовку презентаций и даже написание программного кода.
Во-вторых, важный момент — доступность знаний. ИИ служит своеобразным «проводником» к информации, помогая студентам осваивать новые темы, изучать языки, разбираться в сложных алгоритмах и находить ответы на научные вопросы. Многие используют чат-боты как инструмент для генерации идей, сюжетов, исследований, что способствует развитию творческого и проектного мышления.
Осознанный подход
В условиях цифровой экономики умение взаимодействовать с ИИ становится частью профессиональной компетентности. Молодежь, освоившая такие инструменты, получает конкурентное преимущество на рынке труда.
Но вместе с этим существуют и серьезные вызовы. Это, как уже отмечалось выше, зависимость от готовых ответов. Молодые люди часто копируют тексты полностью, не пытаясь вникнуть в суть. Это приводит к деградации навыков анализа и самостоятельного мышления. ИИ может выдавать неточные или вымышленные факты, особенно если запрос сформулирован некорректно. Без навыка проверки информации это становится проблемой. Чат уверенно формулирует ответы даже тогда, когда ошибается, а неопытные пользователи могут не заметить подмены.
Возникают и этические вопросы. Важно учитывать приватность данных, авторство текстов и ответственность за использование технологий, соблюдая Закон РК «Об искусственном интеллекте», который в середине ноября этого года подписал Президент страны.
После лекции студенты приняли участие в интерактивной сессии. Они задавали вопросы о будущих профессиях, автоматизации рабочих мест, перспективах внедрения ИИ в медицине, образовании и промышленности. Многие признались, что уже используют ChatGPT для учебы, но хотели бы лучше понимать его механизмы.
Во многих странах ИИ помогает школьникам и студентам осваивать сложные предметы. Так, в Финляндии популярные образовательные платформы на основе машинного обучения подстраивают задания под уровень подготовки ученика, позволяя каждому продвигаться в собственном темпе. В Южной Корее нейронные системы анализируют типичные ошибки учащихся и предлагают персональные траектории изучения математики и естественных наук. В США университеты используют ИИ-ассистентов для проведения лабораторных работ и программирования, благодаря чему студенты быстрее переходят к практическим задачам и научным экспериментам. В Японии технологии искусственного интеллекта помогают молодым исследователям обучаться робототехнике и создавать собственные инновационные проекты уже со школьной скамьи.
Опыт этих стран показывает: когда ИИ применяется осознанно, под руководством педагогов и с акцентом на развитие критического мышления, он способен не заменять знания, а дополнять и усиливать их. Именно так молодежь приобретает навыки, которые будут востребованы в мире будущего — умение работать с информацией, анализировать, создавать и внедрять новое.
Завершая встречу, участники сошлись во мнении, что искусственный интеллект — это не просто очередной технологический тренд, а инструмент, который может стать мощным стимулом для личностного и профессионального роста. Главное — подходить к его использованию ответственно, сохранять гуманистические ценности и помнить, что никакая машина не заменит любознательности и стремления человека к развитию. Именно сочетание технологий и разума позволит обществу двигаться вперед уверенно и гармонично. А значит, такие встречи необходимы, чтобы учиться мыслить критически, не терять человечность и использовать ИИ как инструмент, а не замену собственному интеллекту.