МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

Алмат-Ата 60-х: пастораль в центре города

Наш город в те годы считался полноценной столицей союзной республики

Однако ритм жизни тогдашней Алма-Аты, если сравнить с нынешним, был просто идиллическим. Если не считать двух «часов пик», то все остальное время дня та Алма-Ата жила размеренно и даже сонно (особенно летом, после обеда). Будто так и не избавившись от традиций того «полковничьего города», славу о котором разнесли по свету крестные отцы Остапа Бендера. Никто никуда не спешил, никто никуда не торопился, никто никого не подрезал.

Петух вместо будильника

Основной частью горожан при появлении Верного стали казаки и крестьяне. Это на долгие годы определило сельский характер занятий жителей и пасторальный облик города.

Так что до 60-х годов прошлого века даже в центральных районах Алма-Аты тут и там слышались еще мычание коров, крики ишаков, хрюканье поросят и блеяние овец. А рядом с Зеленым базаром находилась не только полупустая автостоянка, но и площадка для быков и ослов, с помощью которых доставляли свой товар окрестные селяне.

Так что жители, жившие в редких тогда многоэтажках, могли вставать с петухами, перекличка которых была характерной чертой столицы Советского Казахстана. Я уж не говорю про нестихаемый ночной перебрех цепных псов за заборами деревянных «верненских» домиков.

А еще одна характерная деталь того буколического бытия, без которой невозможно представить АлмаАту начала 60-х, — голубятни, тут и там торчавшие над сараями и коровниками частного сектора. А над голубятнями — голубятники с шестами. И не только подростки, но и вполне себе солидные мужички, главы семейств, с азартом во взорах и вожделенно задранными головами всматривающиеся в небеса.

(N. B. Мне казалось, что все это начисто исчезло из городской жизни вместе со сносом «верненских» домиков. Но лет десять назад (уже в Алматы), когда еще функционировала барахолка в Малой Станице, довелось набрести на закуток, в котором шла бойкая торговля голубями разных пород и сортов. Правда, куда сильнее голубей поразили меня продавцы-покупатели — все уже немолодые, но все еще заинтересованные и страстные.)

Недоброе слово про Хрущева

Эта знатная сельскохозяйственная живность, кстати, тревожила не только слух, но и наполняла воздух столицы Казахской ССР характерными деревенскими миазмами свежего сена и еще более свежего навоза.

А по утрам и вечерам можно было наблюдать (не в центре, правда) даже компактные стада коров и баранов, которые паслись на «прилавках» и в полях за близкими городскими окраинами. Окраинами, которые тогда еще начинались в тех местах, которые ныне считаются городским центром.

Такая вот была пастораль!

Но все резко изменилось за несколько лет, и были тому причины как объективные, так и волюнтаристские. Инициатором и того, и другого стал неоднозначный и неугомонный Никита Сергеич Хрущев. Тот самый, который, с одной стороны, развернул могучее строительство доступного жилья в многоквартирных домах по всей стране (именно при нем стал строиться 1-й микрорайон Алма-Аты), а с другой — объявил войну частным подворьям.

В столице Казахстана отмашка была дана 6 августа 1959 года постановлением «О запрещении содержания скота в личной собственности граждан, проживающих в городах и рабочих поселках КССР».

И хотя граждане, поминая недобрым словом инициативы генсека (в основном, правда, так, чтобы не услышали), вовсе не спешили проявлять сознательность, но общими усилиями к середине 1960-х годов сельский облик города начал стремительно отходить в прошлое.

Так, в одной только центральной части Фрунзенского (ныне Медеуского) района было ликвидировано около 150 хозяйств, содержащих «продуктивный и рабочий скот». У восьми особо упорных хозяев скот был изъят принудительно. Их попросту «раскулачили».

Но окончательную черту под «старым» подвела масштабная кунаевская реконструкция Алма-Аты во второй половине 1960-х. Когда вместо старых «верненских» домиков город украсили новые современные комплексы и столица начала стремительно расти вверх. О том, как выглядел до того проспект Ленина (бывший бульвар Колпаковского, нынешний Достык), свидетельствует приведенное тут фото, которое нашлось в моем архиве. Это год приблизительно 1963-й.

Частное животноводство лишилось тогда не только легальности, но и базы.

Четыре неразлучных таракана и сверчок

Но напрасно думать, что представители алма-атинской фауны в 1960-е годы тревожили лишь слух и обоняние жителей столицы Казахской ССР! Многие из «меньших» вовсе не признавали статуарной гордости владельцев квартир со всеми удобствами.

Например, клопы. В те годы они все еще не были искоренены окончательно и водились даже в самых благоустроенных многоэтажках Алма-Аты. И даже если благодаря какой-нибудь чистюле-бабушке в какой-то квартире их не наблюдалось, «занести клопа», приехав откуда-нибудь «из гостей», считалось вполне реальным.

А вот с тараканами все было гораздо прозаичнее. Они чувствовали себя в те времена полноценными горожанами и свободно перемещались между домами и квартирами. И никакой управы на них не было. Сладить с прусаками, несмотря на обилие высыпаемого по углам «дуста», смогли лишь беспощадные «китайские карандаши», появившиеся в СССР в конце 80-х.

Еще одной животной напастью, наводящей ужас на домохозяек того времени, была моль, угрожавшая не только престижным коврам, которые вешались на стены, но и ценимой в те годы зимней одежде. Ведь в основе того и другого таилась естественная шерстяная нить, столь вожделенная для моли. А шубы и шапки делались из не менее лакомых натуральных мехов.

Потому-то из того времени тянется еще один «родной» запах — синтетический аромат нафталина, которым обильно пересыпались «зимние вещи».

А еще в любой квартире можно было часто услыхать в те годы умиротворяющее тринканье сверчков. Вместе с журчанием арыка, доносящегося через открытые окна с улицы и трепетным шелестом пирамидальных тополей за окном, этот патриархальный стрекот составлял тот умиротворяющий колыбельный фон, который так сладко убаюкивал набегавшегося ребенка тех невообразимо далеких времен...

Братья по пищевой цепочке

Частенько, даже в квартиру многоэтажного дома, забегали и мыши (опять же до той поры, пока вокруг все еще лежали одноэтажные дома еще той самой «верненской» застройки). Особенно их количество возрастало с наступлением холодов. Потомуто «мышеловка» (а вернее маленький капкан-давилка) также оставалась необходимой принадлежностью всякой нормальной алмаатинской квартиры.

Вечером ловушку заряжали куском сала, а утром... Как кому повезет!

Однако сии мелкие грызуны оставались скорее фоном, нежели напастью. А все дело в том, что вокруг в те годы было достаточно зверей, занимавших более высокие позиции в пищевой цепочке. Не только кошки, но и собаки гуляли по городу сами по себе. Гуляли сами, но свое место знали. Сбиваться в стаи и терроризировать свои районы собаки как-то не успевали. Хотя на прохожих бросались (штаны рвали и за ноги кусали), но страх имели, так что палка в руке или поднятый камень являлся для тех дворняжек веским поводом ретироваться. Но пока столица оставалась столь недалече от села, всякая шавка, волею судьбы оказавшаяся на улице, легко обретала место и хозяина. Я уж не говорю про симпатичных щенят, рожденных без спроса гулящей мамашей в чужом палисаднике и вскорости растащенных по домам сердобольными октябрятами. Оказавшись по ту сторону забора, собачонка получала законное место службы, довольствие, крепкую будку и еще более крепкую цепь. А на воротах появлялась видная надпись, предупреждающая, что «во дворе злая собака!», а значит соваться туда можно только с дозволения хозяина. (Эти капитальные ворота на гранитных устоях, принадлежность каждого уважаемого дома, также сохранялись в городе с верненских времен.)

Хриплый бас кобелей и звучные переливчатые фальцеты мелких шавок (а также и звон рвущихся цепей), доносящиеся из-за глухих деревянных заборов, веско подтверждали всякому прохожему обоснованность предупреждения. Песий лай, часто перераставший в длительные ночные концерты, кстати, также оставался характерным моментом звучания той ночной Алма-Аты. Иногда только его смягчал рык проезжавшей шальной машины. Ночью по городу практически не ездили.

Из-за тихой тишайшей природы кошки несколько терялись на фоне собак. Хотя и их весенние концерты часто вынуждали оторваться от голубого экрана и выплеснуть в темные кусты под окном ковшик воды. Собаки опасались людей, а кошки побаивались собак. И было кому ловить мышей. А вот про крыс Алма-Ата впервые услыхала лишь через десятилетие.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах