МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

Медиакультура будущего

Как сохранить свою идентичность

В середине прошлого месяца, с 16 по 17 октября, в Алматы в Caspian University прошел VI Евразийский творческий форум «Евразия-2025: безопасность, устойчивость и инновации», который в очередной раз объединил ученых, деятелей культуры, искусства и представителей бизнеса. В числе прочих одной из наиболее увлекательных стала тема «Развитие медиакультуры в Казахстане».

Романтика ушла в прошлое

Спикером темы выступила Сауле Хатиятовна Барлыбаева — д.и.н., проф. КазНУ имени аль-Фараби, академик Международной академии информатизации.

Новые инструменты коммуникации стали неотъемлемой частью жизни для большинства современников. Технологии значительно ускорили процессы получения и передачи информации уже сегодня, а в обозримом будущем эти темпы могут вырасти в разы.

«Развитие массовой коммуникации в XXI веке протекает в эпоху глобальной цифровой революции. В 2020-2030 годах объем информации продолжит распухать и увеличится, по меньшей мере, вдвое. Произойдет это не за пять-шесть лет, как сейчас, а за два-три года. По прогнозам, к середине века процесс сожмется до недели», — говорит Барлыбаева

Профессор подчеркнула, что инновационные технологии изменили и трансформировали информационную среду. Сегодня современные достижения в области интернета, кабельно-спутникового телевидения и мобильной телефонии меняют ход развития массовых коммуникаций в странах, регионах и на континентах. При этом многие исследователи отмечают стандартизацию мышления: потребительское видение мира, клиповое сознание. Информация воспринимается краткой, наглядно. Мы становимся визуалами.

«Средняя концентрация внимания составляет всего восемь секунд. В связи с мобильностью, оперативностью восприятие текста — шесть строк. Все это сказывается на медиаконтенте и современной журналистике. Она стала цифровой, конвергентной, мультимедийной. Многократно возрос приток информации. Увеличилось самопотребление медиа. Если 10 лет назад медиаменю составляло девять часов, то сейчас — 12», — уточняет эксперт.

Барлыбаева добавила, что меняется не только объем, но и содержимое этого самого медиаменю. В начале XXI века проводилось исследование, в ходе которого изучалось 600 публикаций методом контент-анализа материалов XX и начала XXI века. Анализ этих материалов показал, что в прошлом столетии на первом месте были романтика и трудолюбие. В начале нашего века их место заняли практичность и настойчивость.

«Если сравнивать художественные фильмы 60-х, 70-х, 80-х годов, то им, на наш взгляд, не хватает динамичного развития сюжета, экшена. Но, с другой стороны, нашим настоящим передачам, фильмам, сюжетам не хватает вдумчивости, духовного наполнения и углубленного анализа», — говорит Барлыбаева.

Кто будет править миром

Массмедиа стали одним из компонентов психосоциальной среды обитания человека, являющимся мощным фактором ценностной ориентации общества.

«К сожалению, посредством массмедиа внедряются потребительские жизненные ценности. Очень сложно не утонуть в этом большом информационном потоке, отсеивать необходимое выборочно, включать критическое мышление.

Подрастающее поколение, конечно, не мыслит себя без интернета, особенно без социальных сетей и блогосферы. Если наше старшее поколение предпочитает традиционные СМИ, то молодежь отдает предпочтение новым медиа в виде социальных сетей и блогосферы. Именно она в последнее время становится медиашколой. А ведь во все времена ценнейшим кладезем культуры была и будет книга. Как отмечают специалисты, читающие люди будут руководить теми, кто сидит у компьютеров.

Многие студенты, конечно, могут возразить, что мы читаем в интернете. Интернет-книги по мобильным приложениям. Да, интернет делает нас информированнее, но книга делает нас интеллектуальнее», — напоминает профессор.

В настоящее время стоит задача в поднятии общей культуры на более высокий уровень, модернизации общественного сознания и культурного уровня населения. Сейчас Казахстан большое внимание уделяет цифровому развитию. Появляются новые экосистемы, растет производительность труда, которая положительно сказывается и на экономике, и на культурной жизни. За три года IT-отрасль в республике выросла на 16 процентов. В стране 18 тысяч компаний и 187 тысяч сотрудников, которые работают в IT-отрасли.

«Казахстан занимает 24-е место среди 193 стран по уровню цифровизации. Спутниковый интернет Starlink теперь доступен и в нашей стране. И РК стремится стать цифровым хабом в Евразии. Согласно исследованиям, в 2024 году интернетом пользовалось около 19 миллионов человек. Это 92 процента от всей численности населения. По состоянию на январь 2025-го, насчитывалось около 16 миллионов пользователей социальных сетей, что составляет 76 процентов от общей численности населения. В топе социальных сетей по количеству зарегистрированных аккаунтов на первом месте TikTok — свыше 14 миллионов, на втором Instagram — свыше 12 миллионов, на третьем Facebook — 2,6 миллиона», — уточнила Барлыбаева.

Эксперт добавила, что в Азии информационный поток намного больше зависит от национальной политики каждой отдельной страны. Азиатская и европейская коммуникация претерпели ряд значительных структурных изменений. Два континента с довольно разными политико-экономическими инфраструктурами и вещательными традициями имеют сходство и различия при изучении путей их развития. Однако в обоих регионах ощущается влияние коммерциализации на местное культурное развитие.

«Культурная политика каждой страны предполагает поиск оптимального варианта сочетания этих двух направлений. Культура Запада по существу тяготеет к цивилизационному ее измерению, а сегодня едва ли не полностью отожествляется с ним, в то время как на Востоке культура понимается как высшая духовность.

Существование мировой и национальных коммуникационных сетей можно будет обозначить как двусторонний процесс интернационализации с одной стороны и локализации с другой. Они представляют собой интересный контраст в отношении целей, средств для достижения этих целей и роли личности в коммуникационном процессе. Казахстан в действительности представляет собой удачный синтез между азиатским Востоком и европейским Западом», — подчеркнула Барлыбаева.

Контроль качества

Сейчас многие сферы становятся сильно коммерциализированными. В предыдущих выпусках мы уже писали о том, что сегодня даже наука сфокусировала свое внимание не столько на прогрессе, сколько на доходах, которые могут приносить те или иные инициативы. И медиасреда не исключение.

«Несомненно, деньги вмешиваются везде, и не всегда такое вмешательство приносит пользу в широком смысле. Если в Америке эта концепция явно появилась в 40-50-е, а в Азии — в 60-е, 70-е, то у нас — в период Перестройки.

Благодаря тому что после распада Союза мы перешли к коммерческим отношениям, тенденция дала толчок к развитию альтернативных массмедиа. Появились частные и телерадиокомпании, а это повлияло на информацию, которую они транслируют.

Коммерческие каналы, как правило, формируют весь фокус на развлекательном контенте, что приводит к просадке в культурном просвещении. Как правило, этот пробел закрывают национальные ТРК и издания», — говорит профессор.

В ходе дискуссий было озвучено интересное мнение о том, что газеты и телевидение в скором времени могут исчезнуть. Причиной тому назван стремительный и продолжающийся рост социальных сетей и сети интернет в целом. Здесь профессор делает отсылку в прошлое, напоминая, что такого рода «пророчества» слышны не первое десятилетие, однако волноваться не о чем.

«Когда появился интернет, а произошло это в 1969 году, он быстро завоевал весь мир. Уже тогда пострадали печатные издания, поскольку их монополия на информацию была нарушена. Культурологи говорили, что в скором будущем и газеты, и телевидение будут полностью вытеснены. Эта тема на самом деле уходит еще глубже.

Когда в 30-х годах прошлого столетия появился кинематограф, то начали говорить об исчезновении театра. Прошло уже практически столетие, однако и театр развивается, и телевидение, и печатные издания. Да, многим приходится трансформироваться под новые реалии. У тех же телеканалов или газет есть собственные странички в соцсетях, активно развиваются веб-версии изданий. Нужно понимать, что виды искусства не взаимоисключают, а дополняют и используют технологии друг друга. Получается синтез искусств и различных форматов», — успокоила слушателей Барлыбаева.

Другое дело, что сегодня меняется качество этого самого контента. Западная идеология далека от совершенства, однако именно ее пытаются навязать всему миру. Еще в XX веке ЮНЕСКО был поднят вопрос о новом международном информационном порядке, где ключевая идея заключалась в вопросе, почему информационный поток движется только в одном направлении: с запада на восток и с севера на юг. После нескольких лет исследований была написана работа «Много голосов — один мир», которая в том числе дает рекомендацию о создании собственной сети спутников. Этот шаг позволяет создать свой информационный иммунитет, исключающий деформацию культуры и сознания общества.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах