МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

Дети под надзором

Профилактику детских правонарушений вновь передают школам

В современном Казахстане проблема детской и подростковой преступности остается одной из ключевых социальных проблем, требующих комплексного подхода. Согласно официальным данным, в последние годы наблюдается динамика роста правонарушений среди несовершеннолетних, что побуждает власти к усилению мер профилактики.

Одной из таких инициатив стало предложение о возвращении функций профилактики под более строгий надзор образовательных учреждений и педагогов. Это подразумевает интеграцию школ в систему раннего выявления рисков, координацию с правоохранительными органами и внедрение антибуллинговых программ.

Тревожная статистика: рост детской преступности

Данные за 2023-2024 годы демонстрируют неоднозначную картину. С одной стороны, фиксируется рост числа правонарушений, с другой — в некоторых аспектах отмечается снижение благодаря профилактическим мерам. Только в 2024 году зарегистрировано 1890 правонарушений, совершенных несовершеннолетними. Это на фоне общего увеличения преступлений среди детей: ежедневно в стране совершается около пяти таких инцидентов, и с начала 2024 года рост отмечен во многих регионах. В 2023 году несовершеннолетние совершили на 11 процентов больше правонарушений по сравнению с предыдущими периодами. Общий уровень подростковой преступности остается высоким. В 2022 году — 1735 случаев, в 2023-м — 1823, а в 2024-м наблюдается дальнейшее увеличение. Кроме того, за 10 месяцев 2024 года количество несовершеннолетних, пострадавших от уголовных правонарушений, выросло на 52 процента, а общее число таких инцидентов достигло трех тысяч — на 37,1 процента больше, чем годом ранее.

Однако есть и положительные тенденции. Подростковая преступность в 2024 году снизилась на шесть процентов благодаря мерам по защите детей. Это результат комплексных программ, включая открытие спортивных секций и творческих кружков. Тем не менее эксперты подчеркивают, что рост в отдельных категориях, таких как насилие и кражи, требует немедленного вмешательства, особенно в школьной среде, где дети проводят значительную часть времени.

Министр МВД Ержан Саденов считает, что причина роста правонарушений среди детей и подростков — слабый родительский контроль, особенно из социально уязвимых групп. Родители заняты работой и бытовыми заботами, в то время как дети предоставлены сами себе. Именно в этой связи вновь прозвучали предложения вернуть основной контроль за детьми в школы и закрепить за ними определенные функции. Иначе говоря, теперь педагоги должны будут предотвращать любые правонарушения, выявлять и пытаться устранить причины возможного девиантного поведения, проводить работу с семьями, заниматься организацией досуга и сотрудничать со специальными службами.

Школы в Казахстане давно вовлечены в профилактику, но недавние инициативы усиливают их надзорную функцию. В апреле 2025 года Мажилис одобрил в первом чтении проект закона “О профилактике правонарушений”, который подключает систему образования к межведомственной работе. Это включает мониторинг поведения учеников, проведение антибуллинговых программ и координацию с полицией. С сентября 2025 года такие программы заработают во всех школах, фокусируясь на защите от насилия и суицидов.

В рамках комплексного плана по защите детей, утвержденного в 2024 году, школы реализуют меры по раннему выявлению рисков. Например, в общеобразовательных учреждениях проводятся мониторинг воспитательной работы и мероприятия по профилактике. Педагоги организуют классные часы, тренинги и работу с трудными детьми. В школах создаются советы профилактики, которые фиксируют случаи и проводят индивидуальную работу. Бесплатные творческие кружки и спортивные секции стали ключевым инструментом: они помогают занять детей и снизить риски девиантного поведения. В регионах полицейские проводят разъяснительные беседы в школах по профилактике. Однако критики отмечают проблемы: в некоторых школах фиксируются случаи укрытия правонарушений руководством, что ослабляет профилактику.

Чиновники всех уровней активно вовлекаются в решение проблемных вопросов. Президент Касым-Жомарт Токаев еще в 2024 году подчеркнул: «От усилий всех граждан зависит, каким этот год останется в истории страны», подразумевая коллективную ответственность за защиту детей.

Он акцентировал внимание на необходимости усилий по профилактике преступлений против несовершеннолетних. Министр внутренних дел Ержан Саденов говорит о том, что семейные ценности, прежде всего, влияют на становление личности: «В семье закладываются корни убеждений». Он подчеркнул роль образования в формировании правового сознания, а также представил видение, как перевоспитывать казахстанцев через школьные программы.

Депутат Мажилиса Асхат Аймагамбетов выступил с критикой. Он считает, что профилактику правонарушений «взвалили на школы» без достаточной поддержки, что может привести к перегрузке педагогов. В дебатах по законопроекту он указал на необходимость персональной ответственности чиновников: школы не должны нести избыточную ответственность за правонарушения среди подростков. И предложил вернуть школьных инспекторов: «Я его поддерживаю, однако до второго чтения прошу рассмотреть следующее вопросы. По учителям и школьным инспекторам. Многие годы ювенальные инспекторы работали со школьниками и семьями из групп риска. Однако в последние годы эта штатная должность была исключена из школ, и вся нагрузка легла на преподавателей. Учителя не являются сотрудниками правоохранительных органов. В результате мы наблюдаем рост случаев буллинга и проблемного поведения среди подростков. Согласно недавнему исследованию TALIS, по сравнению с прошлыми годами проблема поведения школьников стала особенно актуальной — это во многом следствие недостаточной профилактической работы правоохранительных органов».

Аймагамбетов отметил также, что в школах по-прежнему не хватает школьных психологов. По закону они положены. Но картина сейчас такова, что на одного психолога приходится 1800 учеников.

«Без решения этого вопроса проводить профилактическую работу крайне сложно. Необходимо вернуть школьных инспекторов, утвердить регламент их деятельности и решить вопрос с социальными педагогами. На организации образования ложится огромная нагрузка по профилактике, однако у школ нет для этого достаточных ресурсов. Не до конца понятен и механизм работы закона: возможно, вновь крайними окажутся учителя. Вопрос учета прогульщиков сведен к десятидневным пропускам — по сути, возвращается советская система. Проблема внутришкольного учета также не решена. В статье 79 описана работа комиссий по делам несовершеннолетних, но единый регламент межведомственного взаимодействия отсутствует. Без четкой вертикали эти комиссии рискуют остаться неэффективными», — сказал депутат.

Педагоги, в свою очередь, подчеркивают уникальную роль школ. «Профилактика правонарушений как один из способов защиты детей требует совместных усилий педагогов и родителей. Роль школы в профилактике преступлений несовершеннолетних трудно переоценить, особенно в наши дни, — говорится в методических рекомендациях и подчеркивается: — Специфическая задача школы — ранняя профилактика, так как ни одна другая структура не в состоянии так близко работать с детьми». Педагоги реализуют планы по предупреждению, включая занятия с детьми с нарушениями поведения и заседания советов профилактики.

Для успешной реализации задуманных целей каждой школе необходим штат педагогов-психологов. В идеале по одному специалисту на 300 человек. Сейчас на одного психолога приходится почти полторы тысячи человек, иногда больше.

Педагог-психолог из столичной гимназии Ирина Астрелина считает, что причина кадровой нехватки — низкие зарплаты: «Мои коллеги хотели бы работать в школах. С большим удовольствием. Но как услышат о том, какие там зарплаты, желание пропадает».

Депутат Мажилиса Юлия Кучинская обратилась к министру внутренних дел Ержану Саденову и представителю Министерства просвещения с вопросом о роли педагогов в воспитательном процессе, который определяется в новом законопроекте о профилактике правонарушений. По ее словам, проект закона вводит понятие воспитания несовершеннолетнего как непрерывного процесса воздействия на ребенка со стороны родителей или других законных представителей, а также работников государственных органов. Но в этой формулировке не упоминаются педагоги или воспитатели, которые также должны участвовать в воспитании детей. На что глава МВД Ержан Саденов пояснил, что педагоги как воспитатели предусмотрены в другой статье законопроекта.

«В принципе, педагог как воспитатель указан в статье 23 настоящего законопроекта. Я понял, что вы имеете в виду глоссарий — можно будет рассмотреть и включить это определение в первую статью. Это действительно очень правильный вопрос, и мы, вероятно, обсудим его в рабочей группе».

Возвращение профилактики под надзор школ — шаг в условиях статистики 2023-2024 годов. Несмотря на рост в 52 процента пострадавших детей, меры вроде антибуллинговых программ дают надежду на снижение. Общественное мнение показывает баланс поддержки и критики, а педагоги подчеркивают важность раннего вмешательства. Главное — обеспечить ресурсы для школ, чтобы инициатива не осталась на бумаге.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах