МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

Записки хронолога

Василий Верещагин: «Сдавайся!» — «Убирайся к черту!». Большая игра: козыри в рукавах джентльменов. И.И. Гейер: «Из всех уездных городов Сыр-Дарьинской области Чимкент, бесспорно, самый красивый». Казусы: адмирал Колчак строил Турксиб?

В.В. Верещагин. «Парламентеры»

История 1: про то, как баталист Верещагин черпал вдохновение в казахских степях

Одна из самых сильных по накалу страстей картина Василия Верещагина из «Туркестанской серии» «Парламентеры» «Сдавайся!» — «Убирайся к черту!» была создана автором под впечатлением нескольких событий, случившихся на территории Казахстана. На полотне — окруженная многократно превосходящими силами противника в безводной степи горстка русских воинов. Обреченная, но не намеренная складывать оружие.

По мнению критиков и исследователей (Андрей Лебедев, Лев Демин и др.), в основу сюжета положен случай, произошедший близ Казалинска незадолго до прибытия туда Верещагина. Столкновение казачьей сотни есаула Анчокова с отрядом легендарного султана Садыка, сына Кенесары. Застигнутые врасплох казаки в течение нескольких суток без воды и питья отбивались от тысячного отряда, прячась за трупами разлагавшихся от жары убитых лошадей. И выстояли, потеряв 20 человек убитыми.

Дописывая картину в Мюнхене (где и работал над «Туркестанской серией»), Верещагин, по его свидетельству, обращался и к собственному участию в подобном столкновении в Семиречье в 1869 году.

Картина находится в Третьяковской галерее в Москве.

Памирский отряд полковника Ионова

История 2: о том, как будущий Семиреченский губернатор решил судьбу Памира

Михаил Ефремович Ионов (1848 — 1924), незаурядный представитель своего времени, достоин того, чтобы о нем вспомнить. Тем более что он — военный губернатор Семиречья, наказной атаман местного казачьего войска — был похоронен в АлмаАте. И до конца оставался жителем полюбившегося ему города. Но тут мне хотелось бы вспомнить один эпизод из жизни Ионова, с Семиречьем не связанный.

В конце XIX века в регионе Большого Туркестана назрели качественные политические изменения. Две мировые империи, Российская и Британская, доселе делавшие политику чужими руками (в чем Англия традиционно преуспевала), впервые столкнулись тут лицом к лицу. И лица эти, представляющие две самые могущественные державы того времени, были весьма замечательны и вполне конкретны. Полковнику Михаилу Ионову противостоял капитан Френсис Янгхасбенд (Юнгусбенд, Янгсбенд и пр. — фамилия весьма вольно трактовалась в русских переводах) — еще один легендарный участник Большой игры, прославившийся своим походом на Лхасу.

Капитан вышел из Кашгара, намереваясь прощупать силу русских на Памире, а полковник, уже выполнив аналогичную задачу, возвращался из разведывательного похода за Гиндукуш (по тылам!), открывая возможные пути из Русского Туркестана в Британскую Индию. Знаковая встреча двух «игроков» случилась на берегах Вахандарьи, посередине спорных территорий, на которые в те годы претендовали не только англичане и русские, но также афганцы и китайцы.

Несмотря на всю нелепость этого случайного столкновения двух враждебных экспедиций, затерянных в лабиринте неисследованных гор (столкновения, имевшего судьбоносные последствия!), участники повели себя вполне достойно. Выпили, закусили, поговорили о том о сем и признались в дружеском расположении друг к другу (вполне искренне). После чего Ионов (от лица России) предложил Янгхасбенду (и в его лице всей Британии) незамедлительно очистить эту территорию.

Чем аргументировал? Новенькой картой, указывающей на то, что эта земля уже закреплена за Россией.

Чем рассеял сомнения? Присутствием пары десятков отчаянных казаков своего конвоя.

Шум поднялся позже, когда весть о столкновении на Крыше мира достигла ушей и умов на берегах мутной Темзы. Гипертрофированные британские страхи за Индию вылились в характерный для англосаксов взрыв общественного психоза.

Тому, кто следит за состоянием медийнополитической жизни современного Лондона, все происходившее тогда, полтора столетия назад, может показаться до боли родным. Тут и сообщение «Таймс» о «гибели Янгхазбенда» в стычке со «злобными русскими». И призыв либерального пэра, лорда Росбери, начать крестовый поход против России, бессовестно захватившей «Гибралтар Гиндукуша».

И так далее, и тому подобное.

Зубовный скрежет достиг СанктПетербурга и заставил отреагировать. Тогдашняя Британия все же была не ровня сегодняшней карлице. Чтобы спустить пар в международных отношениях (в России тогда хватало проблем и без того), правительство возложило вину... на самого

Ионова. Обвинив того в превышении полномочий при встрече с Янгхазбендом. Но это в расчете на зрителя. Обвинение не воспрепятствовало Александру III «в кулуарах» облобызать памирского героя, подарить ему золотой перстень и... произвести в генералы!

Я, конечно, несколько упрощаю и сокращаю всю эту захватывающую историю с захватом Памира, однако хочу акцентировать внимание, что именно благодаря действиям Михаила Ионова в 1891-1895 годах границы в регионе установились совсем не так, как это мечталось Лондону. Любопытно, что именно тогда определились нынешние территории двух суверенных государств, возникших на обломках Империи и Союза и владеющих Памиром, — Таджикистана и Кыргызстана.

История 3: что писали про Чимкент начала прошлого века

Чимкент в начале прошлого века представлял собой сонный и мирный городишко. Не было там еще ни свинцового, ни фосфорного, ни пресс-автоматного заводов, никогда не слыхали местные житель свистка паровоза, и уж подавно никто не знал про «бессмертную чимкентскую мафию». Правда, город все же трудился в поте лица: поставляя Ташкенту сайрамскую пшеницу и сливочное масло, а фабрикам России — шерсть, мерлушку и кишки.

Что писали о том Чимкенте современники?

«Из всех уездных городов СырДарьинской области Чимкент, бесспорно, самый красивый», — констатирует изданный в 1901 году в Ташкенте «Путеводитель по Туркестану» И.И. Гейера.

«Довольно живописное положение, сравнительно умеренная температура лета, много зелени и отличная вода, получаемая из Качкаратинских ключей, делают Чимкент санитарным пунктом, привлекающим дачников из Ташкента и больных, приезжающих сюда на лето для пользования кумысом», — присовокупляет сведения энциклопедия Брокгауза-Ефрона.

Вторил энциклопедии и XIX том наиболее универсального и компетентного географического справочника «Россия» («Туркестанский край») за 1913 год: «Живописное местоположение, много древесной растительности в русской части города, хорошая ключевая вода и сравнительно умеренная температура лета (высота города 1650 футов над уровнем моря) привлекают в Чимкент на лето многих туркестанцев, здоровых и больных, последние обыкновенно приезжают сюда для кумысного лечения».

История 4: про вклад верненских думцев и адмирала Колчака в Первую советскую пятилетку

Турксиб — стройка Первой пятилетки (1929-1932). Между тем стержневой костыль во всю эту железнодорожную эпопею был забит верненскими думцами, которые первыми высказали идею связать железной дорогой Туркестан с Сибирью. Через Верный. И даже создали специальную комиссию. Это было еще в 1896 году.

Среди аргументов необходимости строительства такой дороги красовались не только экономические соображения (обмен туркестанским хлопком, сибирским лесом и семиреченским зерном), но и военно-стратегические замыслы, относящиеся к экспансии в сторону Китая. Что сыграло ключевую роль при обсуждении инициативы в правительстве, сказать трудно, однако уже в 1906 году были выделены деньги и утвержден черновой проект трассы от Барнаула через Семипалатинск, Верный и Луговое на Арысь.

А в 1907 году начались изыскательные работы.

В «мрачные времена» стройка, понятное дело, не могла стать народной, потому велась не столь стремительными темпами, как позже, в эпоху Турксиба, не сопровождалась шумными победами, митингами и рапортами, а шла себе строго по графику.

Уже в 1915 году началось временное движение от Новониколаевска (Новосибирска) до Семипалатинска. А с другой стороны, с юга, к 1917 году строители добрались от Арыси до Бурного.

Потом в стране началась кровавая чехарда Гражданской войны. Но (и это знаменательно) строительство Предтурксиба не прекращалось. Есть любопытные данные о том, что даже при сибирском диктаторе Колчаке было уложено почти 150 километров рельсов от Семипалатинска к Сергиополю (Аягузу). А чуть позже (но до официального начала строительства Турксиба), в 1924 году, первые поезда появились в Пишпеке.

Так что по большому счету значительная часть дороги, которая должна была связать Транссибирскую и Туркестанскую магистрали, была готова еще до начала всенародной стройки.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах