МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

Проблема детских садов решена?

В 2025 году в РК 95 процентов детей от двух до шести лет будут охвачены дошкольным воспитанием

Дошкольное образование в РК играет ключевую роль в формировании человеческого капитала, обеспечивая раннее развитие детей и создавая основу для их дальнейшего обучения. В последние годы страна добилась значительных успехов в расширении доступа к дошкольным учреждениям, однако сохраняются вызовы, связанные с качеством, финансированием и кадрами. К 2028 году Казахстан ставит амбициозные цели, в том числе 100-процентный охват детей от двух до шести лет дошкольным воспитанием и обучением.

За последние шесть лет Казахстан значительно продвинулся в решении проблемы очередей в детские сады. В 2019 году в очереди на получение места в дошкольных учреждениях находились 446 176 детей в возрасте от двух до шести лет. К первому января 2025 года этот показатель сократился до 84 тысяч, то есть почти в пять раз. Этот результат стал возможен благодаря строительству с 2019 года 1367 новых детских садов, что увеличило до 11,8 тысячи общее число дошкольных организаций, охватывающих более миллиона детей.

Ваучерная система финансирования — ключ к успеху

По данным Министерства просвещения РК, в 2024 году охват дошкольным воспитанием и обучением составил 93,1 процента, а в 2025 году планируется довести этот показатель до 95 процентов. Премьер-министр Олжас Бектенов подчеркивает, что переход от маломощных мини-центров к полноценным детским садам с устойчивой материально-технической базой стал ключевым фактором успеха. В 2024 году открыто 125 новых дошкольных организаций на 8849 мест, а до конца 2025 года планируется обеспечить более 77 тысяч новых мест.

Одним из главных достижений стало внедрение ваучерной системы финансирования, запущенной в пилотном режиме в Таразе в июле 2024 года. Эта система позволяет родителям использовать ваучер для оплаты услуг любого детского сада, соответствующего требованиям, будь то государственный или частный. Ваучеры повысили прозрачность распределения мест, устранили фиктивные списки и сэкономили более 27 миллиардов тенге. К 2025 году система действовала в 12 городах и трех районах, а к концу года планируется ее внедрение по всей стране. Главный принцип — деньги идут за ребенком, а не за учреждением.

Министр просвещения Гани Бейсембаев отметил: «Цифровизация и ваучерное финансирование кардинально изменили подход к распределению мест в детских садах. Мы устранили перегруженные электронные очереди и непрозрачные схемы, что особенно важно для крупных городов».

С 1 июля 2025 года в Алматы начало действовать ваучерное финансирование детских садов. Это означает, что теперь именно родители выбирают, в какой детский сад направить деньги, выделяемые государством на обучение ребенка. Это новый подход, который дает родителям больше свободы, прозрачности и выбора.

Что такое ваучер? Ваучер — это электронный сертификат, который подтверждает, что государство выделило средства на обучение ребенка в детском саду.

Эти средства поступают на специальный эскроу-счет ребенка, используются только для оплаты детсада, не могут быть потрачены на что-либо другое. Если раньше государство напрямую финансировало конкретные детские сады, то теперь деньги поступают на специальный счет ребенка, и родители сами решают, в какой детский сад их направить. Ваучерное финансирование утверждено Приказом министра просвещения РК No 53 от 1 марта 2024 года.

Согласно приказу No 372 Министерства просвещения РК, с 1 июля 2025 года в г. Алматы внедряется ваучерное финансирование дошкольных организаций. Это делается для того, чтобы родители могли самостоятельно выбирать детский сад исходя из своих предпочтений, а также для обеспечения прозрачности распределения мест. С момента перехода, то есть с 1 июля, все действия — подача заявления, получение ваучера, выбор садика и зачисление — осуществляются через портал Balabaqsha SmartNation. В новой системе нет необходимости ловить места или заходить в определенные дни. Ваучеры будут выдаваться автоматически — в порядке очередности, автоматически переведена в ваучерную систему, при этом все дети будут распределены по 21 категории (как предусмотрено законодательством), и выдача ваучеров будет осуществляться по порядку очереди.

Все дети, которые на момент запуска новой системы входят в контингент, то есть достигли возраста зачисления и имеют актуальную заявку, автоматически становятся ваучеродержателями. Им не нужно отдельно получать или активировать ваучер — система автоматически присвоит им статус ваучеродержателя без дополнительных действий со стороны родителей. После подтверждения ваучера есть пять рабочих дней. Если родители не успели, ваучер аннулируется.

Проблемы есть, и они системные

Однако, несмотря на прогресс, сфера дошкольного образования в Казахстане сталкивается с рядом системных проблем. Независимый эксперт качества детских садов Гаухар Киикова выделяет пять ключевых блоков: финансирование, кадры, подходы, наука и качество.

Финансирование дошкольного образования остается одной из главных проблем. В 2020 году на эту сферу выделялось всего 0,51 процента ВВП, что значительно ниже рекомендуемого уровня ОЭСР и ЮНИСЕФ (1-2 процента ВВП). Низкие расходы приводят к дефициту мест, низкой заработной плате педагогов и недостаточному оснащению детских садов. Среднемесячная зарплата работников дошкольных учреждений во втором квартале 2023 года составляла 271 150 тенге, что составляет 45,2 процента от средней зарплаты по стране. Министерство просвещения планирует увеличить расходы на образование до 6-7 процентов ВВП в ближайшие годы, однако дошкольное образование пока не получает должного приоритета.

Нехватка квалифицированных педагогов — еще одна серьезная проблема. Только 72,9 процента работников дошкольных учреждений имеют педагогическое образование. Нянечки, которые проводят с детьми весь день, часто не имеют специальной подготовки. Устаревшие программы подготовки в вузах и колледжах не учитывают современные научные данные и индивидуальный подход к детям, включая создание инклюзивной среды.

Гаухар Киикова отмечает: «Обучение педагогов строится на устаревшей модели, где группа детей рассматривается как единое целое, а не как индивидуальности. Это не соответствует современным требованиям, особенно в инклюзивном образовании». В 2021 году по программе «Болашак» впервые добавили специальность «дошкольное воспитание и обучение», но это пока не решает проблему системно.

Дошкольное образование в Казахстане страдает от «академизации» и «школяризации». Государственный стандарт 2012 года строго регламентирует занятия, их последовательность и продолжительность, что не соответствует природе развития ребенка через игру и эксперименты. Детские сады часто напоминают школы: парты, доски и стандартизированные программы подавляют индивидуальные потребности детей. Киикова подчеркивает: «Дошкольный период воспринимается как подготовка к школе, а не как самостоятельный этап развития».

Несмотря на официальный охват 93,1 процента в 2024 году, реальный охват детей от рождения до шести лет составляет лишь 38,36 процента (885 033 из 2 306 800 детей). Это связано с методологией подсчета, учитывающей только детей в очереди. В сельских и отдаленных районах доступ к детским садам остается ограниченным, а качество услуг в частных садах, открытых в рамках программы «Балапан», часто не соответствует стандартам из-за упрощенной процедуры лицензирования.

Надо повысить зарплаты

Казахстан активно работает над устранением проблем в дошкольном образовании через цифровизацию, инфраструктурные проекты и новые подходы к финансированию. Ключевые меры включают цифровизацию и ваучерное финансирование. Цифровые сервисы, такие как приложения для записи в детские сады, повышают прозрачность и устраняют коррупционные схемы. Ваучерная система, начатая в 2024 году, стимулирует конкуренцию между детскими садами и улучшает качество услуг. Министр Бейсембаев отметил: «Ваучеры дают родителям свободу выбора, а детским садам — стимул повышать качество». К концу 2025 года система будет внедрена по всей стране.

Согласно пошаговому плану на 20232027 годы, в 2025-м планируется ввести 77 тысяч новых мест. В 2024 году отремонтировано и оснащено 260 государственных детских садов, а в 2025-м планируется реновация еще ряда учреждений. Министерство также предлагает крупным компаниям строить корпоративные детские сады по примеру Google и Apple.

До конца 2025 года собираются открыть 4245 консультационных пунктов для родителей, чьи дети не посещают детские сады, чтобы помочь с воспитанием и развитием в домашних условиях. Также запущен проект «Тілге бойлау», охватывающий 500 тысяч детей, для изучения казахского языка через погружение. Для детей с особыми образовательными потребностями планируется 90-процентный охват специальной психолого-педагогической поддержкой.

К 2028 году Казахстан стремится обеспечить 100-процентный охват дошкольным образованием. В 2027-2029 годах планируется ввести лицензирование частных детских садов для повышения качества.

Премьер-министр Олжас Бектенов подчеркнул: «С 2019 года мы построили более 1300 детских садов, что позволило сократить очередь в пять раз. Цифровизация и ваучерное финансирование сделали систему прозрачной и ориентированной на семьи».

Министр просвещения Гани Бейсембаев в беседе с Kazinform отметил: «Мы видим прогресс, но впереди еще много работы. В 2025 году мы сосредоточимся на качестве, включая повышение зарплат педагогов и улучшение инфраструктуры».

На 2025 год прогнозируется увеличение числа детей двух-шести лет на 132 572, а трех-шести лет — на 97 114, что создает дополнительную потребность в местах. Несмотря на успехи, сохраняются и проблемы. Качество образования и устаревшие стандарты, а также низкая квалификация педагогов требуют обновления программ подготовки и повышения зарплат. Также присутствует региональный дисбаланс. В крупных городах и сельских районах доступ к детским садам остается неравномерным. Для достижения уровня ОЭСР необходимо увеличить расходы до 1-2 процентов ВВП.

Дошкольное образование в Казахстане демонстрирует устойчивый прогресс: очередь сократилась в пять раз, охват вырос до 93,1 процента, а цифровизация и ваучерное финансирование повысили прозрачность и доступность. Однако низкое финансирование, дефицит кадров и устаревшие подходы требуют дальнейших реформ. К 2025 году страна планирует охватить 95 процентов детей дошкольным образованием, а к 2028 году — 100 процентов. Успехи зависят от системных изменений, включая повышение качества подготовки педагогов, модернизацию стандартов и равномерное развитие инфраструктуры по регионам.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах