МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

Педагоги против репетиторов

Союзники или противники? Кто из них вносит больший вклад в образование ученика?

Сейчас лето — пора самых длительных каникул. Однако многие ребята не теряют времени зря, а подтягивают свои знания. В современном образовательном пространстве все чаще можно услышать, что ученики помимо школьных занятий дополнительно занимаются с репетиторами. Нет ли негласного противостояния между педагогами?

Практика показывает, что границы между этими профессиями все больше размываются. В некоторых случаях профессии педагога и репетитора и вовсе соединяются в одном человеке.

Двойная роль

— Я сама и учитель в школе, и репетитор по химии. Знаю особенности работы изнутри. Среди моих коллег нет никакого негативного отношения к репетиторам. Наоборот, они, например, тоже хотели бы подрабатывать таким образом, но не знают, где найти учеников. Для меня это просто подработка, — рассказывает Шолпан Галиева.

Совмещать работу в школе и репетиторство — практика нередкая. По словам педагогов, это помогает улучшить материальное положение и глубже понять индивидуальные потребности учеников.

— Когда занимаешься с одним ребенком, усвоение учебного материала составляет 90 процентов. А когда работаешь с целым классом — это совсем другое. Одни быстро усваивают, другие нет. Все-таки за 45 минут урока сложно многое объяснить. По химии уроки всего два раза в неделю. Ученикам трудно. Бывают сложные темы, которые они не могут понять. Потом еще дети на уроках постоянно отвлекаются на телефон, — объясняет Шолпан Армановна.

Одна из тем, вызывающих беспокойство родителей, — не возникнет ли недопонимания между учителем и репетитором. Не упрекнет ли школьный преподаватель ребенка в том, что его неправильно научили «на стороне».

— В основном ученики не говорят в школе, что занимаются с репетитором. Поэтому таких ситуаций, чтобы учитель попрекал ребенка тем, что репетитор неправильно учит, в моей практике не было. Мы всегда стараемся по программе работать. Почему ученики не говорят, что занимаются с репетитором? Мне кажется, они ничего не опасаются. Просто не хотят афишировать, что дополнительно занимаются, желают оставить мнение, что они все-таки самостоятельно хорошо усваивают программу, — говорит репетитор.

Такое поведение связано скорее с личными причинами учеников, чем с каким-либо давлением со стороны школы. Более того, большинство учителей понимают необходимость дополнительных занятий, особенно в случае сложных предметов, таких как, к примеру, химия. Это говорит еще и о социальном аспекте профессии: репетиторы остаются в тени, несмотря на важную роль в обучении. Репетитор — это не просто учитель, это наставник, психолог и партнер, который помогает ребятам достигать целей, преодолевать трудности и раскрывать свой потенциал.

Мотивация: от оценок до поступления

Причины обращения к репетитору разнообразны, кто-то хочет подтянуть школьную программу, другие готовятся к экзаменам и поступлению в профильные вузы.

— Я работаю учителем в обычной школе, а репетитором — для учеников гимназии, где условия пожестче. Оценки должны быть хорошими, чтобы оставаться в гимназии. Некоторые занимаются с репетитором, так как собираются поступать в медицинские колледжи на химические факультеты. Также таким образом готовятся к ЕНТ, — делится опытом педагог.

Гибкий формат

Благодаря развитию технологий многие учителя совмещают обе роли не выходя из дома.

— Если бы у меня в школе была полная нагрузка, я бы отказалась от репетиторства — не успевала бы. Совмещать мне не тяжело, так как я онлайн-репетитор, веду занятия по видеозвонку, — поясняет Шолпан Армановна, которая уже 13 лет занимается частным преподаванием. Она окончила химический факультет Карагандинского государственного университета имени Е.А. Букетова, а также магистратуру по специальности "естественная химия".

Профессии учителя и репетитора не противоположности, а скорее взаимодополняющие формы одной и той же миссии — дать ученику качественное образование. В современных условиях — с загруженными школьными программами, минимальным количеством часов и высоким уровнем требований — репетиторство становится не роскошью, а поддержкой. Главное, чтобы между всеми участниками процесса сохранялось доверие, уважение и понимание общей цели — помочь ученику.

Репетиторство как вид заработка появилось очень давно, еще во времена царя-батюшки. Однако сегодня по сравнению с теми же российско-имперскими и советскими реалиями существенно изменились и цели, и формы, а также сущность данных услуг. Да и сам контингент педагогов совсем другой. Итак, кто они, современные репетиторы?

Эта работа не для энтузиастов. Здесь нужны профессионалы, знающие именно особенности экзаменов. Обычно такой специалист находится не сразу. Чаще всего родитель сначала нанимает «инфоафериста», чья реклама и псевдоотзывы торчат на самых видных местах в популярных поисковиках. Даже внутри онлайн-школ эти горе-специалисты самые активные. Что уж говорить про всякие сайты вроде профи.ру. Причем ставка и качество далеко не всегда коррелируют.

Работа в классе и индивидуальные занятия имеют свои особенности, задачи и вызовы. Чем же отличается труд репетитора от работы учителя? В чем плюсы и минусы каждой профессии?

Главное отличие репетиторской работы — это формат “один на один” или “один на группу из двух-трех человек”. Такой подход позволяет гибко подстраивать темп, методы и даже стиль преподавания под конкретного ученика.

В школе учитель работает сразу с 25-30 детьми. При всем его профессионализме сложно одновременно отслеживать прогресс каждого, особенно когда ученики находятся на разном уровне подготовки.

Посчитаем время, которое тратят на ученика учитель в школе и репетитор. Пусть в школе шесть уроков математики в неделю (это 270 минут) и 30 учеников в классе. Есть классы по 35 человек. Тогда на одного ученика учитель тратит девять минут в неделю (270 разделили на 30). Репетитор при занятиях 90 минут в неделю индивидуально с учеником тратит на него все 90 минут. В 10 раз больше, чем учитель!

Репетитор сам формирует свой график, определяет нагрузку, количество учеников и формат занятий (офлайн или онлайн). Это дает большую гибкость, особенно для тех, кто совмещает репетиторство с другой работой. Учитель же привязан к школьному расписанию, обязан проводить уроки в строго отведенное время, посещать педсоветы, совещания, вести документацию и проверять контрольные.

Репетитор чаще всего работает с мотивированными учениками — теми, кто хочет подтянуть знания, сдать экзамены, поступить в вуз. В школе же приходится иметь дело со всеми детьми, включая тех, кто не заинтересован в предмете, не имеет мотивации или испытывает трудности в обучении.

У учителя огромная административная и методическая нагрузка: ведение журналов, оценивание, участие в олимпиадах, отчетность, взаимодействие с родителями и администрацией. Он несет ответственность за всю классную группу и результаты обучения по предмету в целом. У репетитора ответственность точечная: за успех конкретного ученика. При этом результаты более очевидны. Когда, например, ученик начинает получать более высокие оценки или успешно сдает экзамен.

Работа учителя и репетитора различается по формату, условиям и задачам, но обе профессии направлены на одну цель — дать знания и поддержку ученику. Учитель закладывает фундамент, работает системно и в условиях школы, а репетитор помогает углубить понимание, восполнить пробелы или выйти на новый уровень. Они не конкуренты, а партнеры в образовательном процессе.

Успешный репетитор должен обладать не только глубокими знаниями в своей области, но и рядом личностных качеств, таких как терпение и такт, коммуникабельность, умение заинтересовать, гибкость в подходах, ответственность. Это профессия, в которой важно не только знать, но и уметь передать. Вклад репетитора в успех ученика часто оказывается решающим — будь то сдача экзамена, поступление в вуз или просто обретение уверенности в своих силах.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах