МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

Занимательные приключения гида

Туристам без представителей этой профессии обойтись очень трудно

Ислам Сейтхазин — бухгалтер, гид и аниматор. Любимое его место — озеро Иссык. На Чарынском каньоне Ислам впервые «попробовал на зуб» работу гида. У водопада Медвежьего его подхватил под руку едва знакомый парень.

И странно этот мир устроен, как черно-белое кино...

Наш рассказ — об Исламе Сейтхазине, без которого нельзя представить себе казахстанскую ассоциацию гидов. Он бухгалтер, ведет курсы «Без «Б» для тех, кто хочет научиться работать без бухгалтера. Он консультирует, подсказывает, знает законы и помогает новичкам в их предпринимательской деятельности. Однажды мы вместе поехали в тур, повезли на озеро Иссык юных спортсменов на трех автобусах, и в каждом из них — по гиду. Прибыли в музей-заповедник «Золотой человек». На экскурсию ребята отправились небольшими группами, и те, кто выходил из музея, маялись в ожидании. Дети активные, они бегали по территории, а Ислам как-то легко и быстро сумел собрать их вокруг себя и предложил занимательную игру. Нам же он сказал, что долго работал аниматором. Мы расслабились, встали в сторонке и с восхищением наблюдали за его блестящей работой.

Гидом Ислам Сейтхазин стал, можно сказать, по воле случая. Семья жила в Талгаре. Перед поступлением в институт он приехал в Алматы по делам, а когда вернулся на автовокзал, спросил у прохожего, как ему доехать до Талгара. Тот показал на микроавтобусы и сказал: «Садись в любой, все едут в том направлении». Молодой человек воспользовался наушниками, включил музыку, забился в уголок и задремал. Когда проснулся, увидел, что кругом расстилается степь. Ни домов, ни пробок.

— А мы где? Куда едем?

Сидевшая впереди женщина обернулась и с удивлением ответила:

— Как куда? На Чарын.

— Какой Чарын, мне надо в Талгар! — не понял парень.

— Теперь попадешь в свой Талгар только к вечеру, — засмеялся водитель и посильнее вдавил педаль газа.

И так нежданно-негаданно Ислам сел в туристический автобус. Когда прибыли к Чарынскому каньону, он оценил красивый пейзаж и стал слушать рассказ гида: «Мы находимся в Алматинской области, в таком-то районе, перед нами Чарынский каньон...». В его памяти всплыли школьные знания по географии и истории, и Ислам стал говорить, что какие-то слои в обрывах каньона образовались по причине существовавшего здесь озера, что черные полосы в этом «слоеном пироге» возникли из-за вулканической деятельности и черную линию можно увидеть в скалах половины земного шара. Ходил следом за гидом и вставлял свои «пятачки». А гид сказал юноше, что он очень хорошо рассказывает, и спросил, не хотел бы он стать экскурсоводом. Но молодой человек горячо заверил:

— Нет, что вы, я буду бухгалтером!

Через пару месяцев старший брат, который подрабатывал в туризме в качестве фотографа, предложил ему съездить на Чарын. Сам он поехать не мог и искал себе замену.

— А я же там уже был! — обрадовался Ислам.

— Вот и хорошо. Значит, знаешь, где лучше фотографировать туристов, — заметил брат.

Куда пойти, куда податься, как в мире этом не потеряться?

Оставалось совсем немного времени до окончания школы, а Ислам никак не мог выбрать, чем ему заниматься в жизни. Мать тянула сыновей одна, и ему нужна была профессия, которая даст «железный» заработок. Думал, не стать ли журналистом, артистом, врачом. Очевидно, что с его невероятным обаянием, способностями, умением общаться, заводить знакомства и выглядеть суперстильно он мог бы быть профессионалом в любом из этих направлений.

В Талгаре у них была соседка — мудрая женщина, которая в войну получила ранение в ногу осколком гранаты. В детстве братья постоянно забегали к ней, помогали по хозяйству, а когда она выходила во двор, подолгу гуляли вместе. Она рассказывала разные истории, давала умные советы и была для детей настоящим другом. Бабушка давно ушла из жизни, а Исламу однажды приснился такой сон. Ясный день, цветет и пахнет липа, дорожки во дворе чистые, все убрано и все цветное. В своем старом джемпере появляется соседка. Она подходит к Исламу, берет его под руку, другой опирается на палочку, и они неспешно идут дальше вместе.

Во сне юноша пожаловался, что не может выбрать себе дело, и не помнил в точности, что посоветовала соседка, но смысл был таким, что беспокоиться не стоит, потому что он найдет себя в любой области. Вот она была учительницей, но работала по специальности недолго, потому что жизнь диктует свои условия. Тут картинка во сне стала черно-белой, и соседка теперь наблюдала за Исламом со своего балкона, будто вела его, находясь по ту сторону реальности.

Проснувшись, парень почувствовал легкость. Он перестал маяться, перебирая профессии, и начал действовать, словно получил толчок. Журналистика, театр и медицина без него обошлись. Он состоялся как бухгалтер. «Без людей этой специальности вообще не обойтись», — решил тогда Ислам и стал студентом соответствующего вуза. Правда, после первого курса переживал, что всей этой рутиной ему придется заниматься до пенсии, но постепенно втянулся, получил степень магистра и продолжает заниматься на различных курсах, совершенствуя свои знания. Он живет в городе, очень много работает, по выходным спешит к маме в Талгар, изредка ездит в туры в качестве гида.

Когда тур двухдневный, с ночевкой, то вечерами все собираются на посиделки и слушают истории. Если туристы ночуют в гостевом доме где-нибудь недалеко от нижнего Кольсая, то есть возможность разжечь во дворе дома костер и уютно расположиться вокруг огня. Ислам рассказывал туристам, что один его приятель увлекался исследованием заброшек. Они с другом однажды выбрали маршрут через несколько поселков, и там, где их заставала ночь, находили заброшку для ночлега.

В одном селении сталкеры заночевали в обгоревшем доме. Похоже, пожар успели потушить довольно быстро, потому что уцелели внутренние перегородки и крыша. Была осень. Парни расстелили на полу в одной комнатушке спальные мешки и заснули. Среди ночи вдруг послышался детский голос, кто-то жаловался на холод. Знакомый Ислама выбрался из спальника, прислушался, увидел полоску света под дверью. Он вошел в соседнюю комнату, и там все было в полном порядке. Никаких обгорелых стен, стоят стол и стул, на печке — чайник и кастрюлька, а перед печкой стоит маленькая девочка в сарафане. Он невольно сделал к ней шаг, и видение исчезло, вокруг снова был мрак и пахло гарью. Парень ущипнул себя, чтобы убедиться, что он точно видел это не во сне.

Утром ребята спросили у соседей, почему произошел пожар. Узнали, что там жила женщина с матерью и двумя детьми. Старушка умерла, и пенсии, на которую жили, больше не было. Тогда женщина стала ездить в город на заработки, старшую дочку брала с собой как помощницу, а младшую оставляла дома одну. Возможно, маленькая девочка пыталась растопить печь, и случился пожар. Мать погоревала, да и перебралась в город, а душа девочки, видимо, привязалась к дому, где рассталась с телом.

Кто попросил яблоко?

Однажды Ислам приехал с небольшой группой на озеро Иссык. Достал из рюкзака яблоко, вытянул его на ладони, сфотографировал водоем через крупный план и откусил румяный бочок. Позади кто-то спросил:

— Вкусное яблоко? А есть еще одно?

— Есть, — ответил Ислам.

— Угости, пожалуйста.

Ислам снял с плеч рюкзак, достал из него плод и протянул молодому человеку.

— А пива нет? Хорошо бы здесь пивка попить! — сказал тот.

— Пива нет. Есть вода.

— Жаль. А я всегда прихожу с работы, две баночки выпью и спать ложусь.

Парень сказал, что приехал с одной из групп. С берега озера Иссык туристов обычно везут в Тургеньское ущелье, где они поднимаются к Медвежьему водопаду. Вся группа Ислама уже прошла крутой подъем в конце пути, и только две пожилые женщины отставали. Ислам постоянно оглядывался назад — не пылит ли дорога? Тропа ведет от асфальта с небольшим набором высоты, местами проходит под скальными выступами, петляет через ручей, несколько крутых каменных ступеней ведут к переходу через речку, и тут во всей красе открывается водопад. Сейчас крутые ступени огорожены перилами, а тогда их не было, и в этом самом месте Ислам остановился, ища глазами отставших туристок. Он откинулся назад, стал терять равновесие и мог упасть с крутых камней, но кто-то сзади крепко схватил его под руку.

— Ты почему такой неаккуратный? — спросил с улыбкой тот самый парень, которого он угостил яблоком.

— Туристов высматриваю, — ответил Ислам.

— Ты смотри, расшибешься, — добавил парень и зашагал по тропинке.

Ислам дождался отстающих, пофотографировал туристов у водопада. Группа спустились вниз, и там Ислам снова увидел нового знакомого. В автобусе он рассказывал о природе, посетовал на то, что чуть было не упал с каменных ступеней, и спросил, описав наружность своего спасителя, помнят ли они такого. Но никто не обратил на него внимания.

А через два дня в социальных сетях Ислам увидел сообщение о розыске. На фото был тот самый молодой человек, совпадало и имя — Дмитрий. Дата под объявлением гласила, что он пропал неделю назад, ниже было написано «Найден мертвым».

Вот странно этот мир устроен... Как черно-белое кино...

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах